Светлана Сизенкова
Фантазия — двигатель прогресса, или Развитие воображения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воображение- способность человека придумать что-то новое на основе своего прошлого опыта.
В детском возрасте чаще всего проявляется как фантазирование, придумывание чего-то несуществующего; как способность представить себе то, что в данный момент нельзя увидеть.
Воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Чем богаче опыт ребенка, тем более богатым материалом располагает его воображение.
Темочки:
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
К сожалению, у современных детей отмечается низкий уровень развития воображения.
Заинтересованные педагоги могут помочь своим воспитанникам в развитии этой важной психической функции.
Предлагаю вашему вниманию приемы, помогающие активизировать воображение дошкольников.
Незаконченные фигуры.
Детям раздают листы бумаги с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, различными ломаными линиями и т. п.).
У каждого ребенка наборы фигур должны быть одинаковыми. Детям предлагают за 5-10 минут пририсовать к фигуркам все, что угодно, так чтобы получились предметные изображения.
Каждый рисунок можно подписать, придумав ему необычное название.
Изучение географической карты.
Ребенку дают карту – туристическую маршрутную схему с изображением какой-либо реки. По берегам реки нанесены схематические изображения городов, деревень, железной дороги и т. п.
Детям говорят: «Видишь, по реке плывет теплоход. Представь себе, что ты стоишь на палубе, смотришь на берега. И вот обо всем, что ты видишь и чувствуешь расскажи, пожалуйста, мне».
Внутренний мультфильм.
Ведущий рассказывает начало истории, а затем прерывает её. Например: «Вы идете по дороге и видите впереди стены незнакомого волшебного города. Вы заходите в городские ворота и…».
Дети представляют продолжение истории. Интересно продолжить её рисованием увиденного.
Чудеса прогулок.
Наблюдения за «живыми облаками»: куда плывут, какие вести несут, о чем мечтают, что нам покажут.
Оживите ветер: кто его мама? Кто его друзья? Какой бывает характер у ветра?
Примените прием эмпатии – пусть дети представят себя на месте наблюдаемого: «А что, если ты превратился в кустик? О чем мечтаешь? Кого ты боишься? О чем шепчут твои листочки?
Сочиняем рекламу.
Попробуйте вместе с ребенком придумать свою рекламу. Это может быть, например, сказочная реклама. Как будто в некоей волшебной стране есть магазин, где продают разные чудесные предметы.
Определите, что вы будете рекламировать. Для кого и для чего может быть предназначен данный товар. Будет ли это рекламный рисунок или информация, передаваемая по сказочному радио.
Также вы можете попробовать поиграть с детьми в увлекательные игры
Художники.
Педагог предлагает детям какой-то элемент рисунка, а они должны по очереди дополнить его так, чтобы получилось целостное изображение.
После того как рисунок будет готов, каждый ребенок должен рассказать, какую деталь он нарисовал и что должно было получиться.
Покажи по-разному.
Детям предлагается изобразить мимикой и пантомимикой следующее:
- Мы несем тяжелые пакеты;
- Мы смотрим грустный спектакль;
- Мы заходим в низкие ворота и т. п.
Изобрази движения без предмета.
Дети образуют большой круг.
Поочередно входя в центр круга, они показывают (без предметов) следующие движения:
- подбрасывают и ловят мяч;
- причесывают волосы;
- умывают и вытирают полотенцем лицо;
- нюхают апельсин, розу, лук;
- разрезают лимон и пробуют одну из его долек;
- вдевают нитку в иголку;
- пришивают пуговицу;
- перелистывают страницы книги и т. п.
Покажи, что чувствуешь.
Дети образуют большой круг.
«Встаньте так, чтобы в центре круга образовалось как можно больше места. Представьте, что вы на пляже, под ногами раскаленный песок. По очереди выходите в центр круга так, словно ступаете босыми ногами по горячему песку».
«Теперь представьте, что вам нужно перейти горный ручей с холодной водой. Покажите, как вы это делаете».
- идете по болоту;
- пробираетесь сквозь кусты;
- укрываетесь от снежной вьюги и т. п.
Необитаемый остров.
Давайте представим с вами, что мы будто плыли по морям и океанам на корабле. И вдруг однажды посреди моря нас застал самый настоящий шторм! На наш корабль налетел сильный – сильный ветер, волны захлестнули нашу палубу, молния ударила в наши мачты, и корабль стал тонуть…
Но мы с вами все успели спастись. Мы запрыгнули в маленькую лодочку, которую волны вынесли на необитаемый остров. Там мы оказались на этом безлюдном клочке земли. Все наши вещи утонули, и остался лишь этот маленький мешочек, который нам удалось схватить с тонущего корабля.
Как же нам теперь выжить на этом острове, дождаться помощи? Может быть, для этого нам пригодятся те предметы, что нам удалось спасти в мешочке. Давайте посмотрим и подумаем, как они могут нам помочь.
Затем взрослый достает из мешочка по одному предмету и предлагает детям подумать и сказать, как этот предмет поможет им выжить на острове, позвать на помощь, для чего он может быть полезен, что и как из него можно сделать.
Примерный перечень предметов:скрепка, обрывок газеты, пуговица, карандаш, крышка от пластмассовой банки, целлофановый пакет, колпачок от фломастера, шнурок, воздушный шарик.
При этом взрослый стимулирует ответы детей, не пытаясь их критиковать или обесценивать. Принимаются любые, даже самые несуразные варианты.
Спасибо за внимание!