МААМ-картинки

Образовательная программа по сенсорному развитию «Разноцветный мир» для детей младшего дошкольного возраста

Елена Крупцева
Образовательная программа по сенсорному развитию «Разноцветный мир» для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Зырянская средняя общеобразовательная школа»

(Дошкольное образование)

Дополнительная образовательная программа

по сенсорике «Разноцветный мир»

с детьми младшего дошкольного возраста

Составила: воспитатель Крупцева Е. Л.

с. Зырянское 2015г.

Пояснительная записка

Публикация «Образовательная программа по сенсорному развитию „Разноцветный мир“ для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Настоящая программа описывает курс подготовки по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста 2-4 лет (первая младшая группа, вторая младшая группа)

Актуальность: сенсорное воспитание – это развитие восприятие ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Усвоение сенсорных эталонов - системы геометрических форм, шкалы величин, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка и др. значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям : чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т д.

Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов.

Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Цель: развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

• Сформировать у детей младшего дошкольного возраста умение воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи, и, выделять в них самое существенное, характерное (признаки, качества).

• Учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.

Развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение).

Методы и приемы проведения занятий

• Занятие проходит в непринужденной обстановке.

• Во время проведения занятия организуется показ, словесное объяснение, инструктаж.

При проведении каждого занятия основным методом является непосредственный показ предметов воспитателем.

Вспомогательная роль принадлежит словесному объяснению. Объяснения должны быть предельно краткими: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

Формы организации деятельности:

• групповая;

• подгрупповая;

• индивидуальная.

Основные принципы программы :

Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.

Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.

Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.

Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.

Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина, в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, шар, куб, призма, цилиндр, квадрат, прямоугольник, треугольник и пр.).

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Таким образом, актуальность заключается в том, что познание человеком окружающего мира, начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б. Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

Материально-техническое обеспечение

- Игровые наборы: мозаика, пирамидки, кубики, паззлы и т. д.

- Канцелярские материалы

- Детские музыкальные инструменты

- Бросовый материал

- Наборы геометрических фигур и форм

- Игрушки разной величины и разные по качеству

- Рамки вкладыши

Программа предполагает проведение одного занятия в две недели во второй половине дня. Продолжительность занятия 10 минут в первой младшей группе, 15 минут во второй младшей группе. Общее количество учебных занятий в год – 16.

Основными методами отслеживания успешности овладения воспитанниками содержания программы является наблюдение и беседа.

Основной формой подведения итогов реализации программы является выставка детских работ.

Педагогический анализ знаний и умений (диагностика) проводится 2 раза в год: вводная – в сентябре, итоговая – в мае. Диагностика знаний, умений и навыков оценивается по следующим уровням: высокий, средний, низкий.

Содержание программы

Содержание программы включает такие разделы, как:

• Цветовое восприятие

• Знакомство с геометрическими фигурами

• Величина и количество

Развитие речи, мышления

Работа с родителями

1. Консультации на темы:

• «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»;

• «Роль дидактических игр по сенсорике на умственное развитие детей»;

«Дидактические игры по сенсорике».

2. Выставка дидактического материала.

3. Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка раннего и младшего возраста в семье.

4. Показ открытых мероприятий;

5. Индивидуальные беседы;

Работа с воспитателями

Консультации на темы:

«Сенсорное воспитание детей раннего возраста»;

• Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка раннего и младшего возраста в семье;

• Мастер – класс по изготовлению дидактического материала для развития сенсорики «Игры своими руками».

Выставка дидактического материала.

Показ открытых мероприятий

Список литературы

1. -Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» — М. : «Просвещение», 1988;

2. -Э. Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию»

3. Сост. Т. В. Галанова «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» — Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесова «Сенсорное воспитание в детском саду»

4. Пилюгина Є.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. - Москва,1983.

5. “Занятия с малышами в детском саду” (Модель воспитания детей раннего возраста). – М., ЛИНКА – ПРЕСС, 2002 г.

6. “Первые шаги” (Модель воспитания детей раннего возраста) материалы московского городского конкурса 2001 – 2002. – М. 2002 г.

7. “Развитие” программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений (младшая группа). – М. 2000 г.

8. Урунтаева Г. А. “Психология дошкольника” (хрестоматия). М. 2000 г.

9. Васильева М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. “Методические рекомендации” программе воспитания и обучения в детском саду). М. 2005 г.

Публикации по теме:

Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возрастаДидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста «Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста» Автор: Алейникова Валентина Александровна,.

«Наш добрый разноцветный дом». Игровое занятие по сенсорному развитию детей в первой младшей группе Цель: 1. Обогащение сенсорного развития детей раннего возраста,их восприятия окружающего мира и формирование представлений о внешних свойствах.

Дидактическая игра по сенсорному развитию «Варежки» для детей младшего дошкольного возраста (3–4 года)Дидактическая игра по сенсорному развитию «Варежки» для детей младшего дошкольного возраста (3–4 года) Цель: Учить детей играм, направленным на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним.

Дидактическое пособие по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возрастаДидактическое пособие по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста Младший дошкольный возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает формирование представлений о важнейших.

Интегрированные игры-занятия по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста (Игрушки из ковралина 2)Интегрированные игры-занятия по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста (Игрушки из ковралина 2) Тема: Цветы и бабочки. Образовательные области: Познание, формирование целостной картины мира, развитие познавательно- исследовательской.

Интегрированные игры-занятия по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возрастаИнтегрированные игры-занятия по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста (Игрушки из ковролина 3) Тема: Домик. Образовательные области: Познание. Развитие познавательно- исследовательской и продуктивной (конструктивной).

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста. Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста. "Большая и маленькая куклы". Цель: различать и называть.

Картотека игр по сенсорному развитию детей младшего возраста «Загадочные пуговки» Цель игры: • Развитие умения узнавать и называть цвета. • Развитие мелкой моторики пальцев рук. Игровой материал:.

Перспективный план по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста Октябрь Занятие 1. Цветные кубики Цели. Учить сравнивать цвета по принципу «такой — не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.

Занятие по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста «Весёлый поезд»Занятие по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста «Весёлый поезд» «Весёлый поезд» Задачи: -Упражнять детей в определении и названии цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий,посредством зрительного обследования,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная программа по сенсорному развитию «Разноцветный мир» для детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 октября 2015 в 17:04
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательная программа по сенсорному развитию «Разноцветный мир» для детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Крупцева (УИ 311910) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД