Елена Тямкова
Дополнительная общеразвивающая программа «Экотеатр» для учащихся 10–11 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая
программа
«Экотеатр»
Категория слушателей: 10 -11 лет
Тямкова Е. В.
Санкт-Петербург
2022 г.
Оглавление
1. Титульный лист… …
2. Пояснительная записка…
3. Учебно-тематический план….
4. Содержание изучаемого курса…
5. Организационно-педагогические условия….
6. Оценочные материалы. …
7. Методическое и дидактическое обеспечение….
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Экотеатр“ для учащихся 10–11 лет» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
8. Материально-техническое обеспечение…
9. Информационно-электронные ресурсы…
10. Список литературы…
Пояснительная записка
Актуальность ранней профессиональной ориентации в области экологии обусловлена необходимостью социализации обучающихся и развития экологической компетенции, являющейся вектором государственной политики в области образования.
Мы приближаемся к тому моменту, когда планета не сможет обеспечить всех ее жителей чистым воздухом, водой, почвой. Жизнь на планете Земля станет невозможна. Шанс сохранить на планете жизнь пока есть. И он у нас в руках. Люди должны научиться бережно, относиться к богатствам планеты.
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у учащихся начальной школы экологического сознания, культуры ЗОЖ, которая бы отвечала потребностям и запросам не только детей, но и их родителей, общества в целом.
Экологические проблемы подтверждены диагностическими данными, которые фиксируют устойчивую тенденцию ухудшения состояния здоровья школьников под влиянием разных факторов, среди которых - наследственность, неправильное питание, стрессы, перегрузки, недостаточная двигательная активность, нарушения режима дня.
В этой связи, создание здоровьесозидающей безопасной экологической среды, отбор здоровьесберегающих технологий и экологического содержания становится требованием времени. Необходимость создания данной программы внеурочной деятельности обусловлена рядом противоречий:
-между необходимостью формирования экологических компетенций у обучающихся начальной школы и недостаточностью экологического содержания в программе ОУ;
-между необходимостью раннего профессионального экологического ориентирования учащихся начальных классов и недостаточным использованием эффективных здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности школы;
-между необходимостью создания экологической среды и недостаточностью педагогических и организационных условий.
Ценностно-целевые ориентиры, заложенные в нормативных документах, задающих стратегические линии политики образования, подтверждают ценность развития компетенций ЗОЖ, экологического мировоззрения. Основу проектирования дополнительной общеразвивающей программы составили следующие нормативные документы:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (принят Госдумой 21.12.2012, одобрен Советом Федерации 26.12.2012).
Государственная программа РФ «Развитие образования» (принята Правительством РФ 26.12.2017).
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) на всех уровнях образования.
Указ Президента РФ от 01.04.1996 № 440 о Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р.
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» и Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2021 г. № 122-р «План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года».
Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Вектором программы «Экотеатр» выступает реализация до 2024 года 11-ти федеральных проектов, направленных на комплексное улучшение экологической ситуации во всех регионах страны, охрану окружающей среды, развитие экологического туризма, сохранение и преумножение редких видов животных и биоразнообразия страны.
Стратегия развития образования базируется на компетентностном подходе в обеспечении личностных и метапредметных результатов образования школьников.
Личностные:
- воспитание бережного отношения к окружающему миру;
- развивать навыки самостоятельной и коллективной работы учащихся;
Метапредметные:
-привитие любви к природе родного края, ориентированной на практическую деятельность по защите окружающей среды;
Предметные:
- совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
-усвоение знаний о взаимоотношении человека и природы через игру.
В рамках концептуальной основы разработки программы остановим внимание на подходах исследователей к определению ЗОЖ и сущности формирования творческой, экологически грамотной личности средствами театральной деятельности. Методические материалы Лыкова И. А., Рыжова Н. А. «Интеграция эстетического и экологического образования», методики Николаевой Светланы Николаевны и Рыжовой Ольги Алексеевны, популярные ещё в 80-90-е годы, материалы С. А. Миронова, Е. В. Свалова «Формирование экологической культуры дошкольников средствами театральной деятельности» известны педагогам начального и дошкольного образования.
