Виктория Борисюк
Дополнительная образовательная программа кружка «Знайка» часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
К концу года дети должны знать и уметь:
Проявлять интерес к русским народным загадкам, пословицам, фразеологическим оборотам, метафорам. Относиться к ним с чувством юмора.
Выделять выразительные средства лабиринтов, уметь находить пути решения, не только с помощью указки, но и по зрительному восприятию.
Считать до 10 и дальше.
Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.
Знать особенности логических и математических задач, решать их.
Уметь решать и составлять рисуночные ребусы;
Разгадывать и придумывать бытовые загадки, а также загадки о сказочных героях.
Публикация «Дополнительная образовательная программа кружка „Знайка“ часть 2» размещена в разделах
Уметь решать и составлять кроссворды.
Проявлять познавательный интерес к головоломкам различного направления. (Словесно – логические, математические, геометрические, конструктивные).
Обобщать предметы по признаку формы, назначения, цвета.
Анализировать закономерности и восстанавливать логические связи.
Сравнивать предметы по форме и цвету, по размеру и массе, по скорости движения, по расположению, по назначению.
Содержание программы.
1. Вводное занятие.
Цели и задачи работы кружка. Рассказ о том, чем дети будут заниматься на занятиях в кружке, правилами поведения. Выставка детских книг по логике, рабочих тетрадей.
1. Обобщение.
1.1. Обобщение.
Логические упражнения «Назови одним словом», «Что мы имеем только по два», «У кого две ноги», «Что бывает только одно?».
Материал: картинки с изображением (глаз, зуб, рука, нога, ухо, нос, язык, с изображением животных, насекомых, человека.
1.2. Обобщение предметов по признаку формы.
Логические упражнения «Какие из этих предметов имеют треугольную (круглую, прямоугольную, квадратную) форму?», И/у «Дорисуй круг», И/у «Дорисуй овал», И/у «Дорисуй прямоугольник…», И/у «Дорисуй квадрат…».
1.3. Обобщение предметов по признаку формы.
Логические упражнения «Чем похожи, чем отличаются предметы?». И/у «Что похоже на данную фигуру?»
Материал: картинки с изображением геометрических форм, предметные карточки.
1.4. Обобщение предметов по признаку формы.
Логические упражнения «Какие геометрические фигуры использовал художник в этих рисунках?». Моделирование предметов из геометрических фигур по замыслу детей.
1.5. Обобщение предметов по признаку назначения.
Логические упражнения «Чем отличаются предметы друг от друга? И/у «Что лишнее?».
Материал: картинки с изображением щёток, предметные карточки.
1.6. Обобщение предметов по признаку назначения.
Логические упражнения «Что общего между этими предметами?». И/у «Что лишнее?».
1.7. Обобщение предметов по признаку назначения.
Логические упражнения «Чем похожи и чем отличаются предметы?». И/у «Что лишнее?».
Материал: картинки: часы и весы, свеча и лампочка, гитара и пианино; предметные карточки.
1.8. Обобщение предметов по признаку назначения.
Логические упражнения «Какая это посуда: чайная, кухонная или столовая? Почему?». И/у «Что лишнее?». Дидактическая игра «Собери разбившийся чайник».
1.9. Обобщение предметов по признаку цвета.
Логические упражнения «Что бывает зелёного цвета (красного, жёлтого, голубого?», «Назови предметы зелёного цвета, изображённые на картинке». И/у «Что лишнее?», «Найди пару».
1.10. Обобщение предметов по признаку цвета.
Логические упражнения «Подбери предметы схожие по цвету», «Что бывает зелёного цвета (красного, жёлтого, голубого?». Логические упражнения «Подбери предметы схожие по цвету». И/у «Что лишнее?». Дидактическая игра «Соедини в комплекты». И/у «Что лишнее?». Дидактическая игра «Цветное лото».
2. Сравнение
2 .1. Сравнение (вводное).
Логические упражнения «Сравни предметы. Что в них общего?» - (Все предметы круглой формы, (Все предметы красного цвета); «Назови самый большой (маленький) предмет, самый солёный предмет, самый лёгкий предмет, самое медленное животное, самый быстрый транспорт, в какой книге больше всего страниц?»
2.2. Сравнение предметов по форме и цвету.
Логические упражнения «Чья тень?», «Соедини каждый предмет с его тенью», «На кого составлен фоторобат», «Соедини каждого ребёнка с его отражением в кривом зеркале», «Найди двух близнецов». «Найди пять отличий».
2.3. Сравнение предметов по форме и цвету.
Логические упражнения «Найди похожую вазу», «Подбери нужное окошко», «Соедини одинаковые фигуры», «Найди одинаковые предметы», «Найди одинаковые по форме флажки».
2.4. Сравнение предметов по форме и цвету.
Логические упражнения «Подбери к варежкам их половинки», «Какая ленточка не похожа на остальные», «Помоги юному детективу определить кто оставил след», «Какой оттиск оставит эта печать», «Подбери правильный осколок к вазе», «Помоги шофёру подобрать недостающее колесо к машине».
2.5. Сравнение предметов по размеру и массе.
Логические упражнения «В каком аквариуме рыбке просторнее плавать?», «Что тяжелее, что легче?», «Какие из этих предметов мягкие (металлические, деревянные)», «Расставь полоски в убывающем порядке по длине». Материал: Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме.
2.6. Сравнение предметов по размеру и массе.
