Анна Владимировна Фоминцева
Фонетическая ритмика как средство развития интонационной выразительности речи у детей с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Фонетическая ритмика КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ у детей с речевыми нарушениями
Аннотация: В статье представлен материал по использованию фонетической ритмики в логопедической работе у детей, имеющих общее недоразвитие речи. Направленная на развитие и коррекцию речи при помощи сочетания движений и произнесения определенного речевого материала. Упражнения на занятиях по фонетической ритмике направлены на формирования основных компонентов речи у дошкольников.
Публикация «Фонетическая ритмика как средство развития интонационной выразительности речи у детей с речевыми нарушениями» размещена в разделах
Цель: Развитие и коррекция речи у детей с нарушениями речи по средствам фонетической ритмики.
Фонетическая ритмика — это «система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков)» .
Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на :
• нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;
• формирование умений изменять силу и высоту голоса,
• правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;
• воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
• восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;
• умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.
Работа над дыханием и слитностью речи — основное направление в работе логопеда. Эти упражнения с применением элементов фонетической ритмики использую на фронтальных и индивидуальных занятиях.
Работа над дыханием.
Работа над дыханием направлена на:
• нормализацию речевого дыхания;
• умение управлять своим голосом;
• выработку правильного, продолжительного выдоха;
• сохранение плавности речи и интонационной выразительности;
• условия поддержания нормальной громкости речи.
С произнесения на длительном выдохе звуков одновременно начинается работа над голосом (силой и высотой).
Упражнения, которые применяются при работе над речевым дыханием и слитностью речи, характеризуются плавными движениями.
Дыхание в покое и дыхание во время речи отличаются частотой и продолжительностью выдоха, наличием пауз. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох.
Упражнения на развитие дыхания, которые включены в содержание занятий фонетической ритмики, направлены на выработку продолжительного выдоха, что позволяет нормализовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи.
Вначале дыхательные упражнения направлены на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы. Дыхательные упражнения какое-то время проводятся без речи как под музыку, так и без нее. Они сочетаются с движениями рук: вверх-вниз, вверх — в стороны, вверх — на пояс; туловища: повороты вправо-влево, наклоны в стороны, вперед; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты.
Затем в эту работу включаются фонационные упражнения. После вдоха через нос следует медленный выдох с одновременным произнесением согласных звуков:
Ф___ Ф___С___
С___ С___Ш___
Ш___ Ш___С___
Ф___ С___Ш___
Постепенно в эти упражнения включается речевой материал, произносимый на выдохе. Сначала это слоги и слогосочетания с различными гласными, а затем навыки слитного произнесения слогов переносятся на слова, словосочетания и предложения, при произношении которых может меняться ритм и темп речи.
Особое значение приобретает характер движений, выполняемых одновременно с проговариванием речевого материала. Они должны быть слитными, плавными, переходящими одно в другое. Это способствует стабилизации длительного выдоха.
В слоговых упражнениях используются те движения, которые выполняются при произнесении гласных звуков.
Для тренировки удлиненного выдоха здесь применяется прием наращивания слогов, составленных с одним из согласных: п, т, м (сначала с одинаковыми, а затем с разными гласными) :
па папу папо___
папа папопупапопу___
папапапапопупи… па___по___пу___пи___
папапапа… папопупипэ па___по___пу___пи___пэ_
Упражнения по изменению силы голоса.
Работа по формированию и коррекции голоса предполагает создание навыков пользоваться голосом нормальной силы, изменять силу голоса в зависимости от обстановки. Это имеет особое значение при формировании навыка выделять словесное и логическое ударение.
Проговаривание с движениями:
1. Маленькие ножки — Руку опустить к полу, затем сразу же указать на свои ноги.
Идут по дорожке — Тихие шаги в круг.
БОЛЬШИЕ НОГИ — Руку поднять вверх и сразу же указать на свои ноги.
ИДУТ ПО ДОРОГЕ — Громкие шаги из круга.
Ходьба по кругу: тихие шаги сопровождаются проговариванием предложения тихим голосом, громкие шаги — громким голосом.
2. — ТАНЮШЕНЬКА!
- ау!
- ПОДРУЖЕНЬКА!