Однако, несмотря на то, что разные авторы рассматривают различные средства развития соединения двух разных направлений: экологических проблем и театрализованного действия, педагоги-практики испытывают недостаток прикладных работ, в т. ч. образовательных программ с описанием содержания, форм, технологий, условий формирования у учащихся начальной школы экологического сознания и вовлечение их в продуктивную творческую деятельность в условиях внеурочной деятельности.
В рамках реализации ФГОС под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения ребенком планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации внеурочная деятельность позволяет формировать у воспитанников экологического сознания, как основы для формирования нового типа отношений между человеком и природой.
Поэтому в решении обозначенной проблемы мы видели цель в разработке дополнительной общеразвивающей программы «Экотеатр», обеспечивающей формирование умений практического характера, что позволяет обучающимся внести реальный вклад в сбережение природы своего края и планеты в целом.
«Экотеатр» – это синтез экологического, художественно - эстетического, речевого, познавательного, физического развития. Данная программа направлена на организацию деятельности детей по изучению ближайшего природного окружения и участия в реальной природоохранной деятельности, через выступление экотеатра перед разной аудиторией.
Данная программа направлена на формирование у школьников экологического сознания и вовлечение их в продуктивную творческую деятельность в контексте раннего профессионального ориентирования в условиях внеурочной работы.
В программе использованы доступные формы для воспитания у школьников ответственного отношения к природе, а именно: театрализованные мероприятия экологической направленности, что является мощным воздействием на эмоциональную сферу ребенка. Творчество – это естественная природная функция мозга, которая проявляется и реализуется в деятельности ребенка.
«Экотеатр» – один из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, он позволяет решать актуальные проблемы, связанные с экологическим и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности.
Настоящая программа базируется на принципах гуманистической экологии и рассчитана на формирование у обучающихся мировоззрения нового типа.
Принципы гуманистической экологии:
• Принцип единства (все мы являемся частью природы).
• Принцип смирения (мы представляем собой ценный вид, однако не более важный, чем другие).
• Принцип сотрудничества (наша роль заключается в понимании и сотрудничестве с природой, а не в ее завоевании).
• Принцип уважения к природе (каждое живое существо имеет право на жизнь).
• Принцип уважения к своим корням и, прежде всего, к Земле (все, что мы имеем или будем иметь, в конечном счете, идет от Солнца и Земли; Земля без нас может существовать, а мы без нее – нет).
• Принцип права будущих поколений (после себя мы должны оставить Землю, по крайней мере, такой ж, если не лучше, чем она была для нас).
• Принцип: непосредственный опыт – лучший учитель (чтобы любить, лелеять и понимать природу и самого себя, необходимо затратить время на непосредственное познание и чувственное восприятие воздуха, воды, почвы, растений, животных, бактерий и других компонентов природы).
• Принцип: люби свой родной край (изучайте и любите природу своего края, живите в согласии с ней, ступайте по Земле с осторожностью).
Данная программа рассчитана на работу с учащимися (10-11 лет, что предполагает планирование содержания занятий в соответствии со степенью развития учебных навыков, возрастными особенностями и личными предпочтениями.
Продолжительность обучения – 1 год
Программой предусматривается 68 занятий (2 занятия в неделю) в течение учебного года. Время одного занятия 40 минут, занятия в режиме театрального выступления могут проводиться более или менее длительное время и не всегда вписываться в график занятия кружка.
Основу содержания составила тематика, касающаяся зрелищных мероприятий к экологическим датам, а так же спектакли экологического театра, которые построены на документально – публицистическом материале и вскрывают общественные проблемы, дающие объективную оценку фактам. Отличительной особенностью программы является её ориентация на творческую и проектную деятельность воспитанников. Учащиеся под руководством учителя сами создают образовательные продукты: сценарии, презентации. Постановки экологического театра отличают зрелищность, злободневность, музыкальность.
Экологический театр – это активная форма организации самодеятельного творчества учащихся, пропагандирующая экологические знания художественно-театральными средствами. Форма экологического театра оригинальна и самобытна. Она
синтезирует в себе разнообразие жанровых разновидностей: эстраду, хореографию, сатиру, музыкально-песенный, фольклорный жанры и другие.
В качестве педагогических и организационных условий назовем следующие:
Формы организации образовательного процесса:
Обще -групповые формы : занятие, собеседование, консультация, репетиционная работа, творческий отчет, работа в парах, просмотр и обсуждение спектакля, групповые творческие задания, конкурсы, игры, викторины.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, написание сценария, выполнение индивидуальных заданий (сценическая речь, мимика, пантомима, сценическое движение, составление афиши - мероприятия программы т. д.
Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; сценическая речь; встреча с творческими людьми, круглый стол; конференции.
наглядные - иллюстрации, декорации, демонстрации фильмов, спектаклей, оформление костюмов, реквизита, сценического грима.
Практические - выполнение сценических упражнений, репетиционные занятия, самостоятельная работа с литературой (обычной и электронной, написание сценария, выполнение природоохранных акций-листовок, рисунков.
Основной здоровьесберегающей технологией можно назвать – экологическую здоровьесберегающую технологию, в которую входят: организационно-педагогические технологии (ОПТ, психолого-педагогические технологии (ППТ, учебно-воспитательные технологии (УВТ).
Показателем эффективности выступает:
Результативность и практическая значимость знаний, умений и навыков, формируемых у детей по данной программе, уровнем и качеством созданных творческих работ, проектов, презентаций.
Итогом курса «Экотеатр» является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, формирование экологической культуры личности.
Оценочные материалы
В течение работы по данной программе текущий контроль проводится в течение всего года на всех этапах обучения. Используются следующие формы контроля: беседа, викторина, опрос, тест, конкурс, самооценка, обсуждение и др.
Промежуточный контроль предполагает контроль знаний, умений и навыков, полученных воспитанником по определенному блоку занятий. Формой данного контроля будет выступать зрелищное мероприятие к экологическим датам.
Формой итогового контроля может выступать, экологические спектакли, КТД.
Практические природоохранные мероприятия. Презентации проектов. Участие в конкурсах экологического направления.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: Грамота, дневник наблюдений, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, фото, отзыв детей и родителей.
Методическое и дидактическое обеспечение:
В работе используются различные методы обучения: словесные (лекция, беседа); наглядные (демонстрации, презентации, экскурсии); практические работы – тренинги, игры, разработка сценариев, репетиции, выступления учащихся.
Дидактический материал заявлен с учетом вариативности форм проведения занятий: возможна замена экскурсии - мультимедийной презентацией, подбор тематики проектных работ в соответствии с запросами воспитанников и другие изменения, связанные с адаптацией программы к конкретным условиям образовательного учреждения и контингенту воспитанников.
Дидактическое обеспечение: художественная литература, иллюстрации, художественные альбомы, материал и оборудование для детского творчества.
Методические материалы:
Материально-техническое обеспечение
Перечень необходимого материала и оборудования:
1. Альбом.
2. Тетрадь.
3. Краски, карандаши, фломастеры, ручки.
4. Ножницы.
5. Образцы экологических листовок.
6. Магнитофон, детские песни, диски с голосами животных и птиц.
7. Фотооборудование.
8. Видеоаппаратура, видео и DVD-материалы.
9. Компьютер и тематические презентации по темам занятий.
10. Декорации по темам сценария.
11. Костюмы - театральные.
12. Карнавальные маски.
13. Фотографии животных, птиц, природы.
14. Образцы птичьих кормушек, меню.
15. Спортивный инвентарь для игр.
16. Театральный грим.
17. Театральная ширма.
18. Перчаточные, пальчиковые куклы.
Информационно – электронные ресурсы:
Платформа Zoom
Сервисы Google
YouTube – видеохостинг для загрузки видео
№
п/п Тема занятия теория практика
1 Вводная беседа. 1
2. Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»). 1
3 Знакомство со сценарием экологической постановки «Берегите деревья». 1
4 Определение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т. п.). 1
5-6 Выразительное чтение по ролям, суждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов. 1 1
7-8 Отработка ролей. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций).
Подбор музыкального сопровождения к сценарию. Репетиция.
Генеральная репетиция в костюмах.
1 1
9-10 Выступление с агитбригадой перед учениками школы и родителями, малышами ДОУ.
Анализ дела организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела). 1 1
11-12 Знакомство со сценарием экологического праздника «Осень, осень в гости просим». Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, пантомима и т. п.). Репетиция отдельных сцен. 1 1
13-14 Проговаривание особенностей поведения каждого персонажа на сцене.
Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. 1 1
15-16 Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением. 2
17-18 Выступление перед учащимися младших классов, учителями школы и родителями. Анализ выступления 1 1
19-20 Выпуск видеофильма «Осень, осень в гости просим».
1 1
21-22 Знакомство со сценарием театрализованного представления
"Собаки без дома". Обсуждение представления, темы, идеи возможных принципов постановки. Распределение ролей. 2
23-24 Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. Изготовление масок, декораций. 1 1
25-26 Генеральная репетиция. Оформление сцены. 2
27-28 Генеральная репетиция. Оформление сцены. 2
29-30 Премьера. (Перед учащимися начальных классов, малышами).
Анализ выступления. 1 1
31-32 Участие в экологической акции «Сохраним ёлку - красавицу наших лесов» Презентация акции. 1 1
33-34 Выпуск и просмотр видеофильма «Город-сад».
Подбор экологических сказок для выступления из Интернета. 1 1
35-36 Развешивание кормушек. Подкормка птиц.
Подборка стихотворений к литературному конкурсу чтецов «Берегите природу». 1 1
37-38 Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. Генеральная репетиция 1 1
39-40 Литературный конкурс чтецов «Берегите природу». Анализ выступления
1 1
41-42 Знакомство со сценарием экологической сказки – «Живая вода».(Посвящённой Дню Защиты водных ресурсов, рек, водоёмов). Распределение ролей. 1 1
43-44 Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. Изготовление масок, декораций 1 1
45-46 Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. Изготовление масок, декораций 1 1
47-48 Генеральная репетиция. Оформление сцены. 1 1
49-50 Премьера. (Перед учащимися начальных классов) Анализ выступления. 1 1
51-52 Знакомство со сценарием детского спектакля " Доктор Айболит". (Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки) 2
53-54 Распределение ролей с учетом пожелания учащихся и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т. п.). Выразительное чтение сказки по ролям. 1 1
55-56 Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Репетиция отдельных эпизодов. 1 1
57 Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление масок, декораций. 1
58 Подбор музыкального сопровождения к сценарию. Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением. 1
59 Премьера спектакля. 1
60 Анализ выступления. 1
61-62 Участие в экологической операции «Зеленей моя улица». 1 1
63-64 Участие в конкурсе экологического рисунка на асфальте «Мир такой разный, мир такой прекрасный»
Монтаж видеофильма «Берегите Землю». 2
65-66 Презентация работы кружка «Экологический театр» 2
67 Круглый стол «Азбука общения». 1
68 Анализ работы за год
1
Всего: 68 33 35
Список рекомендованной литературы:
Основная литература.
1. Закон «Об образовании РФ».
2. Закон «Об образовании РБ».
3. СанПиН 2.4.2 1178-02 Гигиенические требования к условиям обучения в ОУ.
4. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии / В. А. Алексеев, М. 2010г.
5. Колчеев, Ю. В. Театрализованные игры в школе. / Ю. В. Колчеев. –М. : Прометей, 2010.
6. Теплов, Д. Л. Экологическое воспитание в дополнительном образовании / Д. Л. Теплов. - 2011.
Дополнительная литература.
1. «Основы театральной культуры в школе» – М,1988.
2. «Современные проблемы театрально-творческого развития школьников» - М. 1989.
3. «Эстетическое воспитание во внешкольных учреждениях» М. 1986.
4. Экологический театр как форма пропаганды экологических знаний. - Минск, 1994.
5. А. И. Кузьмин «У истоков русского театра» - М. 1984.
6. Вл. И. Немирович-Данченко О творчестве актера. -М. 1973.
7. Г. Волчек. Актер и современный театр. - М. 1989.
8. К. Кристи. Воспитание актера школы Станиславского. – М., 1979.
9. К. С. Станиславский. Работа актера над собой. - М., 1975.
10. Бабакова, Т. А. 500 экологических задач / Т. А. Бабакова. – М. : 1995.
11. А. Я. Михайлова «Театр в эстетическом воспитании младших школьников». М. 1996.
12. Ю. И. Рубина «О развитии художественных способностей школьников на занятиях драматического кружка». М. 1998.
13. Колчеев, Ю. В. Театрализованные игры в школе. / Ю. В. Колчеев. –М. : Прометей, 2000.
14. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии / В. А. Алексеев, М. 2010г.