Вакурина Светлана Владимировна
«Скоро в школу: анализ простого предложения». Консультация для педагогов по речевому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый ребенок до поступления в школу должен уметь членить предложение на слова, определять в нем количество слов, называть любое слово по по-рядку, придумывать предложения по заданному количеству слов, составлять деформированное предложение, записывать предложения графически.
Для анализа предложения дается доступный по смыслу материал с постепенным увеличением количества слов в предложении.
Анализ предложения (игры и упражнения)
1. Назвать короткое (длинное) предложение. В начале даются предложения, значительно отличающиеся друг от друга количеством слов.
Например: 1) Дует ветер. Зимой дует холодный колючий ветер. 2) Котенок под стулом. Котенок сидит под стулом.
2. Составить предложение по сюжетной картинке.
Например: Мама поливает цветы.
3. Сосчитать, сколько слов в предложении.
Мама поливает цветы. – 3 слова.
4. Указать, место каждого слова в предложении.
Мама поливает цветы. 1-ое слово – мама. 2-ое слово – поливает. 3-е слово – цветы.
5. Распространить предложение путем увеличения количества слов (можно с опорой на сюжетную кар-тинку).
Например: Мама поливает цветы. – 3 слова. Мама поливает комнатные цветы. – 4 слова. Утром мама поливает комнатные цветы. – 5 слов. Утром мама аккуратно поливает комнатные цветы. И так далее.
6. Составить графическую схему предложения (1 слово – 1 линия).
Например: Заяц спрятался. (2 линии) Заяц спрятался под кустом. (4 линии)
7. Придумать предложения по заданной графической схеме. Или придумать предложения с заданным количеством слов (можно с опорой на сюжетные картинки).
Например: Придумай предложение из 2-х слов. - Наступила зима. Придумай предложение из 3-х слов. - Кошка ловит мышь. Придумай предложение из 4 слов. - Машина подъехала к дому.
8. Составить предложения из слов, данных в разбивку (все слова даны в правильной форме).
Например: Дедушка, в, купил, апельсины, магазине, сладкие. – Дедушка купил в магазине сладкие апельсины.
9. Составить предложения с определенным словом.
Например: Зоопарк - Вчера мы ходили в зоопарк.
11. Выбрать карточку с цифрой, соответствующей количеству слов в предложении. Я слушаю музыку. = 3.