Виктория Здвижкова
Дополнительная образовательная программа «Безопасная дорога детства» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
"Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,- от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. "
Публикация «Дополнительная образовательная программа „Безопасная дорога детства“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
(Сухомлинский В. А.)
1. Пояснительная записка
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - это проблема всего общества. В настоящее время очень сложно представить себе мир без автомобилей. Дети зачастую не осознают, какую опасность таит в себе мир машин и дорог. Дошкольники не могут в должной степени управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, её скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя самыми и ловкими и быстрыми.
Статистика нашего региона показывает, что количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей ежегодно возрастает в среднем на 10 – 12% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Причина таких происшествий кроется в непонимании взрослыми важности обучения детей правилам дорожной безопасности и собственной ответственности перед ними. Родители в основной своей массе недооценивают значение периода дошкольного детства, считая его подготовительным этапом к обучению в школе.
В то же время, именно в этот период закладываются основы позитивной социализации, основы безопасности жизни. Роль педагогов заключается не только в том, что бы дать ребенку представление о безопасности на дороге, но и в том, чтобы помочь родителям осознать значимость работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма, необходимость активного участия в совместных с дошкольным учреждением мероприятиях.
Достаточно ясным представляется, что для детского сада в условиях внедрения ФГОС ДО очень важно привлекать к процессу воспитания не только родителей, но и дополнительные образовательные ресурсы. Одним из таких ресурсов является институт социального партнерства. Внедрение качественно новых форм взаимодействия с такими институтами (телемост, интервьюирование, создание тематических видеороликов, акции и т. д.) способствует повышению эффективности работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Положительные эмоции, получаемые от совместной деятельности детско-взрослого сообщества, взаимопример, сохраняются в сознании ребёнка и переносятся в его дальнейшую взрослую жизнь.
Согласно стандарту дошкольного образования основными личностными характеристиками выпускника дошкольного образовательного учреждения являются инициативность, самостоятельность, устойчивость к стрессам, любознательность. Становление данных качеств невозможно без объективной картины мира и знания безопасного в нем существования. Этим и объясняется особая значимость и актуальность работы по формированию основ безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Цель программы: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма посредством формирования основ безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде старших дошкольников.
Задачи программы:
1. Систематизировать знания детей о правилах дорожного движения, о разных видах транспорта.
2. Познакомить детей со значениями дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. Расширять знания детей о работе сотрудников дорожной инспекции.
3. Способствовать развитию практических навыков ориентирования в дорожно-транспортной среде, сигналах светофора, разметки дороги.
4. Расширять словарный запас по дорожной лексике.
5. Развивать познавательный интерес, умение своевременно и самостоя-тельно указывать на проблемную ситуацию и делиться с окружающими людьми приобретенным опытом.
6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение пра-вил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Новизна программы заключается в использовании новых форм взаимосотрудничества детского сада и социальных партнеров для повышения эффективности работы с детьми по профилактике ДДТТ.
2. Основные принципы Программы
Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на профилактику ДДТТ, научнообоснованными и практически опробированными методиками.
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей воспитанников и уровня их психического и физического развития.
Принцип результативности - реализация прав ребенка на получение необходимых знаний, умений, навыков, формирование устойчивых привычек правильного поведения и дисциплины.
Принцип преемственности – активное участие родителей и социальных партнеров в образовательном процессе.
Принцип интеграции – организация работы с детьми на основе интеграции образовательных областей.
Принцип деятельностного подхода – предполагает, что освоение новых знаний происходит в деятельности (ребенок знакомится с правилом и отрабатывает его применение на практике: в рамках коллективного творческого дела, сюжетно-ролевой игре, акции и т. д.)
3. Предполагаемый результат (целевые ориентиры)
Дети:
1. Умеют решать проблемные ситуации, возникающие на проезжей части и во дворе.
2. Знают разные виды транспорта, умеют их классифицировать: пассажирский, строительный, военный и т. д.
3. Имеют представление о работе регулировщика и светофора, его функциях.
4. Знают и умеют классифицировать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные).
4. Контролируют свое поведение в транспорте и на улице.
5. Имеют представление о необходимости оказать помощь пострадавшему в происшествии.
