Виктория Борисюк
Дополнительная образовательная программа кружка «Знайка»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание дополнительной образовательной программы :
1. Пояснительная записка
2. Учебно-тематический план
3. Содержание программы
4. Материальное обеспечение программы
5. Календарно-тематический план
6. Список литературы
Пояснительная записка.
В современных обучающих программах начальной школы большое значение придаётся логической составляющей. Развитие логического мышления ребёнка подразумевает формирование логических приёмов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умений выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.
Публикация «Дополнительная образовательная программа кружка „Знайка“» размещена в разделах
Дети уже в дошкольном возрасте сталкиваются с многообразием форм, цвета и других форм предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребёнок, даже без специальной тренировки своих способностей, так или иначе, воспринимают всё это. Однако если усвоение происходит стихийно, оно зачастую оказывается поверхностным, неполноценным. Средний возраст — начало сенситивного периода развития знаково-символической функции сознания, это важный этап для умственного развития в целом и для формирования готовности к школьному обучению. В средней группе активно используются знаковая символика, модели для обозначения предметов, действий, последовательностей. Придумывать такие знаки, модели лучше вместе с детьми, подводя их к пониманию, что обозначать можно не только словами, но и графически. Поэтому лучше, чтобы процесс развития познавательных способностей осуществлялся целенаправленно.
Актуальность работы кружка :
Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью гармоничного развития ребёнка и успешной его подготовки к школе.
Основная цель программы :
Создание условий для формирования интеллектуальной активности.
Задачи программы :
способствовать расширению кругозора.
развитие математических способностей и склонностей.
развивать мотивацию к познанию и творчеству.
формировать логическое и творческое мышление, речь дошкольников.
обучать младших школьников работе с различными источниками информации.
развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу.
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию интеллектуальных и творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Разделы программы :
Количество и счет.
Ознакомление с геометрическими фигурами.
Определение величины.
Ориентировка во времени и в пространстве.
Языковые логические задачи с использованием иллюстративного материала.
Прямой и переносный смысл речевых оборотов.
Математические логические задачи загадки.
Геометрические задачи и головоломки.
Кроссворды, ребусы, лабиринты, тренинги.
Логические задачи на применение общих знаний.
Отличительные особенности программы :
В содержании курса программы интегрированы задания из различных областей знаний. Особое внимание обращено на развитие логического мышления у дошкольников.
В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала дошкольники не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают, разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идё т развитие основных интеллектуальных качеств: умения считать, обобщать, конкретизировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.
Участники образовательной программы : 4-5 лет средней группы детского сада.
Сроки реализации образовательной программы : один учебный год.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 20 минут каждое.
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для интеллектуального развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.
Этапы программы : ознакомительный – 1 год обучения для дошкольников (4-5лет)
Основные дидактические принципы программы : доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, вначале дети выполняют простые логические задания с красочными иллюстрациями, затем дошкольникам предлагаются карточки-схемы, после чего ребята решают словесно - логические задачи, на более сложном уровне - воспитанники исправляют ошибки сверстников. Обучаясь по данной программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном уровне.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по формированию элементарных логических представлений и понятий.
Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всем дошкольникам.
В индивидуальных заданиях в рабочих тетрадях предусматривается исполнительский и творческий компонент.
Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий: игры, физкультминутки, двигательная гимнастика для глаз, рук, способствуют снятию усталости и напряжения, развивают мелкую моторику.
Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса выполненных заданий, положительная оценка от имени приходящих героев дошкольникам имеют значимость для них самих и для общества.
Формы реализации программы :
Одно из главных условий успеха обучения – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, парных, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.
Методы и приёмы реализации программы :
Для качественного развития логического мышления предусмотрено:
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие элементарных логических представлений представлены в программе в их содержательном единстве.
Среди методов такие, как беседа, объяснение, игра, выставки, праздники, а также групповые, комбинированные, парные, чисто практические занятия.
К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока и в конце года.
В начале каждого занятия в кружке несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, интеллектуальный марафон, мастер-классы, викторины, когда педагог вместе с обучающимися выполняет логические задания, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя детские ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в формировании в формировании наглядно – образного логического мышления.
Применяются такие методы:
Фонетическая зарядка
Настольно – печатные игры
Словестные игры
Анализ и синтез предметов.
Чтение микрорассказов.
Психогимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Загадки – складки.
Словарные упражнения.
Работа с раздаточным материалом.
Вопросы.
Работа с рабочими тетрадями.
В работе использовались следующие приемы:
В качестве исходных детям предлагались слова: хороший, плохой; приятный, неприятный, вкусный, невкусный, интересный, скучный и т. п. (частнооценочная лексика, с которой они должны были составить словосочетания: хороший день, плохой человек, вкусный обед, скучный фильм, добрая фея и т. п.
Составление словосочетаний.
а) составление словосочетаний со словами противоположного значения игра “Скажи наоборот”.
б) составление словосочетаний (образование от имен прилагательных сравнительной и превосходной степени) : суп вкусный, торт еще вкуснее, мороженое – самое вкусное.
3. Составление предложений:
а) Составить предложение с заданным словом: (хороший) – За окном хороший денек.
б) распространить предложение с помощью синонимов.
Вчера по телевизору смотрели интересную (увлекательную, занимательную) передачу.
г) дополнить предложение словом с противоположным значением: Буратино веселый, а Пьеро…
Использование этих заданий обеспечивало детям максимальное поле доступной языковой деятельности.
Составление рассказов:
а) составление небольших рассказов, используя слова-антонимы, слова-синонимы;
б) составление рассказов по серии сюжетных картин, предложенных из детских журналов периодической печати.
в) составление рассказов по картине и иллюстрации из журналов.
Реализация указанных упражнений происходит в игровой форме. Значительное место уделяется использованию внешних опор и наглядно-иллюстрированному материалу.
Выполнение описанных выше упражнений способствует:
уточнению семантического значения эмоциональной лексики, состоящей из слов-оценок;
правильному и точному употреблению слов в словосочетаниях и предложениях;
использованию лексики в самостоятельных связных высказываниях детей.
Игра и игровое общение в большей степени способствуют возникновению и проявлению активности, стимулирующей познавательную активность.
Познавательная игра – это активное познание мира, облечённое в яркую игровую форму. В организационном плане познавательная игра – коллективное творческое дело игрового, занимательного характера.
По содержанию и, методике и технологии можно выделить несколько групп познавательных игр: игры-конкурсы,
игры-путешествия,
игры- читателей,
игры- «почемучка»
Выигрыш или проигрыш в игре - состязании стимулирует познавательную деятельность детей, желание к рассматриванию предлагаемой литературы и материала, узнавать новое, расширять свой кругозор.
Игры-путешествия – это исследование какого-либо объекта, явления, области знаний. В них нет соревновательности. Хотя могут присутствовать задания конкурсного характера.
Организация деятельности.
Кружок первого года обучения формируется из учащихся 4-5 лет.
Это дети дошкольного возраста средней группе детского сада. Форма работы – групповая. Можно использовать групповые и звеньевые занятия, работа в парах, исходя из количества учащихся, поставленных задач, места проведения занятий и их продолжительности логического задания.