Слеменева Елена Петровна
Мастер-класс по изготовлению игрушки из сизаля «Зайчик»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Нижнеудинская детская художественная школа»
Номинация
«Методическая разработка занятия»
Мастер – класс
По изготовлению игрушки из сизаля «Зайчик»
Автор мастер-класса: преподаватель
первой квалификационной категории
«Нижнеудинской ДХШ»
Слеменева Елена Петровна
г. Нижнеудинск
2025 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность … 3
Технологическая карта … 4
Список литературы … 13
Введение.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
В. А. Сухомлинский.
Перед учреждениями системы дополнительного образования сегодня, как никогда, остро встаёт важная задача развития творческого потенциала детей с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей. Творчество – постоянный спутник детства. Занятие декоративно – прикладным творчеством является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности детей младшего и среднего школьного возраста. Занимаясь творчеством, ребенок развивает себя как физически, так и умственно. Проявление и развитие творческих способностей учит ребенка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью.
Сегодня просто необходимо наличие у преподавателя нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности. «Меньше обучать — больше взаимодействовать», «Учимся, делая и творя»- эти девизы способствуют созданию условий для развития творческих способностей детей, раскрепощению индивидуально-творческих сил ребенка.
Чем больше будет таких преподавателей, и не только в системе дополнительного образования, но и в других образовательных учреждениях, тем больше будет условий, возможностей для того, чтобы ребёнок творил, чтобы в это действие включалась вся его личность: способности, чувства, разум. Значит, педагогам необходимо учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование своей воспитательной и преподавательской деятельности. Одной из наиболее эффективных и современных форм презентации педагогического опыта работы является мастер-класс, в современных условиях развития образовательной системы он позволяет раскрыть индивидуальность, творческий потенциал педагогов, продемонстрировать их достижения и новые возможности. Непосредственное общение педагогов с коллегами позволяет им поделиться своим «золотым запасом», педагоги делятся профессиональным опытом по принципу «здесь и сейчас».
Детская художественная школа в новом учебном году осваивает новые современные технологии и материалы. Учащиеся приступили к изучению и изготовлению интерьерных игрушек. Применение новых современных технологий и материалов в полном объеме позволяют раскрыть творческий потенциал учащихся.
Создавать игрушки не только модно, но и интересно. Работа с сизалем необычна, здесь можно проявить творческий, неординарный подход к каждой интерьерной игрушке. Создание игрушки займет у вас не так много времени, можно привлечь всю семью к творческому процессу.
Сизаль – пальмовое волокно. Сизаль, как и любой природный материал приятный на ощупь и экологически чистый. Работа с сизалем это удивительный и интересный процесс, когда в твоих руках происходит преобразование, из простых материалов получается необычная, неповторимая, авторская игрушка. В этой технике можно выполнить самые разные интерьерные игрушки. Авторская игрушка украсит любой интерьер и офиса и квартиры, а самое главное она сделана своими руками и несет положительный заряд энергетики.
Игрушка - постоянный спутник ребенка.
Создание игрушки всегда считалось прекрасным и веселым ремеслом в мире. К тому же это благородное ремесло: ведь с игрушки, как с первых стихов, сказок и песен, начинается познание мира, она забавляет как ребенка, так и взрослого, украшает и освещает наш дом улыбкой.
Актуальность заключается в создание условий для гармоничного развития творческой самореализации личности ребенка, развить творческие способности, способствует развитию навыков ручного труда и овладению, практическим приемам рукоделия, а так же открыть в себе индивидуальность, реализовать себя в творчестве и в общении со сверстниками.
Основная часть
Тема: Изготовление игрушки из сизаля «Зайчик»
Целевая аудитория:
Данная разработка предназначена для учащихся 2 класса по программе ДПОП «Живопись» 8(9) лет. Возрастная категория: 8-10 лет.
Цель:
Формирования и совершенствование собственных навыков ручного труда, развитие творческих способностей и создание условий для творческой самореализации личности ребенка.
Задачи:
образовательные:
- способствовать овладению навыков ручного труда;
- обучить основным видам материала и инструментов для работы.