4. Организация работы с детьми по программе
Программа предполагает реализацию в течение 9 месяцев: сентябрь – май. Деятельность проходит в рамках совместной деятельности детей с педагогом, в занимательной, игровой форме, во второй половине дня, в качестве организационных форм работы используются так же целевые прогулки, экскурсии, развлечения, конкурсы, викторины с использованием транспортной площадки, сюжетно-ролевые игры.
Методы и приемы работы с детьми
- Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, игры-имитации и др., игровые упражнения;
- Моделирование и решение заданных проблемных ситуаций;
- Решение логических задач;
- Беседы, дискуссия;
- Наблюдение;
- Чтение художественной литературы;
- Просмотр видео-диафильмов, тематических презентаций;
- Инсценировки;
- Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;
- Акции;
- Посещение занятий в учебном классе ОГИБДД ОМВД.
5. Формы работы с родителями
- Анкетирование;
- Индивидуальная педагогическая помощь (беседы, консультации, взаимодействие через интернет-сайт учреждения);
- Родительское собрание;
- Фотовыставки, выставки рисунков;
- Информационные стенды по ПДД;
- Памятки, буклеты, презентации для родителей;
- Участие родителей в развлечениях, круглых столах, конференциях, акциях.
6. Оценка эффективности реализации программы
Для получения информации об эффективности реализуемой программы используются:
- Анкета для родителей Цель: выявить отношение родителей к проблеме профилактике дорожно-транспортного травматизма, а так же определить уровень сформированности у детей навыков безопасного поведения на дорогах и улицах.
- Оценка знаний детей.
Нормативно-правовое обеспечение программы
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 N 273-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 года №1155;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13 утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013года №26»;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014.
Материально-техническое и методическое обеспечение программы
- Информационный материал по теме проекта (сеть – Интернет);
- Настольно-печатные и дидактические игры, наглядный материал, фотографии, пособия и макеты по ПДД;
- Учебно-методические пособия;
- Детская, научно-популярная и художественная литература («Дядя Стёпа – милиционер» С. Михалкова, «Что я видел» Б. Житкова, сборник стихов С. Михалкова «Моя улица», «Про умных зверюшек» В. Лебедева – Кумача, сборники загадок о транспорте и поведении на дороге и др.);
- Художественные средства для продуктивной деятельности;
- Медиатека мультфильмов и копилка тематических презентаций;
- Оборудованные уголки безопасности в группах: макет улицы, красочные атрибуты для сюжетно–ролевых игр (жезлы, свистки, фуражка сотрудника ДПС, транспортные игрушки, флажки для перехода улицы, светофоры, дорожные знаки нагрудные и переносные);
- Детский «Автогородок» на территории детского сада для практических занятий;
- Спортивный инвентарь и оборудование;
- Ноутбук;
- Проектор;
- Интерактивная доска;
- Музыкальный центр.
Участники программы:
- Дети дошкольного возраста;
- ЮИД;
- Сотрудники МБДОУ;
- Сотрудники ОГИБДД ОМВД России;
- Родители;
- Специалисты детской библиотеки;
- Специалисты МУ ЦГБ (травматолог).
Сроки реализации программы: сентябрь 2015 г. – май 2016 г.
Источники финансирования: бюджетные и внебюджетные средства
Сентябрь охватывает 4 темы:
«Здравствуй, улица!»
«Пешеходный переход»
«Моя улица»
«Улица и дорога»
Октябрь:
«Островок безопасности»
«Правила перехода проезжей части»
«Не играй на переходе»
Ноябрь:
«Запрещающие дорожные знаки»
«Предупреждающие дорожные знаки»
«Информационные дорожные знаки»
«Знаки сервиса»
Декабрь:
«Это должен каждый знать обязательно на пять»
«Безопасная прогулка»
Январь:
«Специальные машины: скорая помощь»
«Специальные машины: полиция»
«Специальные машины: пожарная машина»
«Специальные машины: дорожная служба»
Февраль:
«Кто заменит светофор?»
«Регулировщик»
«Что было до… или из истории появления светофора»
«Дорожные опасности»
Март:
«Пешеход»
«Дорожные ситуации»
«Пристегни ребенка или безопасная поездка»
«Безопасный перекресток»
Апрель:
«Наш любимый транспорт»
«Наземный транспорт»
«Правила поведения в общественном транспорте»
Май:
«Правила движения достойны уважения!»