Елена Крупцева
Образовательная программа по сенсорному развитию «Разноцветный мир» для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Зырянская средняя общеобразовательная школа»
(Дошкольное образование)
Дополнительная образовательная программа
по сенсорике «Разноцветный мир»
с детьми младшего дошкольного возраста
Составила: воспитатель Крупцева Е. Л.
с. Зырянское 2015г.
Пояснительная записка
Публикация «Образовательная программа по сенсорному развитию „Разноцветный мир“ для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Настоящая программа описывает курс подготовки по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста 2-4 лет (первая младшая группа, вторая младшая группа)
Актуальность: сенсорное воспитание – это развитие восприятие ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Усвоение сенсорных эталонов - системы геометрических форм, шкалы величин, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка и др. значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям : чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т д.
Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов.
Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Цель: развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
• Сформировать у детей младшего дошкольного возраста умение воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи, и, выделять в них самое существенное, характерное (признаки, качества).
• Учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
• Развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение).
Методы и приемы проведения занятий
• Занятие проходит в непринужденной обстановке.
• Во время проведения занятия организуется показ, словесное объяснение, инструктаж.
При проведении каждого занятия основным методом является непосредственный показ предметов воспитателем.
Вспомогательная роль принадлежит словесному объяснению. Объяснения должны быть предельно краткими: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
Формы организации деятельности:
• групповая;
• подгрупповая;
• индивидуальная.
Основные принципы программы :
Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина, в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, шар, куб, призма, цилиндр, квадрат, прямоугольник, треугольник и пр.).
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Таким образом, актуальность заключается в том, что познание человеком окружающего мира, начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б. Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
Материально-техническое обеспечение
- Игровые наборы: мозаика, пирамидки, кубики, паззлы и т. д.
- Канцелярские материалы
- Детские музыкальные инструменты
- Бросовый материал
- Наборы геометрических фигур и форм
- Игрушки разной величины и разные по качеству
- Рамки вкладыши
Программа предполагает проведение одного занятия в две недели во второй половине дня. Продолжительность занятия 10 минут в первой младшей группе, 15 минут во второй младшей группе. Общее количество учебных занятий в год – 16.
Основными методами отслеживания успешности овладения воспитанниками содержания программы является наблюдение и беседа.
Основной формой подведения итогов реализации программы является выставка детских работ.
Педагогический анализ знаний и умений (диагностика) проводится 2 раза в год: вводная – в сентябре, итоговая – в мае. Диагностика знаний, умений и навыков оценивается по следующим уровням: высокий, средний, низкий.
Содержание программы
Содержание программы включает такие разделы, как:
• Цветовое восприятие
• Знакомство с геометрическими фигурами
• Величина и количество
• Развитие речи, мышления
Работа с родителями
1. Консультации на темы:
• «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»;
• «Роль дидактических игр по сенсорике на умственное развитие детей»;
• «Дидактические игры по сенсорике».
2. Выставка дидактического материала.
3. Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка раннего и младшего возраста в семье.
4. Показ открытых мероприятий;
5. Индивидуальные беседы;
Работа с воспитателями
Консультации на темы:
• «Сенсорное воспитание детей раннего возраста»;
• Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка раннего и младшего возраста в семье;
• Мастер – класс по изготовлению дидактического материала для развития сенсорики «Игры своими руками».
Выставка дидактического материала.
Показ открытых мероприятий
Список литературы
1. -Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» — М. : «Просвещение», 1988;
2. -Э. Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию»
3. Сост. Т. В. Галанова «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» — Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесова «Сенсорное воспитание в детском саду»
4. Пилюгина Є.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. - Москва,1983.
5. “Занятия с малышами в детском саду” (Модель воспитания детей раннего возраста). – М., ЛИНКА – ПРЕСС, 2002 г.
6. “Первые шаги” (Модель воспитания детей раннего возраста) материалы московского городского конкурса 2001 – 2002. – М. 2002 г.
7. “Развитие” программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений (младшая группа). – М. 2000 г.
8. Урунтаева Г. А. “Психология дошкольника” (хрестоматия). М. 2000 г.
9. Васильева М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. “Методические рекомендации” (к программе воспитания и обучения в детском саду). М. 2005 г.