Эрзи Алидарова
Рабочая учебная программа (Дополнительная образовательная деятельность) «Фантазия»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать. Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму.
Публикация «Рабочая учебная программа (Дополнительная образовательная деятельность) „Фантазия“» размещена в разделах
"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В. А. Сухомлинский.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для кружковой работы, его высокое качество, разнообразие способов рисования, поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней. А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.
С этой целью был создан кружок по нетрадиционной технике рисования "Фантазия" (образовательная область «Художественное творчество»)
Не каждый ребенок станет художником, но практические навыки и теоретические знания приобретенные в процессе освоения данной программой, помогут кому-нибудь стать грамотным, заинтересованным, разбирающимся в искусстве зрителем.
Цели и задачи
Цель программы :
Развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке, интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.
Задачи программы :
Развивающие:
-Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
-Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
-Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные :
-Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
-Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
-Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
-Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Занятия проходят во второй половине дня два раза в месяц.
Содержание рабочей программы
Сентябрь 1 Рисование ладошками «Жар-птица» Продолжать учить детей рисовать пальчиками. Развивать ритмичность движений.
2 Рисование с элементами аппликации «Мимоза» Показать разнообразные приемы работы с клеем для создания выразительного образа.
Октябрь 3 Рисование с элементами аппликации «Выносливый дуб» Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать эстетический вкус.
4 Оттиск листьев «Осень в лесу»
Ноябрь 5 Кляксография «Ёжик» Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки.
6 Веселые кляксы
Декабрь 7 Рисование манной крупой Котик Обогатить изобразительный опыт ребенка. Способствовать развитию стойкого интереса к изодеятельности.
8 Снеговик
Январь 9 Набрызг «Зима» Развивать художественное восприятие.
10 Рисование сухой щетинной кистью «Рыбки в пруду» Познакомить детей с новым способом получения изображения.
Февраль 11 Выдувание трубочкой Развивать желание создавать интересные оригинальные рисунки.
12 «Деревья у моря»
Март 13 Работа с солью «Цветок» Развивать мелкую моторику, координацию движения рук.
14 Монотипия на мятой бумаге «Цветы» Познакомить детей с новым способом получения изображения.
Апрель 15 Тычкование «Медведь» Развивать воображение, активизировать мыслительную деятельность.
16 Рисование восковыми карандашами «Радуга» Развивать творческие способности, воображение.
Май 17 Монотипия «Деревья смотрят в озеро» Знакомить детей с симметрией. Развивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию.
18 Рисование по замыслу Научить передавать свое ощущение изобразительными средствами. Развивать творческие способности.
Требования к уровню подготовки детей
1. Знать определение понятие «Нетрадиционные техники рисования».
2. Уметь самостоятельно организовывать рабочее место.
3. Уметь использовать художественные материалы.
4. Уметь быстро выполнять задания.
5. Уметь передавать личное отношение к объекту изображения.
6. Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности.
7. Владеть способами нестандартного раскрашивания.
8. Владеть техническими навыками рисования, располагать рисунок на всем листе.
Диагностическое обследование детей
Результатами работы в данном направлении должны стать:
-активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;
-приобретают первичные навыки художественной работы;
-развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельность человека;
-развивают фантазию, воображение, проявляющихся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
-приобретают навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества;
- овладевают опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
-приобретают навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведения искусства и творчества своих товарищей.
В конце года будет проведена выставка детских работ.
Выставка очень важный момент сравнения своей работы с работой сверстников. В эти минуты ребенок лучше видит свою работу и лучше понимает другие.
Очень важен просмотр и анализ детских работ :
Во-первых – детям это нравится, а во-вторых – позволяет ребенку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задуматься над тем что у него получилось, как рисунок выглядит среди работ других детей и как оценивается.
Используемая литература:
1. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», М. 2010.
2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"
3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.
4. И. А. Лыкова "Цветные ладошки"
5. Журналы "Дошкольное воспитание", " Воспитатель".
6. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
7. И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».
8. О. М. Дьяченко «Развитие воображения дошкольника», М. 1996.