Логические упражнения «Расставь полоски в возрастающем порядке по ширине», «Кто толще: большая ветка или тонкое бревно?», «Кто длиннее: короткая змея или длинный червяк?», «Кто больше: маленький медведь или большой жук?».
2.7. Сравнение предметов по скорости движения.
Логические упражнения «Кто быстрее движется?», «Расставь картинки в порядке ускорения движения», «Кто быстрее доберё тся до лепестков цветка: бабочка или червяк?», «Кто больше соберёт мё да: пчела или жук?», «Кто лучше летает: курица или лебедь?», «Кто быстрее двигается: ёжик или гусеница?».
2.8. Сравнение предметов по расположению.
Логические упражнения «Подбери парные картинки», «Подбери парные карточки».
2.9. Сравнение предметов по назначению.
Логические упражнения «Найди предметы, образующие пару», «Подбери товарищей», «Соедини головы зверей с их туловищами».
3. Количественные представления.
Учить выделять признаки предметов, познакомить с понятием «пара», формировать внимание, умение работать по образцу, формировать приемы анализа и синтеза. «Что в мешочке?», «Какая цифра убежала?», Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев», «Разрезные картинки»
3.1. Числа в пределах 5.
Учить считать в пределах 5, соотносить с их количественной моделью, сравнивать две группы предметов, учить порядковой нумерации предметов. «Найди пару», «Работа с палочками», «Постройся по порядку», «Работа с палочками» .
3.2. Число и цифра 3.
Продолжать знакомить с образованием числа 3 и соответствующей цифрой; учить называть числительные от 1 до 3; считать и раскладывать предметы правой рукой слева направо; уточнить представление о треугольнике.
«Работа с палочками», «Найди столько же», «Назови число»
3.3 Логические упражнения «Какой предмет на рисунке встречается три раза?», «Сколько геометрических фигур ты видишь на каждом рисунке?».
3.4. Обучение составлению логических цепочек, нахождению «лишнего». Логические упражнения «Перебежки», «Разложи вещи по местам», «Что сначала, что потом?», «Превращение», «Что кому подойдёт?», «Кто спрятался?», «Найди где спрятано».
3.5. Число и цифра 4
Продолжать знакомить с образованием числа 4 и цифрой 4; учить порядковому счету (до 4); раскладывать предметы правой рукой слева направо. «Назови цифру», «Назови соседей», «Игра с яблоками», «Дорожки».
3.6. Число и цифра 5.
Познакомить с образованием числа 5 и цифрой 5; развивать внимание, творческое воображение, моторику рук. «Отгадай число», «Назови соседей», «Постройся по порядку», «Сделай лесенку»
3.7. Число и цифра 6. Решение логических задач.
Познакомить с числом и цифрой 6, учить решать конструктивные задачи.
«Потерянные цифры», «Веселые картинки», «Игра с яблоками», «По бревнышку»
3.8. Ориентировка во времени. Число и цифра 7
Закрепить представление о времени суток, учить правильно употреблять слова «сегодня», «вчера», «завтра»; упражнять в счете в пределах 7. «Когда это бывает», «Назови пропущенное слово», «Вчера, сегодня, завтра», «Живая неделя»
3.9. Знакомство с лабиринтами, их значением и происхождением.
Логические упражнения «Найди дорогу». Показать различные лабиринты.
3.10. Конструирование из геометрических форм.
Учить находить недостающую часть фигуры, конструировать сюжет из геометрических фигур, изменять конструкцию по заданию. «Найди подходящую часть». «Картинки». «Найди фигуру», «Измени рисунок».
3.11. Число и цифра 8.
Познакомить с числом и цифрой 8. Учить строить количественную модель числа. Уточнить представление о геометрических формах. «Хитрые флажки», «Найди фигуру», «Бегите ко мне»
3.12. Обучение разгадыванию и составлению загадок.
Логические упражнения «Разгадывание загадок», «Составление загадок» - работа в парах.
3.13. Решение конструктивных задач.
Учить решать конструктивные задачи, развивать воображение и пространственное мышление. «Внимание», «Нарисуй, как запомнил», «Путешествие Незнайки»
3.14 Число и цифра 9.
Познакомить с числом и цифрой 9. Развивать внимание, образную память, наблюдательность и речь. «Внимание», «Добавить еще одну», «Лови, бросай, дни недели называй», «Когда это бывает»
3.15. Прямой и Обратный счет.
Упражнять в порядковом и обратном счете. «Какая цифра убежала?», «Постройся в обратном порядке», «Считай в обратном порядке», «Соседи»
3.16. Итоговое занятие – открытый интеллектуальный марафон с родителями.
Логические упражнения
Материальное обеспечение программы.
1. Дидактические игры: «Неразлучные друзья», «Что сначала, что потом?», «Шиворот – навыворот», «Логическое лото», «Лото», «Вспомним сказку», «Логические игры дошкольникам».
2. Дидактические игры, изготовленные своими руками: «Что лишнее?», «Назови одним словом», «Определение совокупности предметов по заданному числу», «Магический квадрат», «Логические игры и упражнения», «Лабиринты по различным темам», «Головоломки», «Найди пару (с цифрами)», «Ребусы», «Кроссворды», «Тренинги».
3. Демонстрационный материал: иллюстрации из книг Г. П. Шалаевой «Большая книга логических игр», «Увлекательные картинки – загадки»; «Учимся математике, играя», «Занимательная логика» Е. И. Соколовой.
4. Цветные карандаши, фломастеры, простые графические карандаши, ножницы.