Наида Манафова
Дополнительная образовательная программа кружка творческой деятельности «Мастерская Гномика»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка программы
Данная программа относится к художественно-эстетической направленности. «Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В. А. Сухомлинский
Публикация «Дополнительная образовательная программа кружка творческой деятельности „Мастерская Гномика“» размещена в разделах
В концепции непрерывного образовательного процесса дошкольный период рассматривается как важнейший, базовый период в развитии человека. И если говорить о творческом потенциале ребенка, то именно в дошкольном периоде ребенок делает первые шаги в мир искусства. Именно в дошкольном детстве у ребенка развиваются первичные формы творчества, эмоционально-ценностное отношение к миру, ассоциативное мышление, художественно-образные представления об окружающем мире, фантазия и воображение.
Актуальность написания данной программы обусловлена необходимостью решения ряда проблем:
1. Воображение – это важнейшая высшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека.
2. У детей в возрасте 5 – 6 лет недостаточен уровень развития воображения, фантазии.
3. Дети недостаточно владеют формами связной речи – диалогической и монологической. Данная программа обеспечит возможность решения этих проблем, т. к. совершенствование речи будет осуществляться через возможность сочинять оригинальные истории на темы занятий.
Природный материал – кладовая для развития детского творчества
Во время занятий с бумагой, тканью, природным материалом развивается пространственное воображение, умение следовать образцу, устным инструкциям педагога и удерживать внимание на предмете работы в течение длительного времени.
4. Ручной труд дает полный простор воображению, элементы сказок развивают у детей умение сочинять оригинальные истории.
Новизна программы состоит :
•в обновлении, разнообразии учебного процесса;
•в использовании в образовательном процессе современных форм и методов обучения.
•Изготовление поделки не цель, а средство развития аналитических, творческих способностей ребенка.
•Методика нацелена на обучение детей самостоятельному конструированию художественного образа, нахождению выразительных средств его передачи, развитию умения действовать с образом воображаемой ситуации, играть с ним.
Образовательные области : Художественное творчество, Коммуникация, Познание, Труд, Художественная литература., Безопасность.
Педагогическая целесообразность
Дети, обучаясь ручному труду, овладевают различными приемами действия с бумагой, тканью, природным материалом, тестом; получают навыки сгибания, склеивания, лепки. Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если в начале неточным движением руки он мог повредить игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.
Ручной труд способствует развитию мелкой моторики – согласованности в работе руки и глаза. Формируются начальные формы волевого управления поведением.
Отличие данной программы состоит в подаче теоретического и практического материала в игровой форме.
Занятия по данной программе дают возможность познавать окружающий мир через природу, получать удовлетворение от занятий.
Цель программы :
Развитие творческих способностей детей в процессе организации ручного труда (интеграция образовательных областей : коммуникация труд, художественно творчество).
Эта цель может быть достигнута при решении следующих задач:
•Создать условия для развития творчества детей.
•Формировать навыки работы с различными материалами, развивать мелкую моторику рук.
•Совершенствовать объяснительную речь.
•Формировать контроль и оценку собственной деятельности.
•Развивать творческие способности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
•Воспитывать трудолюбие, вызвать желание довести начатое дело до конца, работать коллективно.
•Формировать эстетический вкус.
Данная программа рассчитана на детей 5 – 6 лет.
Срок реализации – 1 год.
Организация деятельности детей :
Групповая, подгрупповая, индивидуальная
Методы работы: объяснение, показ иллюстраций, готовых образцов.
К концу года дети должны:
•Выполнять несложные поделки, делать игрушки, сувениры из природного и бросового материала.
•Уметь составлять небольшие творческие рассказы на тему, предложенную воспитателем.
Форма подведения итогов:
Альбом «Вот что мы умеем» (в течение года).
Перспективно – тематический план
Содержание программы
Сентябрь
I и II недели. «Вводное занятие». «Знакомство с материалом».
Цель: Дать детям представление о ручном труде из природного материала, бумаги, ткани. Рассказать, как с помощью разных материалов создать интересные модели. Рассмотреть фото, изделия прикладного искусства.
