Наталья Романова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности. В связи с заметным ухудшением нравственного и духовного состояния подрастающего поколения, которое проявляется в искажениях нравственного сознания, эмоциональной, волевой и социальной незрелости детей.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2019
Россия в настоящее время переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Современные дети быстрее решают задачи, но они реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще проявляют равнодушие и чёрствость. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
Использование театрализованного творчества, позволяет воспитывать у дошкольников отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Расширять и углублять знания об окружающем мире.
Система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста строится на приобщении его к культурному наследию своего народа. Ее исторические корни уходят в глубь веков. И во все времена русская культура помогала народу не только выжить, но и сохранить свое лицо, самобытность, высокую духовность и нравственность.
Выбор мною этой темы не случаен. Поскольку нравственное воспитание предполагает усвоение ребенком нравственных ценностей, то воспитательный процесс не может быть полноценным без опоры на эмоции и целенаправленное культивирование «высших чувств» : сопереживания, гордости, жалости, стыда и т. д. Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий.
Основная цель работы с детьми по театрализованной деятельности :
Развитие у детей духовно-нравственных качеств посредством театрализованной деятельности.
Общая цель выводит на постановку следующих задач:
1. Знакомить детей с историей и культурой своего народа через театрализованную деятельность;
2. Формировать у детей духовно-нравственные ценности (доброта, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе русских народных сказок, потешек;
3. Вовлечь детей в совместную деятельность с ДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей.
Средства реализации задач :
Знакомство детей с историей и культурой своего народа начинаю через знакомство с русскими народными сказками, потешками, колыбельными. Начинать работу необходимо с детьми младшего возраста так как у детей этого возраста наглядно-действенное мышление, наиболее эффективно им не только рассказать, но и показать сказку.
Шумовые и народные инструменты: ложки, рубель, трещотки,бубны, погремушки, балалайка, колокольчик.
Устное народное творчество: потешки, прибаутки, считалки, загадки, скороговорки, иллюстрации, книжки-раскладушки, фигурки животных, игры на развитие мелкой мотрики.
Народно-прикладное искусство. Игрушки, костюмы, иллюстрации, дидактический материал, матрешки.
Наиболее эффективным методом работы в духовно-нравственном становлении растущего человека считается духовно-нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности.
Основой педагогической технологии в педагогической работе является развитие навыков и умений в театрализованной деятельности через освоение этюдов, упражнений и подведение детей к игре драматизации. Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. Жанр сказок является той самой щедрой почвой для взращивания представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, в защите слабых и обиженных.
Можно утверждать что использование педагогического потенциала театрализованной деятельности может способствовать формированию нравственных качеств дошкольников.
Если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии города, природе, обычаях своего народа, символике, и если ему известны имена тех, кто прославил нашу Отчизну, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.
Театрализованная деятельность - одна из самых демократичных, доступных для детей видов искусства. При постоянном целенаправленном использовании в педагогическом процессе, позволит решать актуальные проблемы духовно – нравственного воспитания. А так же формированию нравственных качеств дошкольников; осмыслению духовных и нравственных ценностей, повышению нравственной культуры, как воспитанников, так и педагогов и родителей, обновлению содержания и форм осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Три направления воспитания духовности :
1. Воспитание гуманных чувств детей.
• формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;
• формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;
• развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
2. Воспитание коллективизма.
• Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива;
• закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;
• развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;
• поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
3. Воспитание любви к Родине.
• приобщение детей к моральным ценностям (дружба, отзывчивость, взаимопомощь, храбрость);
• формирование дружелюбных чувств к людям разных национальностей, потребности делать что – то для других;
• воспитание чувства сопричастности к жизни детского сада, города, страны.
Условия способствующие духовно-нравственному воспитанию дошкольников
1. предметно-развивающая среда : театральная зона, где размещены:
- различные виды театров : настольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе и др. ;
- реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей, набор кукол, ширма для кукольного театра, элементы костюмов, маски;
- атрибуты для различных игровых позиций: природный материал, афиши, касса, билеты, декорации,.
2. специальные тексты;
3. моделируются проблемные ситуации с доступным нравственным содержанием, лежащие в основе театрализованных игр;
4. в театрализованную игру включаются эмоционально-экспрессивные, предметно-действенные и речевые средства взаимодействия.
