Наталья Кузнецова
Семинар-практикум для воспитателей «Развитие интонационной выразительности речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Балашиха Детский сад комбинированного вида №45 «Пчёлка»
Семинар-практикум для воспитателей
«Развитие интонационной выразительности речи у детей»
Подготовил учитель-логопед:
Кузнецова Н. О.
Балашиха
2017
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Развитие интонационной выразительности речи“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
Цель: развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений, направленных на развитие конструктивных и социальных взаимоотношений с взрослыми и детьми.
Задачи:
1. Формировать умения использовать вербальные и невербальные средства общения;
2. Развивать диалогическую речь и конструктивные способы взаимодействия ;
3. Познакомить воспитателей с играми для развития интонационной выразительности речи.
4. Формировать интонационные средства оформления высказываний, активизировать познавательную деятельность педагогов.
План:
1. Особенности развития интонационной выразительности речи у детей.
2. Описание игр и упражнений для развития словарного запаса детей.
3. Практикум. Проигрывание игр.
4. Подведение итогов, вопросы педагогов
Ожидаемый результат: Обучить педагогов конкретным приёмам коррекционной работы по развитию интонационной выразительности речи.
Содержание:
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. Речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Общение, все больше приобретает черты коммуникативной деятельности, оформляется в мощный социальный фактор становления личности ребенка.
Необходимое условие развития личности ребенка, его сознания и самосознания является общение с взрослыми и сверстниками, которое связано с процессом развития коммуникативной культуры речи детей, а именно ее интонационной выразительности.
Уместное и оправданное использование средств интонационной выразительности делает ребёнка интересным собеседником и желаемым участником разных видов деятельности, позволяет привлечь внимание взрослых и сверстников, дошкольник с выразительной речью чувствует себя более раскованно и уверенно в любой обстановке. Благодаря этому может адекватными средствами выразить мысли и чувства, показать свою творческую индивидуальность.
Для детей игра, составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – с взрослыми и сверстниками.
В связи, с чем актуальность игровой технологии развития интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений обусловлена тем, что она будет способствовать оптимизации всего развивающего и образовательного маршрута ребенка с целью овладения им речевой и практической деятельностью, усвоения навыков коммуникации, усвоению правил коллективной жизни и взаимоотношений.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее весь образовательный процесс. В нее включаются игры и упражнения, формирующие умение воспринимать, а затем воспроизводить разнообразие интонационных средств выразительности речи
Практикум
Игра «Вопрос-ответ», итак вам предлагается разделиться на две команды по четыре человека, встать напротив друг друга в две шеренги. Детям одеваются знаки: одной команде вопрос, другой точка, а сегодня мы договоримся, что справа от меня будут находиться «вопросы», а слева «точки». Услышав фразу содержащую вопрос, шаг вперед делает команда «вопросов», фразу-утверждение, вперед шагает команда «точек».
- Ножки, ножки, где вы были?
-За грибами в лес ходили.
-Что вы ручки работали?
-Мы грибочки собирали.
Сейчас мы усложним заданье, «дети» из команды «вопросы» должны сами придумать вопрос и задать его, стоящему напротив участнику команды «точки». Давайте попробуем, только одно условие сейчас в вашем вопросе не должно быть вопросительных слов.
Игры на развитие восприятия и воспроизведения мелодики активизируют мышление, развивают память, совершенствуют умению отвечать на вопросы кратко, полно, задавать вопросы, вести диалог, умение слушать друг друга.
При развитии восприятия темпа использовала такие игры и упражнения как: "Карусели", "Курочка и цыплята", "Барабанщик", "Осенние листочки" и др. В качестве речевого материала использовала потешки, поговорки, скороговорки. Обучала детей подчинять скорость собственных движений темпу, заданному в речевом образце, например, предлагаю выполнить серию хлопков, прыжков, взмахов рук в том темпе, с которым читаются тексты. Обучение воспринимать темп речи проводила в НОД по развитию речи, развитие умения воспроизводить темп развивается и закрепляется в совместной деятельности, во время прогулки (подвижные игры).
Игра «Поехали, поехали»
Взявшись за руки, ведут хоровод и произносят в медленном темпе текст потешки:
«Поехали, поехали за грибами, за орехами»,
затем переходят на бег и произносят продолжение потешки в быстром темпе:
«Поскакакли, поскакали с пирогами, с пирогами».