- ау!
- ИДИ ГУЛЯТЬ!
- иду!
- ИДИ БЫСТРЕЙ!
- бегу!
Дети стоят по кругу. Правая ладошка поднята ко рту.
Дети выполняют упражнение, изменяя силу голоса от громкого до тихого.
Дети делятся на две группы и выполняют упражнение по ролям. Одна группа произносит слова громким голосом, другая — тихим. Затем группы меняются местами.
3. В лесу кричу: «Ау! Ау!» громко.
А мне в ответ: «Ау! Ау!» тихо.
Горе кричу: «Ау! Ау!» громко.
Гора в ответ: «Ау! Ау!» тихо.
Упражнения на изменения высоты голоса.
Поднять руки до уровня лба, опускать их (как по ступенькам) до уровня подбородка, а затем до уровня груди с одновременным проговариванием нараспев слогов, пользуясь голосом разной тесситуры (высокой, средней, низкой).
1. Бьют часы,
Бьют часы:
динь —
дан —
дон.
Дети стоят по кругу, руки опущены.
Делать легкие взмахи руками вправо-влево: бьют часы, бьют часы.
Поднять руки до уровня лба, сказать нараспев высоким голосом: динь.
Опустить руки до уровня подбородка, сказать нараспев, голосом средней тесситуры : дан.
Опустить руки до уровня груди, сказать нараспев голосом низкой тесситуры: дон.
2. Шарики висят,
Качаются, звенят.
Повтори их звон:
динь —
дан —
дон.
3. Бубенчики висят,
Качаются, звенят.
Повтори их звон:
динь-динь,
дан-дан,
дон-дон.
Развитие темпо-ритмических способностей.
Особой задачей коррекционной работы является развитие чувства ритма и темпа.
• развитие чувства ритма;
• правильное воспроизведение ритмического рисунка слов;
• является основой для овладения звуко-слоговом составом слов родного языка, интонацией, ударением;
• использование различных темпов как звуковое средство выразительности собственной речи.
Работа над ритмом и темпом неразрывно связаны.
На занятиях используются игры и упражнения «Радист», «Теремок», «Кто это?», отрабатываются различные задания по развитию ритмических способностей.
Игра «Радист».
Дети стоят друг за другом, руки на плечах соседа. Учитель задает ритм и по цепочке дети передают этот ритм.
Игра «Теремок»
Обыгрывается игра теремок с героями сказки, но к словам добавляется ритм. У каждого героя свой ритм, ребенку нужно узнать по ритму кто пришел в теремок.
Дети стоят по кругу друг за другом, руки на поясе.
1. Учитель размеренно, громко стучит в барабан, дети в такт ударов идут по кругу: па папа…
Учитель резко и громко ударяет в барабан, ученики останавливаются в такт удара и говорят: стоп!
2. Учитель быстро стучит в барабан, ученики в такт ударов бегут по кругу: папапа…
Учитель резко и громко ударяет в барабан, ученики в такт удара останавливаются: стоп!
3. Учитель поворачивается к ученикам спиной и отстукивает ритм в барабан.
Дети стоят по кругу друг за другом, руки за спиной.
1. Ходьба по кругу в медленном темпе: па папа (шаг — слог).
2. Прыжки вправо-влево на правую и левую ногу: па-па-па (прыжок — слог).
3. Быстрые прыжки вправо-влево на правую и левую ногу: папа, папа, папа (прыжок — два слога).
Стихотворение с движениями:
Кап капкап Капля — раз, капля — два. медленно,
кап капкап Капли медленно сперва: постепенно
кап-кап-кап кап-кап-кап-кап. убыстряя
кап-кап-кап Стали капли поспевать, до среднего
капля, капля, Капля каплю догонять: и быстрого
кап! кап, кап, кап…
Нормализация произносительной стороны речи.
В системе упражнений, направленных на нормализацию произносительной стороны речи :
• формирование и закрепление произносительных навыков;
• автоматизация приобретённых навыков;
• тренировка слухового восприятия.
Характер этих движений также различен — от плавных и медленных до отрывистых и резких и от широких до локальных.
После того, как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой — это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий — фонетически правильно оформленная речь без движений.