III и V недели. «Четвероногие друзья»; «Зверюшки из конусов»; «Добрые звери»
Цель: Научить детей делать поделки из разных природных материалов: листьев, семян, семечек, веточек. Способствовать развитию умения планировать предстоящую работу, фантазию. Способствовать коллективной деятельности, речевому и игровому общению детей.
Октябрь
I и II недели. «Волшебные листочки»; «Из сосновых иголочек»
Цель: Учить детей делать игрушку из природного материала по образцу или фото, использовать для соединения частей пластилин, клей, формировать интерес к данному виду труда. Способствовать развитию фантазии, умение составлять композиции.
III и IV недели. «Колокольчики из глины»
Цель: Способствовать развитию у детей умения создавать форму из глины, уметь применять различные методы и способы работы с ней, развивать фантазию, эстетический вкус.
Ноябрь
I и II недели. «Мамин праздник»
Цель: Продолжать учить пользоваться ножницами, работать с шаблонами. Закрепить умение складывать и вырезать из бумаги, сложенной гармошкой, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку.
III и IV недели. «Игрушки складушки»
Цель: Продолжать учить складывать лист бумаги вдвое, вчетверо.
Воспитывать терпение, желание доводить начатое дело до конца.
Декабрь
I и II недели. «Вот так гармошечки» «Снежинки»
Цель: Научить детей выполнять работу из фантиков и фольги. Закреплять свойства материалов. Учить следить за тем чтобы каждый сгиб был равен предыдущему. Вырабатывать усидчивость и желание довести до конца начатое.
III и V недели.
«Новогодняя открытка»; «Снеговик из бутылок»
Цель: Возбудить чувство ожидания праздника «Новый год». Развивать эстетический вкус, желание создать очень красивые поделки.
Январь
II и IV недели. «Собачка»; «Мышка»; «Кролик»
Цель: Воспитывать аккуратность в работе, умение доводить начатое дело до логического конца. Вызвать интерес к процессу рождения из листа бумаги животного. Дать возможность придумать игру с полученной фигуркой.
Февраль
I неделя. Открытка «Папин праздник»
Цель: Учить придумывать сюжет самостоятельно, используя приемы вырезания, изученные ранее на предыдущих занятиях. Развивать творческое воображение.
II, III и IV недели. Аппликация из ткани «Ваза с цветами».
Цель: заинтересовать работой из ткани, соблюдать дружеские отношения, положительно относиться к работам товарищей. Использовать в работе творчество русского народа (прибаутки, песенки, потешки).
Март
I и II недели. «Мамочке любимой».
«Бусы» (из теста).
Цель: Продолжать знакомить с характерными особенностями теста (мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке). Воспитывать любовь к маме и другим родственникам, желание самостоятельно выполнять поделку.
III и IV, Vнедели. «Открытка с сюрпризом»; «Русские сувениры»
Цель: Развивать эстетический вкус, совершенствовать коммуникативные навыки, ориентироваться в задании, работать аккуратно. Развивать интерес к народному творчеству, воспитывать патриотические чувства через приобщение к народному исскуству.
Апрель
I и II недели. «Сами садик мы посадим и не будем поливать»
Цель: устроить вместе с детьми маленький садик, увлечь в мир наблюдений за растениями. Наглядно раскрыть секрет круговорота воды в природе.
III и IV недели. «Яичко не простое – яичко расписное».
Цель: Научить работать с хрупким материалом – скорлупой яиц. Развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность в выборе цветовой гаммы.
Май
I и II недели. «Волшебные ладошки»; «Пальчики»
Цель: Создать картину используя только пальчики и ладошки. Вызвать интерес к созданию новых образов с использованием данного метода.
III и IV недели. «Ожившие камешки и ракушки»; «Прилетела стрекоза»
Цель: Учить работать с природным материалом. Учить видеть невидимые образы в простых вещах. Помочь создать то, что хочется самому ребенку. Воспитавать эстетический вкус.