- обучить техники выполнения игрушки из сизаля;
- познакомить с краткой историей материала, из которого выполняется игрушка;
развивающие:
- развить собственные навыки и умения работать с инструментами и
материалами;
- развить собственные навыки и творческие способности;
- развить мелкую моторику рук;
- развить потребность к труду, стремление преодолевать трудности в работе;
воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, самостоятельность, терпение, бережливость и аккуратность в работе и самоконтроль;
- воспитывать дисциплинированность и умение работать в коллективе;
- воспитывать художественно - эстетический вкус.
- воспитывать уважение к труду и трудолюбие.
Ожидаемые результаты мастер класса:
Обучаемые расширят знания и представления о декоративно- прикладном творчестве. Будут знать основные материалы и инструменты и правила безопасности труда при работе ручными инструментами. Обучаемые закрепят уже полученные знания, умения, навыки на предыдущих занятиях. Дети овладеют техникой изготовления и основными этапами изготовления игрушки из сизаля. Научатся работать с таким материалом как сизаль и украшать готовые изделия, проявляя свою фантазию. Закрепят различные навыки и умения и творческие способности. В процессе изготовления игрушки проявляется творческая активность обучаемых на занятиях, способность мыслить, сочинять, а обсуждение творческих работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого и уважительного общения детей в коллективе. Обучаемые будут стремиться к самостоятельности и аккуратности в работе. У детей будет сформировано умение доводить начатое дело до конца.
На последнем этапе обучения проявляется возможность создавать своими руками уникальные вещи, которые украсят быт, подчеркнут индивидуальность, помогут реализовать свой творческий потенциал, самоутверждения, трудолюбие. У детей будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества, уважение к труду, с уважением и интересом относится к работе товарища, уметь работать в коллективе, будет развита устойчивая потребность к самообразованию в данном виде деятельности.
Оборудование и материалы для проведения мастер - класса:
Ноутбук, телевизор, доска, фотоматериалы, готовое изделие «Зайчик».
Материалы:
• Сизаль (коричневого и желтого цвет);
• Фольга;
• Капроновые колготки (желательно телесного цвета);
• Бусины или полубусины черного цвета для глазок;
• Розовая бусинка или готовый носик.
• Атласная лента для бантика;
Инструменты:
• Клеевой пистолет и клей к нему
• Ножницы
Использование наглядности:
Демонстрация готовых образцов, иллюстраций. Конспект. Раздаточный материал, готовый образец, инструменты. Показ технологического изготовления изделия «Технологическая карта», фотоматериалы.
Методы и приемы
Объяснение, наглядный (показ педагога, работа по образцу, практический (практическое задание). Словесный – беседа, диалог. Объяснительный, иллюстративный.
Формы организации деятельности: индивидуальная и фронтальная работа, работа по образцу.
Этапы проведения мастер - класса
1. Вводная часть
Содержание этапа Деятельность педагога Деятельность участников мастер-класса
приветствие, установление дисциплины, проверка готовности к занятию, психологический настрой детей - Сегодня мы с вами приступаем к новому, не менее интересному и увлекательному занятию, мы научимся изготовлять игрушку из сизаля.
Вспомните, какие игрушки были у вас. Первое - это, конечно, погремушки, потом мячики, кубики, куклы, машинки.
-У каждого из вас есть разные игрушки, но, наверное, есть и самые любимые?
Игрушка всегда считалась одним из наиболее дешевых произведений искусства. Она доступна всем. От других видов искусства ее отличает то, что она сопровождает человека с первого дня рождения до старости. Конечно, ею, прежде всего, играют. Она служит забавой, недаром у нас в древности её называли «потехой». Кроме того, игрушка может быть просто украшением жилища. Большинство игрушек блестяще выполняют все эти функции.
- Сегодня мы с вами начнем работу над игрушкой, которая будет относительно несложной по исполнению, но требует, как и все изделия декоративно – прикладного творчества, аккуратности и внимания.
Показ образца игрушки. Вот такую игрушку, мы с вами будем сегодня выполнять.
- Это «Зайчик».
Стихотворение Е. Малёкина
У Зайчика ушки торчат на макушки,
Любит он вкусный листик капустный.
