Кузьмина Нина
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно – нравственное воспитание - целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие ее ценностно - смысловой сферы посредством сообщения ей духовно - нравственных ценностей.
Актуальность проблемы духовно – нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (средства массовой информации и коммуникации, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства» размещена в разделах
Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность. Социально-экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере морально-нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребёнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В методическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…». Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно- нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно-нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна). Нравственное воспитание дошкольника – это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.
Система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста строится на приобщении его к культурному наследию своего народа. Русская культура, как культура великой нации, всегда отличалась высокой духовностью. Её исторические корни уходят вглубь веков. И во все времена, времена взлёта и падения, русская культура помогала своему народу не только выжить, но и сохранить своё лицо, самобытность, высокую духовность и нравственность. Приобщение к культуре развивает ум, формирует душу, обогащает речь. Не секрет, что изобразительное искусство, как специфическая форма познания действительности, вызывает сильный эмоциональный отклик. Происходит это благодаря ярким средствам выразительности, используемым мастерами. Произведения искусства неизменно вызывают у человека радость от их восприятия, стремление любоваться ими. Искусство осваивает и, вместе с тем, представляет человеку богатство окружающего мира, позволяет ему увидеть новое в этом мире, открывать незнакомое в том, к чему он давно привык.
Проблема духовно – нравственного воспитания детей в последнее время стала чрезвычайно актуальной. Все понимают поистине болезненное состояние нашего общества и предлагают свои пути решения этой проблемы. Понимая уникальность дошкольного возраста, этого периода чистоты восприятия, открытости ко всему светлому и доброму.
Мы начали работу над проблемой духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства. Нами был разработан цикл мероприятий под названием «Добрые сказки», целью которых является воспитание духовно - нравственных ценностей и познания самого себя в мире людей. На этих занятиях дети знакомятся с картинами известных художников, творят своими руками, и свои работы дарят другим детям, детям инвалидам, бабушкам, дедушкам. Работа по духовно – нравственному воспитанию детей средствами изобразительной деятельности способствует творческому росту детей. Процесс познания дошкольниками искусства живописи строится на умении видеть, что изображено в произведении, понимать, о чем картина. Картины художников вызывают у детей определенные чувства, желание творить красоту и добро. Живопись раскрывает перед ребенком красоту окружающей природы и красоту человека, приобщает его к духовно - нравственным идеалам общества.
В нашей работе также помогают и родители. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья.
Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому в своей работе мы пытаемся помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться нравственные и духовные обычаи ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Родители должны стать помощниками и союзниками педагогов в духовно-нравственном воспитании детей. Проведение совместно с родителями досугов, викторин, мастер – классов сближает детей и родителей, помогает лучше понять друг друга.
В заключении хотелось бы сказать: влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Задача для педагога вывести детей за рамки их конкретного чувственного опыта в мир художественного воображения и ассоциаций, используя для этого выразительные средства изобразительного искусства. Главный результат заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию.