Елена Тетерина
Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника
▼ Скачать + Заказать документы
«Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В едином режиме здесь функционируют, помимо общеобразовательной, детская школа искусств, сельский Дом культуры, Дом Молодежи, стадион, модельная библиотека, с 2001 года действует храм. Именно в Бессоновке был организован первый учебно-воспитательный комплекс (1975г.) Гармоничное развитие личности ученика и поныне является важнейшей задачей для коллектива Бессоновской средней школы. На базе школы создан и успешно действует духовно-просветительский центр. В традициях школы коллективные творческие дела, праздники русского народного творчества. Для приобщения детей к духовным ценностям народной культуры работают кружки, где ученики имеют возможность развивать свои творческие способности во внеурочной деятельности, хореографический, фольклорный коллективы, оркестр народных инструментов.
Публикация «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Коллектив школы, в которой я работаю, всегда основными задачами ставил воспитание нравственной культуры ребенка, обогащение его внутреннего мира, развитие чувства патриотизма, милосердия и гражданской гордости. По моему мнению, ребенок не может развиваться как личность без духовного наследия своего народа, без знания своих корней.
Таким образом, возникла идея – приобщить учеников к истокам народного творчества, народной мудрости не только во внеурочной деятельности, но и в рамках преподавания предметов школьного компонента базисного учебного плана, в том числе, православной культуры.
Реализация названной идеи показалась мне значимой и актуальной, поскольку современное обновление содержания образовательного пространства опирается на принцип гуманизации, предполагающий воспитание личности как носителя ценностей национальной народной культуры. Кроме того, духовно-нравственное развитие учащихся является одним из запросов, которые общество предъявляет к образованию.
За годы работы учителем православной культуры я убедилась, что, по словам Д. С. Лихачева, национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний.
Но каким должен быть механизм решения данной проблемы? Ведь, к сожалению, в нашем российском доме нет согласия относительно ценностей, на которых нужно воспитывать молодежь. А как говорил апостол Павел, «если разделится дом сам в себе, не может устоять дом тот».
Анализ уровня воспитанности выпускников начального, среднего и старшего звеньев школы, проводимый ежегодно, выявил наличие у детей таких качеств, как доброта, патриотизм, любовь к природе, стремление к сотрудничеству и других. Ребята стремятся к гуманным ориентирам. В то же время средства массовой информации создают в наших детях жестокий, разрушительный, наглый образ – идеал. Подверженные этому устрашающему влиянию, молодые люди почти не чувствуют своих корней, с трудом понимают свои жизненные цели.
Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику : «Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности».
Человек – звено, связующее по меньшей мере три столетия. В том столетии жили дедушки и бабушки со своими родителями и детьми, а в следующем будут жить наши внуки со своими родителями и детьми.
Сохранение традиций в роду в течение трех веков, их передача потомкам – это и есть народная педагогика в действии.
И приобщаться к духовной культуре, являющейся результатом духовного развития личности и способствующей возвышению духовного начала в человеке, учащиеся будут, в том числе, на уроках православной культуры. Целью данных уроков является воспитание духовности, уважения к прошлому своей страны, к ценностям своей страны, к ценностям отечественной культуры (светской и духовной).
Человек труда, человек нравственный, патриот, гуманист, любящий свою Родину и ее природу, ее историю, культуру, человек сильный, мужественный – вот тот идеал, который сформировался в народной культуре различных наций, этносов. Такими стремились воспитать своих детей наши предки.
Русский философ И. А. Ильин писал: «История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная запись его судеб, пророческое знамение грядущего». Если народ утрачивает связи с прошлым, он теряет силу.
Например, на уроках ОДНКНР изучаются такие темы: «Семья хранитель духовных ценностей», «Люди труда». Данные темы несут большой воспитательный заряд. Мир взрослого и мир ребёнка редко пересекаются в реальной жизни. Отсюда, очевидно, возникает в дальнейшем непонимание между ними, классический конфликт «отцов и детей». А предложенные темы помогут расширить кругозор, раскрыть ребёнку мир взрослых, родных, знакомых, их характеры, заботы, достижения и утехи. При этом методически темы ориентированы на стремление ребёнка исследовать, изучать всё самому, а учитель лишь помогает сделать нужные нравственные акценты.
Вся народная культура рождена трудом, трудовой деятельностью, что является основой, средством, условием существования человека. И поэтому главное качество всех народных героев – трудолюбие.
Человек труда воспет в народных песнях, сказках, былинах, он уважаем, чтим. Каждый труженик – это учитель, передающий детям своё мастерство. Идея патриотизма, любви к Родине – малой, где ты родился и к большой стране отражена практически во всех формах устного народного творчества – в сказках, героическом эпосе, в песнях, пословицах и поговорках. Она стала центральной и в письменных памятниках – народных и авторских, выражена в описании не только героизма людей, но и родной природы в прославлении Родины, осуждении предательства и трусости. Патриотизм всегда связывается с определё нными качествами человека: храбростью, отвагой, добродетелью, честью и достоинством даже в отношениях с противником. Именно такие темы как «Гордость русской культуры», «Наши земляки», «Белгородчина – любимый край» изучают коренные особенности своего края, продолжая формирование познавательного интереса к историческому прошлому, к русской самобытной культуре, народному творчеству, народному искусству, культуре.
Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все её среды глубоко связаны с Православием. Православная культура одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания.
Без знания основ православной культуры адекватное поведение, понимание ценностей российской культуры невозможно. Это обусловливает актуальность и познавательную значимость православной культуры для всех учащихся российской школы вне зависимости от их отношения к православной религии и церкви, мировоззренческого этнического самоопределения их самих или их родителей. Вспомнилась строка А. С. Пушкина: «Чувства добрые я лирой пробуждал». Доброта – вот первая ценность, испокон веков почитавшаяся как высшая добродетель русского человека. Открываю словарь Ожегова: «Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Убеждена - добро должно стать высшей целью нашей жизни. Добро проявляется, прежде всего, в сострадании и милосердии.
Сострадание есть главнейший, и, может быть, единственный закон бытия всего человечества.
Милосердие обязательно должно включать в себя прощение. Соглашусь с В. И. Далем, определяющим эту категорию как способность «извинить, освободить от кары, примириться сердцем, не питая вражды за обиду». Но как сложно обсуждать эти темы со старшеклассниками…
Страдание – неизбежный спутник человека. Но в страдании целительный смысл : оно очищает и возвращает к жизни. Помогает преодолеть духовное страдание совесть – нравственная самооценка человека. Для меня совесть одна из высочайших ценностей. Говорю об этом с ребятами на уроках и с удовлетворением слышу их вывод: «Именно совесть, как стрелка компаса, может помочь гражданину новой России выбрать путь».
«Муки совести, - напоминают мне одиннадцатиклассники, - и привели героя Ф. М. Достоевского к новой жизни». В романе «Преступление и наказание» суд совести – высший суд, через который можно прийти к раскаянию.
Я согласна с ребятами. Раскаяние – это настоящий переворот в душе человека, помогающий отсечь своё безумное прошлое и начать новую жизнь в смирении и любви.
Доброта, сострадание и милосердие, прощение, страдание, совесть, раскаяние, смирение и любовь, честь – основные национальные ценности, высвеченные русской литературой для потомков. Именно на них ориентируюсь я как учитель, задумываясь о будущем России. И ищу эти ценности в окружающих людях, ищу идеалы для своих воспитанников.
Святитель Иоасаф, Серафим Саровский, Дмитрий Сергеевич Лихачев… Грани личности каждого из этих людей способны бросить свет на жизненный путь моих учеников.
В целях самообразования дети ведут альбом по истории возникновения нашего села и Бессоновского храма. Ежегодно учащиеся участвуют в панихиде по погибшим в Парке Памяти, готовят выступления к праздничным датам на темы защиты отечества. Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. В среднем и старшем звене разработана система уроков благочестия, нравственности, человечности, которые применяю как элемент формирования личности учащихся. Такие уроки способствуют формированию духовно-нравственных качеств учащихся, учат ставить вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Особую радость учащимся доставляют паломничество по святым местам России, заседания духовно-просветительной гостиной. В ходе исследовательской работы членов НОУ «Истоки» выявлены основные духовные качества Святителя Иоасафа, положенные в основу формирования образа выпускника Бессоновской школы. На заседании НОУ сформированы заповеди ученика Бессоновской средней школы. Данная форма занятий вызвала интерес у учащихся, они с увлечением подбирали материал к уроку, создавали презентации по своим темам, что позволяет выявить творческие способности каждого ребенка, применить знания по нескольким предметам в нестандартной ситуации.
Родиться человеком слишком мало,
Им надо Быть, им надо Стать!
Мне очень близки эти поэтические строки Игоря Северянина. Они дают толчок мысли, очерчивают направление поиска…
Личность не развивается сама по себе, для её роста необходима опора на те идеалы, которые возвышаются над ней и значимы для неё.
Библиография.
1. Батурина Г., Лисова К. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. Сельская школа. Журнал №6 2001.
2. Донникова Л. И. Формирование личности ребёнка в контексте лучших традиций отечественной и мировой культуры. Сборник художественно-эстетического образования. Белгород: ИПС Политерра, 2004-336с.
3. Князева О. Н., Маханёва М. Н. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПБ, 2000.
4. Кучерова О. Е. Эстетическое воспитание как основа развития духовной культуры личности. Сборник художественно-эстетического образования. Белгород: ИПС Политерра, 2004-336с.
5. Рухленко Н. М. Идеал человека в русской народной педагогике. Сборник художественно-эстетического образования. Белгород: ИПС Политерра, 2004-336с.
6. Сухомлинский В. А. Потребность человека в человеке. Изд-во М. : Советская Россия, 1981. – 96 с.
7. Степанов Ю. Константы: словарь русской культуры. М. : 2001
8. Туранина Н. А., Шатерникова Н. И. Мифологическая семантика народного быта. Белгород: Изд-во «Везелица», 2002-60 с.