Бегает быстро и прыгает ловко,
Всё потому, что ест он морковку!
- Ребята давайте вспомним русские народные сказки где главный герой заяц?
Ответы детей. («Лиса и заяц», «Заяц- хваста», «Заяц и медведь»….)
Заяц в русских народных сказках показывает доброту, умение держать слово. Демонстрирует борьбу со страхом и смекалистость, честность. Вот такие положительные качества этого персонажа.
Заяц — часто встречающийся персонаж русских народных сказок о животных. Но там он почти всегда зовется Зайчиком или Зайкой. И почти всегда кто-то до смерти пугает, обижает, грозиться съесть. Ещё одно имя зайца — Косой, что также указывает на его с трусливость. Добавляют в сказках к его характеру и склонность к хвастовству: «заяц- хвастунишка» пытается всех убедить, что никого не боится. Наш сказочный заяц совершенно не похож на своего английского родича Мартовского зайца. Вот такие разные зайчики. Ответы детей.
2. Основная часть
В процессе работы использование наглядных образцов.
Давайте вспомним правила безопасной работы.
Опрашивается один из учащихся, который проявил желания назвать правила безопасности.
Ознакомимся с методами и приемами изготовления изделия. Педагог объясняет изготовления игрушки по этапам. Использование наглядного пособия «Технологическая карта».
Показ и объяснение, помощь педагогом при затруднении выполнения задания.
Сделать игрушку из сизаля очень просто своими руками!
Зайка имеет самую простую форму, которую Вы легко повторите, сделав заготовки из фольги, глядя на образец. При помощи клеевого пистолета скрепим детали зайчика. Затем обтягиваем зайчика капроновыми колготками, чтобы сизаль лучше прилегал к телу зайчика. Сизаль нарезаем короткими ворсинками и плотно укладывая к друг другу приклеиваем. Затем берем желтый сизаль и отдельные части зайчика обрамляем. Добавляем желтый цвет на ушки, мордочку, лапки, хвостик. Приклеиваем глазки, носик и украшаем зайчика бантом.
Подводим итог по изготовлению игрушки, который состоит из следующих этапов:
Подбор материалов по фактуре и цвету, выполнение деталей зайчика, сборка деталей при помощи клеевого пистолета, обтяжка капроновым чулком, оклеивание фигурки зайчика сизалью, оформление изделия (мордочка, уши, хвост) и украшение игрушки.
Проведем гимнастику для кистей рук и гимнастику для глаз
Упражнение 1.
1. Очень медленно вращать глазами. Смотреть вправо, вверх, влево, вниз. 2. Устремить взор вдаль.
3. Повторить в другую сторону.
Выполнить по 4-5 раз.
Упражнение 2.
1. Посмотреть на кончик носа.
2. Посмотреть вдаль.
Повторить 4-5 раз. Это упражнение способствует улучшению фокусировки глаз.
Упражнение 3.
1. Пальцы выпрямлены, ладони вместе.
2. Одноименные пальцы отгибаем друг от друга. По очереди каждая пара пальцев.
Повторить 4-5 раз.
Упражнение 4.
1. Пальцы согнуты в «кулак».
2. Разгибаем пальцы и снова сгибаем в кулак.
Повторить 5-8 раз.
Проведения инструктажа по техники безопасности:
1. Ножницы во время работы класть кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
2. Следить, чтобы ножницы не падали на пол, чтобы при падении не поранить себя и соседа по парте.
3. Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
4. Не оставлять без присмотра термоклей.
5. При работе термопистолет ставить на подставку, а не класть на бок.
6. Работать только исправным инструментом.
7. Не прикасаться к кончику пистолета и не трогать горячий клей.
8. По окончанию работы клей выключить.
9. Нельзя брать в рот - бусины, бисер и другие мелкие предметы – можно случайно их проглотить или подавиться ими.
Хранить бисер, бусины и мелкие предметы в специальной коробочке, шкатулочке.
Подбор материала, инструментов.
II. Изготовление заготовки деталей зайчика
- Приступаем к работе, берем фольгу, начинаем сминать ее так, чтобы у нас получилась головка, туловище и лапки.
