Селезнева Альбина Фархуллаевна
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности. На первый взгляд кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения – родственные, дружественные, профессионально-трудовые и пр. поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы города, социумом ближайшего окружения.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом» размещена в разделах
Таким является и наша группа. Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом. Второй год мы являемся открытой образовательной системой, сотрудничающей с объектами социума с домом детского творчества, городской библиотекой.
Эффективным и доступным для детей дошкольного возраста средством воспитания духовно-нравственных качеств, на мой взгляд, является устное народное творчество.
Знакомясь с народным искусством и классическим наследием прошлого и настоящего, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. И здесь сотрудничество с городской библиотекой открывает огромные возможности.
Детям запомнилась первая экскурсия в библиотеку, где они окунулись в мир сказок добра.
Характеризуя героев книг, чаще всего они высказывали правильные суждения об их поступках, опираясь на сложившиеся жизненные представления. Становились на место персонажа.
В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедилась, что устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и духовно-нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.
С этого года дети старшей группы «Незабудка» взяли шефство над младшими детьми группы «Колобок».
Установление благоприятного психологического климата, атмосферы доверия, внимания к нуждам и интересам детей позволяет старшим дошкольникам завоёвывать внимание, любовь малышей. Ребёнок осознаёт своё положение как самого старшего среди воспитанников детского сада и учится вести себя соответствующим образом по отношению к младшим (заботиться о них, помогать, играть, развлекать).
Перед встречей с малышами, с детьми старшей группы была проведена беседа о добре, дружбе, взаимоотношений между детьми.
А в заключении было проведено открытое занятие «Что такое дружба».
Так же беседовала о детском саде, о возрасте детей в разных группах, при этом акцентировала внимание детей, на то, что мы старшая группа. И когда было предложено шефствование над малышами, дети с радостью согласились, предлагая разнообразные идеи в сотрудничестве, оказание помощи, взаимоотношении с ними.
Первая встреча знакомства прошла в группе «Колобок». Как были рады малыши, когда получили бусы в подарок от старших детей. А ещё приятнее вместе поиграть в игру «Дружные ребята».
Начиная с этого дня знакомства, дети часто встречаются. Старшие ребята приходят помогать одевать малышей на прогулку, при этом учат последовательности одевания одежды.
Общения, встречи продолжаются. Дети старшей группы приглашают малышей к себе в гости.
Познакомили с интересными играми, играли вместе.
Старшим детям хотелось порадовать малышей, и они показали сказку «Теремок»
Такой опыт общения ребенка младшего возраста со старшими детьми способствует не только его успешной социализации, но и помогает развитию речи и умений в области овладения различными предметами. В свою очередь, старшие дети понимают свою значимость, это способствует формированию у них позиции взрослого, вырабатывает произвольность, ребята становятся более внимательными и ответственными, что подкрепляет формирование школьной готовности.
В результате такого сотрудничества были получены следующие результаты:
• Дети стали трепетнее относиться к малышам.
• Повысилась способность договариваться, оказывать друг другу поддержку.
• Сформировалось представление о доброте, как важном нравственном качестве человека