Людмила Приходько
Опыт работы по экологическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по экологическому воспитанию
Наука об условиях существования живых организмов во взаимодействии их между собой и физической средой обитания называется экологией. Отдельные элементы среды, действующие на организм (воздух, свет, тепло, вода, пища, называют экологическими факторами. Среда – совокупность экологических факторов, которые влияют на распространение живых организмов. Растения и животные, находясь в тесной связи и взаимозависимости между собой и условиями неживой природы, создают определенные сообщества (биоценозы, экологические системы, которые в быту мы называем лесом, лугом, степью, водоемом и др. Состав этих сообществ обусловлен сходством требований, входящих в них видов растений и животных к физическим условиям мест обитания. Такая взаимозависимость возникаем на основе пищевых связей, использования получаемой энергии, необходимой для жизненных процессов.
Публикация «Опыт работы по экологическому воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Приспособление организма к условиям среды проявляется в сезонных явлениях природы, строении органов у животных и растений, а также в различных способах передвижения, питания, повадках животных, в различных потребностях растений в свете, влаге, воздухе, температуре.
Экологические знания детей дошкольного возраста определяются рамками основной образовательной программы Л. А. Венгера «Развитие» и ее разделом «Развитие экологических представлений». Ребята наблюдают за животными и растениями в экосистемах. В экспериментальной лаборатории «Почемучка» дети рассматривают аквариум и говорят о значении водных обитателей: рыбах, стрекозах, лягушках, о том, что они очищают воду, делают ее прозрачной, поедают умершие растения, чистят дно, уничтожают вредные микробы.
Стараемся расширить представления детей по экологии : дети слушают произведения детской художественной литературы, они беседуют о строении растений, об их внешнем виде, об образе жизни животных, дошкольники устанавливают с помощью педагога связи и зависимости растений, животных и условий жизни внутри различных экосистем. При этом воспитываются такие качества, как доброта, внимательное бережное отношение ко всему живому и не живому в природе, наблюдательность, умение заметить нарушение строгих правил поведения в природе.
Интерес к природе воспитывается у детей посредством показа им, того, что и как надо наблюдать у животных и растений, обращая их внимание на внешний вид, движения, повадки, формируются не только знания о природе, но и отношение детей к ней. Всегда учитывается возраст ребенка и умение привлечь его внимание к данному предмету или явлению. Очевидно, что восприятие красоты и гармонии форм, красок и звуков, наблюдение происходящих в природе явлений вызывают у дошкольников чувства радости и дают огромное наслаждение. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые деревья и травы, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, даже лужицы после летнего дождя – все это привлекает внимание, радует их, дает богатую пищу для их развития. Игры в парке, на берегу моря, на площадке участка детского сада, сбор ягод, цветов, уход и наблюдение за животными и растениями дают детям дошкольного возраста много радостных переживаний. Свои наблюдения и переживания, полученные в процессе занятий по развитию экологических представлений, экскурсий в парк, ребята отображают в своих рисунках и в дневниках наблюдений.
«Огород» на окне вызывает у детей большой интерес, потому что с каждым днем ростки становятся выше и крепче. У детей развивается наблюдательность и любознательность, глазомер. Используемые данные Экологического паспорта нашего МБДОУ интересны и познавательны для дошкольников, представляют собой:
• характеристику территории, в которой указаны почва, растительность, животный мир;
• схему экологической тропы (путешествие по ней близко знакомит детей с объектами природы)
• комнатные растения, животные в «Почемучке».
Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной не доброжелательного отношения ребят к животным, уничтожение ими лягушек, ежей, полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые и правильные. Вот почему очень важно, чтобы воспитанники уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе. Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, стараемся направлять процесс восприятия дошкольниками природы. Без приближения ребят к природе нельзя решать задачи их развития – умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.