III. Подбор сизаля по цвету.
- Берем сизаль коричневого и желтого цвета. Учитывая цвет зайчика. Цвет играет важную роль при создании игрушечного образа. Итак, если вы определились с цветом, приступаем к следующему этапу.
IV. Соединение деталей.
- Когда все детали выполнены, начинаем их соединять. При помощи клеевого пистолета сначала соединяем головку с туловищем, а затем к туловищу прикрепляем лапки.
V. Подготовительные работы.
- Готовое изделие обтягиваем капроновым чулком и закрепляем его.
VI. Подготовительные работы для работы с сизалью.
- Начинаем обклеивать нашу заготовку сизалью. Нарезая короткими ворсинками и укладывая рядами один на один.
XI. Подготовительные работы, подбор материала для оформления изделия.
- Подберем материал для выполнения следующих деталей, лапок, мордочки ушек, для нашей игрушки. Для этого мы будем использовать желтый сизаль.
XII. Оформление игрушки.
Оформление мордочки:
глаза, мордочка и нос
- Рассмотрим изделие и поставим метки для глаз и носика, примерно на одинаковом расстоянии с двух сторон и посередине для носа. Приклеиваем бусинки или пуговки.
- Можно воспользоваться и покупными, готовыми глазками, их можно купить в специальном магазине.
XIII. Украшение изделия.
- На последнем этапе нашей работы. Из атласной ленточки завязываем бантик, цвет подобрать самостоятельно, придаем эстетический вид изделию.
XIV. Готовая игрушка «Зайчик».
Наша игрушка готова!
- Молодцы, все справились с поставленной задачей. У нас получилась красивые зайчики.
Учащиеся выполняют упражнения
Если затрудняется во время ответа, помощь коллектива и педагога.
Перед началом работы, учащиеся приводит себя в порядок: волосы убрать стянуть лентой или резинкой, завязки не должны свисать. Рукава подкатить или застегнуть. Ученики готовят рабочее место, подготавливают инструмент.
Учащиеся повторяют за преподавателем
3. Заключительная часть
Педагог анализирует проделанную работу вместе с детьми. Педагог ведет диалог с детьми.
Детям задаются вопросы о пройденной работе на занятие.
Педагог учитывает мнения детей и отражение психологического состояния.
Рефлексия.
- Посмотрите, какие красивые игрушки у нас получились! - Предлагаю вспомнить, о чем мы говорили на сегодняшнем занятии - Что нового вы сегодня узнали? - Были ли трудности в изготовлении игрушки? Посмотрите еще раз на свою поделку. Если она вам нравиться и даже хочется с ней поиграть – значит, вы вложили всю свою душу, умение. Можете с удовольствием подарить её кому- либо из друзей, а можете оставить себе на память. - Понравилось вам занятие? (используем карточки настроения: красный, желтый, зеленый)
Педагог учитывает мнения детей и отражение психологического состояния.
7. Подведение итогов
Анализ и оценка достижения цели занятия, для усовершенствования дальнейшей работы. Определение перспективы следующих занятий. Информация о следующем занятии. Что нам понадобиться, на следующем занятии. Самооценка детьми своей работы на занятии. Причины и проблемы, сложности в работе.
Ответы учащихся.
Заключение
В наше время сизаль, используется в разных направлениях декоративно – прикладного творчества. И набирает огромную популярность среди мастеров-прикладников. Поэтому, я применила этот материал в своем мастер-классе.
Мастер-класс «По изготовлению игрушки из сизаля «Зайчик» проведенный для обучающихся второго класса, несомненно внес свои положительные результаты от проделанной работы. Во время занятия ребята познакомились с новым видом материала для творчества как «сизаль». Узнали о различных способах применения этого материала. Все поставленные цели и задачи данного мастер-класса были достигнуты.
Список литературы
1. А. М. Гукасова. Рукоделие в начальных классах. / Под. изд. – М. : Просвещение, 1984. – 192 с. : ил.
4. Е. А. Гурбина. Обучение мастерству обучения. Изготовление игрушек. / Под. изд. – Волгоград: Учитель, 2008. – 137 с. : ил.
5. И. А. Сокол. Энциклопедия рукоделия. / Под. изд. – М. : ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2003. – 393, ил.