Игры на восприятие и умение воспроизводить темп высказывания способствуют не только умению двигаться в заданном темпе; чередовать движения в различном темпе, но и развитию чувства коллективизма, воображения, инициативы, целеустремленности, сообразительности, организованности.
Навыки восприятия ритма формируется в двигательных действиях игры "Язычки-дразнилки","Забияки-петушки". Использовала в своей работе настольные игры (составление разнообразных зрительно-наглядных схем). Например, в играх "Кегли и мячи", "Узоры", где одни предметы обозначают сильные удары (кегли, а другие (мячи) - слабые. Ритм задавался мной в виде хлопков, ударов в барабан, серии слогов, коротких стихотворений и т. д. Работу над восприятием и воспроизведением ритма начинала во время специально организованной деятельности по развитию речи, ознакомлению с художественной литературой (чтение потешек, небылиц и др. с четко выраженным или сменным, ритмическим рисунком) так же проводилась в совместной и индивидуальной работе с детьми в утренние и вечерние часы.
Игра «Кегли и мячи» на слайде вы видите выложенный мной ритм, вы, определив последовательность, должны отхлопать его или воспроизвести в виде любого слога.
Итак, игры на восприятие и воспроизведение ритма будут способствовать развитию : зрительного и слухового восприятия, мышления, внимания, речи, крупной и мелкой моторики.
Для формирования навыка восприятия тембра использовала игры «Угадай эмоцию», «Что ты чувствуешь, если?» в качестве речевого материала - тексты и фразы. Также использовались "проблемные речевые истории", связанные с сюжетами литературных произведений, сказок или личным опытом детей, игры "Кто боится прививки?", "Угадай-ка", игровые упражнения на развитие мимики и формирование высказываний, скороговорки, пословицы, потешки. Работа по формированию навыков воспроизведения тембра тесно связана с развитием мимики и заключается в закреплении умений изменять окраску голоса при передаче чувств и эмоций: радости, грусти, удивления и т. п. В работе использовала игры: «Сказочная путаница», «Чей голосок?», «Ожившие картинки». Игровое упражнение “Скажи по-другому” - одно и тоже слово или фразу дети произносят грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, досадно, удивленно-радостно, хитро с улыбкой. В игре “Фраза по кругу”- дети объясняют, где, кому, при каких обстоятельствах они произносят данную фразу с определенной интонацией. В игре “Ручной мяч” - произнести скороговорку с разной интонацией предложенной воспитателем.
Игра «Скажи по-другому». Я раздам вам карточки-пиктограммы эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, скажете слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, изображенной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник, но выполнить его нужно отвернувшись от угадывающих участников.
Игры на развитие тембра способствуют формированию навыков работы в коллективе, развитию восприятия психического состояния людей. Такая работа оптимизирует у детей не только речевую, но и коммуникативную деятельность в целом.
В работе по развитию восприятия и воспроизведения логического ударения использовала игры "Слушай, думай, называй", "Найди важное слово". Использую игры, предполагающие самостоятельную диалогическую речь детей: «Кто в каком домике живёт?», «Что купили в магазине?», «Построения» (проводятся в вопросно-ответной форме, малые фольклорные формы, направленные на диалогическое общение. Вопрос ориентирует ребёнка на выбор слова-носителя логического ударения, а игровая ситуация помогает определить, почему именно это слово следует считать наиболее важным по смыслу.
Игра «Построения»
Желающие выходят и строятся в шеренгу. Педагог обращается к каждому по имени и просит назвать того, кто стоит справа (слева) от него. Приниматься будут только полные ответы, в которых логическим ударением выделены имена.
В формировании умения по развитию восприятия и воспроизведения логического ударения отчетливо выступает связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности.
Результаты, полученные в ходе реализации технологии:
• обогатился лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями;
• улучшились разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическая речь;
• совершенствование познавательных процессов дошкольников;
• повысился уровня сформированности всех компонентов ИВР;
• позитивные сдвиги в эмоциональной сфере в процессе организации обучения, межличностном общении;
• активное освоение детьми действий по самостоятельному применению полученных знаний, умений и навыков использования интонационной выразительности речи в различных видах деятельности.
Подведение итогов.
Использование дидактических игр и упражнений способствует эффективному овладению дошкольниками интонационной выразительности речи, более успешному и качественному обучению детей не только способам оформления интонационно окрашенной речи, но и обогащает их речь, активизирует общение, активизирует мышление и познавательный интерес, помогает раскрывать творческие возможности, и что самое главное помогает адаптироваться ребенку в коллективе.