Альчакова Ирина
Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника.
Дети во все времена проявляют одинаковое стремление к активному восприятию миру взрослых, их действиям в предметном окружении и взаимодействию с другими людьми. Современный мир предоставляет массу возможностей для получения знаний и проявления творческих способностей. И вместе с тем доступность и открытость информационного пространства иногда становится опасной для податливого сознания ребёнка. Период дошкольного детства — это время, когда закладывается понимание моральных устоев в обществе. Простыми словами, ребёнок учится видеть добро и отвечать на него и противостоять негативному влиянию со стороны. Дети чаще видят, как родители проводят время у экрана компьютера, телефона или планшета. Гаджеты легко захватывают и детское внимание, время эффективной передачи культуры общения, традиций, моральных основ может быть упущено, и сформировать нравственные качества в будущем окажется сложной задачей.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника» размещена в разделах
Что же такое Духовно – нравственное воспитание? – это совокупность
ценностей, представлений, понятий, идеалов, нравственных эталонов,
действий и поступков, подлежащих освоению в ходе воспитательного
процесса.
Цель
: сформировать основы моральных качеств, ценностных ориентаций
высоконравственной, духовно развитой гармоничной личности
дошкольника, основы взаимодействия с людьми;
Задачи
духовно-нравственного воспитания:
Сформировать в детях способность сопереживать. Зародить уважение к своей нации и к представителям других национальностей. Воспитать любовь к родному дому, семье, малой родине. Усвоение знаний и истории родной страны. Формирование сопричастности к народным и религиозным традициям. Привитие детям здорового образа жизни.
С учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста при реализации программы используются следующие методы:
Словесный метод —
беседы с элементами диалога, рассказы педагога или экскурсовода, чтение литературных произведений, выразительное чтение стихотворений детьми, составление ими рассказов, ответы на вопросы, отгадывание загадок и т. д.
Наглядный метод —
рассматривание иллюстраций, репродукций картин, просмотр мультимедийных презентаций, видеофильмов, мультфильмов, рассматривание экспонатов и памятников архитектуры во время экскурсий.
Практический метод —
изготовление различных поделок, подготовка к праздникам и проведение их, инсценировки, изготовление наглядных пособий, организация тематических выставок, проведение различных игр и т. д.
Проектный метод —
участие детей и родителей в осуществлении замысла, от его возникновения до его завершения с прохождением определённых этапов деятельности.
Задачи духовно-нравственного развития реализуются в рамках следующих воспитательных направлений:
Духовно-образовательное.
На занятиях дети совместно с педагогом изучают сказки, стихотворения и рассказы, обязательно обсуждаются поступки героев, черты характера. Произведения для совместного чтения с дошкольниками всегда содержат элемент нравственного воспитания. Например, сказка «Репка» учит ценности совместного дела, «Три медведя» — важности семьи, «Цветик-семицветик» — жертвенности, «Чук и Гек» — любви к труду и родине и т. д. Беседы выстраиваются также из обсуждения реальных ситуаций, поступков воспитанников.
Воспитательно-оздоровительное.
«В здоровом теле — здоровый дух» — это надо запомнить и осознать с раннего детства. Духовно-нравственное воспитание состоит в том числе и в привитии детям здорового образа жизни. Важность двигательной активности передаётся через динамичные игры и праздничные действа в детском саду. Прелесть пеших прогулок познаётся во время экскурсий и походов.
Нравственно-трудовое.
Нравственность воспитывается в приобщении детей к трудовым акциям: дети оказывают посильную помощь на субботниках, в генеральной уборке. Развитию уважения к ручному труду способствуют занятия по изготовлению подарков: открытки на праздник 8 Марта,23 февраля и др.
Культурно-познавательное.
Образы мировой культуры хранят в себе вневременные человеческие ценности. Художественные произведения (картины, скульптура) часто олицетворяют идеалы нравственности. А музыкальные композиции развивают способность детей сопереживать,глубже воспринимать эмоции.
Духовно-нравственное воспитание -одна из актуальных и сложнейших
проблем, которая должна решаться сегодня всеми участниками образовательных отношений. Родившийся ребёнок – как чистый лист бумаги:
что на нём напишешь, то и останется в памяти. Наша задача- воспитать
ребёнка духовно богатым, честным, совестливым, милосердным, сострадательным, верящим в добро, готового всегда придти на помощь. Для
решения этой задачи ребенок должен расти и воспитываться в условиях
постоянной атмосферы взаимопонимания, любви родителей и педагогов.
Формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества.
Взрослые должны помочь ребенку понять важность даже самых крохотных добрых дел. Хотя этические беседы с дошкольниками - не единственное средство при формировании у них правил культурного поведения, тем не менее, велика их роль в развитии у детей представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо. В этике существуют две основные нравственные категории - добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как зло.
В соответствии с целевыми ориентирами духовно-нравственная культура дошкольников складывается из установки положительного отношения к миру; способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам; адекватного проявления своих чувств во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности. Марьенко Иван Сергеевич в своей книге «Нравственное становление личности дошкольника» обозначил «нравственность как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т. д.». Дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.
В настоящее время я все чаще наблюдаю примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.
С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка. Зная возрастные особенности детей, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. И этому мы изо дня в день учим наших воспитанников.
Спасибо за внимание!