Содержание всех занятий должно иметь духовно – нравственную направленность. Так в младшей группе –ведется работа по воспитанию чувства заботы о слабых, интерес и бережное отношение к театральным куклам.
В средней группе продолжаем воспитывать чувство дружбы и взаимовыручки, стремление детей радоваться успехам сверстников. В процессе разыгрывания сказок происходит воспитание интереса к русским народным сказкам, развивается культура общения. Дети учатся оценивать свое поведение и поведение сверстников по отношению к своим близким, определяют нравственные качества (послушание, забота о маме, умение соотносить свои желания с существующей ситуацией).
В старшей группе продолжается развитие способностей оценивать поступки героев, воспитывается чувство дружбы и товарищества, развивается стремление быть отзывчивыми к взрослым и детям, умение проявлять внимание к их душевному состоянию. Большое внимание уделяется воспитанию чувства сотрудничества и взаимопомощи, стремлению детей радоваться успехам сверстников.
У детей сказки, спектакли пользуются неизменной любовью. В процессе показа спектаклей ребенок проигрывает много ролей, что заставляет его сопереживать персонажам, видеть красоту, сочувствовать.
Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.
Необходимо отметить, важность привлечения родителей, так как поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, родители тем самым способствуют расширению детского опыта, духовно-нравственному воспитанию детей. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для воспитания будущей духовно развитой личности.
В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для развития смелости, свободы детского восприятия и мышления, каждому дается возможность почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным.
Рекомендации: «Муха-цокотуха», «Под грибком», «Маша и медведь», «Три поросенка»,«Кошкин дом», «Заюшкина избушка»и др.
«Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами музыкальной и театрализованной деятельности»
1. Одно из самых сложных и ответственных дел в жизни – воспитание ребёнка. Духовно-нравственное воспитание, основанное на культурных традициях является очень трудным вопросом, особенно если мы говорим о детях - самых маленьких, тех, кто ещё не ходит в школу. Как удержать, уберечь его хрупкое сознание от тьмы страшных губительных соблазнов, как дать самую надёжную опору в жизни
2. С рождения ребё нок постепенно учится: ползать, ходить, действовать, говорить.
3. Параллельно этому должно происходить духовное возрастание, должны закладываться и духовно- нравственные ценности.
4. Если внимательно относиться к развитию сознания ребёнка, то можно использовать любой момент в игре, наблюдении, общении, чтобы формировать в характере, уме, душе и сердце ребёнка доброту, послушание, скромность, терпение, внимание, дружелюбие и самое главное - любовь.
5. Ззадача музыкального руководителя : через эмоциональное воздействие музыки открывать ребёнку мир, постепенно приобщать его к духовной красоте через творческо-театральную деятельность.
6. Работа направлена на развитие эмоций у детей дошкольного возраста посредством интеграции музыкальной и театрализованной деятельности.
7. В возрастной психологии дошкольное детство традиционно определяется как «золотое время эмоциональной жизни в человеке», и поэтому заменить развитие эмоциональной сферы ранним интеллектуальным развитием, значит способствовать деформации личности, последствия которой будут проявляться в течение всей дальнейшей жизни.
8. Таким образом, для ребёнка дошкольного возраста при всей значимости получаемой информации главными компонентами социокультурного опыта являются не знания и умения, а эмоции и способы их выражения. Вовлечение и привлечение к театрализованной деятельности должно быть таким, где дети сами являются участниками действий основанные на культурных традициях своего народа, своей местности.
9. Вовлекая детей в игру с помощью театрализованной постановки и музыки дети, живут жизнью персонажа, что служит эффективной мотивацией для приобщения дошкольников к культуре на основе духовно-нравственных традиций. В процессе общения с взрослыми у ребёнка возникает чувство его исключительной ценности для окружающих. Общение со сверстниками позволяют ребёнку реально оценить себя, увидеть свои возможности.
10. Детство - одно из важнейших периодов в становлении человека.
11. Вовлечение детей в волшебный мир русских православных традиций.
Рождество, Масленица, Благовещенье
Дети получают опыт взаимно заинтересованных отношений с родителями и воспитателями (это происходит во время совместной игры, беседы, участия в праздниках, досугах); в оценке (отклик партнера);в равноправном участии в деле (вместе представляют полученный результат)
Во времена быстрых перемен, подобно нашему времени, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, веря в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливаться и меняться, пока нужное решение не будет найдено. И для достижения этой цели нет лучшего средства, чем занятие музыкально-театральной деятельностью.