Людмила Николаевна Балина
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Оригами» с детьми старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Складывание из бумаги – настоящее искусство. Называется оно «оригами».
Оригами-искусство изготовления бумажных фигурок путем складывания квадратного листа бумаги без применения ножниц и клея.
Слово оригами состоит из двух частей: «ори»- сложенная, «ками»- бумага.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности „Оригами“ с детьми старшего возраста» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы кружков по Оригами
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
Квадрат не случайно выбран в качестве основы оригами, так как в Древней Японии квадрат считался воплощением мира. Поэтому именно квадрат способен бесконечно меняться и преобразовываться, воссоздавая множество новых форм. С этим связан и строжайший запрет разрезать квадрат в процессе складывания фигурки, дабы не нарушать целостность мира.
Главным в оригами считается не результат, а сам процесс складывания. Когда-то оригами было распространено только в Японии. В наши дни этим традиционно японским искусством
увлекаются и взрослые и дети. Почти во всех странах мира существуют клубы оригами, проводятся конкурсы и фестивали, составляются компьютерные программы, обучающие искусству складывания бумаги.
Это интересное занятие к тому же и очень полезно. С его помощью развиваются аккуратность, художественный вкус, логика, умение читать чертежи, схемы, формируется пространственное воображение и творческие способности, активируются мыслительные процессы. Поскольку последовательность действий при складывании фигурок приходится держать в уме, оригами также стимулирует развитие памяти. Для того, чтобы правильно совершить удивительные превращения с бумагой, необходимо сконцентрировать внимание и запастись терпением, следовательно, занятия оригами развивают внимание и учат ребенка
самодисциплине и усидчивости. Кроме того, при складывании бумаги совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивается глазомер.
Ведь изготовление различных поделок из цветной бумаги - увлекательное занятие для детей любого возраста. А игрушка, которую мастерит ребенок вместе с взрослыми, вкладывая частичку своего труда, выдумки, фантазии и любви, особенно дорога ему.
С этой целью была разработана программа дополнительного образования «Бумажные фантазии», которая составлена на основе пособия для родителей и педагогов Тарабарина Т. И. Оригами для начинающих. Лучшие модели для детского сада. / Художник Г. В. Соколов, В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 112с., ил. (Вместе учимся мастерить)
Новизна и актуальность:
Программа «Оригами" художественной направленности ориентирована на развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что начиная с изучения основ древнего искусства, открывая путь к творчеству в конструировании из бумаги, через развитие логического и творческого мышления, приводящего к собственным открытиям, дети подготавливаются к исследовательской, изобретательской и проектной деятельности.
Новизна программы заключается в новом подходе к художественно - творческому развитию ребенка, в котором сочетается классика и современность, традиции и новаторство.
Технические и практические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и обучении изготовления поделок по типу оригами :
Владение ножницами.
Создание основ (базовых форм) оригами
Аппликативное оформление оригами.
Составление творческих композиций.
Перечень дисциплин (модулей) :
•Азбука «Оригами»
•Обучение детей изготовлению поделок по базовым схемам
Цель программы : Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приёмами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи:
Знакомить дошкольников с техникой оригами, различными приемами и способами действия с бумагой.
Формировать умение следовать устным инструкциям;
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивать мелкую моторику рук.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию.
Воспитывать интерес к искусству оригами
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Возраст детей : программа составлена для детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет)
Длительность занятий составляет 25 минут, с периодичностью 1 раз в неделю
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате обучения по данной программе дети :
- Познакомятся с искусством оригами на начальном уровне;
- Будут знать простые базовые формы оригами;
- Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
- Будут создавать сюжетные композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- Овладеют навыками работы с ножницами;
Способы проверки знаний, умений, навыков
- начальная диагностика (собеседование);
- итоговая диагностика (карта диагностики)
Учебный план
№ Модуль Возрастная группа Количество часов в неделю Количество часов в месяц Количество часов в год
1. Азбука «оригами» Старшая 1 4 7
2. Обучение детей изготовлению поделок по базовым схемам Старшая 1 4 25
Итого 32
Описание методики обучения по модулю
Модуль Азбука «Оригами»
Обучение азбуке оригами
1. Первым делом определяем, с каким материалом будем работать. Для обучения подбираем тонкую, упругую, хорошо сгибающуюся бумагу (желательно цветную).бумага должна быть чистой, не мятой. Обращаем внимание на цвет бумаги, из которой будет складываться та или иная поделка. Это очень важно. Цвет должен конкретизировать образ предмета, с одной стороны (оранжевый – лиса, зеленый – лягушка, елка, серый – волк, заяц, коричневый – медведь и т. п) и представлять возможность использовать всю палитру цветов (цветы, бабочки, птицы и т. д, с другой стороны.
2. Подготавливаем рабочее место за столом и инструменты.
Правила пользования материалами и инструментами
- Не разбрасывать инструменты
- Ножницы передавать за сомкнутые лезвия
- Обрезки убирать в специальную коробочку
- Сложить материал и инструменты на место
3. Приготовить схему базовой формы, заготовки – разноцветные листы квадратной формы 10*10 см
В первую очередь надо научить ребенка аккуратно сгибать квадрат, четко следуя основным правилу: точно совмещать углы и стороны, аккуратно складывать и заглаживать сгибы. Здесь же знакомим детей с условными знаками оригами.
Итак, для успешной работы необходимо освоить всю техническую азбуку оригами — способы складывания (условные обозначения, приемы складывания и базовые формы или стандартные заготовки, на основе которых складываются фигурки.
Модуль. Обучение детей изготовлению поделок по базовым схемам
Общие правила при обучении детей изготовлению поделок по базовым схемам
- Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.
- Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
- Показ изготовления производиться на столе или на доске.
- Заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей.
- При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
- Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.
- Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.
- Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.
- После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания.
В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
Обучение детей изготовлению поделок по базовым схемам
1. Чтобы вызвать интерес у ребенка к конструированию и эмоционально настроить его на деятельность, необходимо прочитать стихотворение, сказку или рассказ. Побеседовать о прочитанном.
2. Рассмотреть образец, проанализировать (названия; форма основной детали);
3. Показать процесс изготовления поделки (работа по схеме)
4. Совместно с воспитателем или самостоятельно изготовить изделие по схеме;
5. Оформить отделку игрушки, приклеить ее на фон или в композицию;
6. Проанализировать работу (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная
7. Убрать свое рабочее место.
Учебно-тематический план
Азбука «Оригами»
1. «Оригами – это интересно».
2. «Сказка квадратика» Диагностика
3. «Флажки для друга и для игры» базовая форма «треугольник» и «книжка»
4. «Кто в домике живет» базовая форма «дверь»
5. «Полет змея» базовая форма «воздушный змей»
6. «Письмо Карлсону» базовая форма «конверт»
7. «Ёлочка» базовая форма «двойной треугольник»
Обучение детей изготовлению поделок по базовым схемам
8. «Лягушата»
9. «Хризантема»
10. «Котенок»
11. «Яхта»
12. «Снежинка»
13. «Хитрая лиса»
14. «Бабочка на цветке»
15. «Заяц - хваста»
16. «Медицинская шапочка»
17. «Волк»
18. «Машина»
19. «Пингвин на льдине»
20. «Снегири и синички»
21. «Совушка - сова»
22. «Пароход с двумя трубами»
23. «Букет роз»
24. «Кит»
25. «Аквариум с рыбками»
26. «Ракета»
27. «Корзинка»
28. «Девочка»
29. «Карандаш - закладка»
30. «Бананы на пальме»
31. «Моё любимое оригами». Диагностика.
32. «Дракончики». Выставка творческих работ.