Марина Станиславовна Озерова
Роль музыки в развитии нравственно — патриотических чувств дошкольников на семинаре для учителей — логопедов
▼ Скачать + Заказать документы
Роль музыки в развитии
нравственно-патриотических чувств дошкольников.
«Музыка сопровождает человека в течение всей жизни. Без музыки трудно предста-вить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна… Лю-дям нужны все виды музыки - от простого напева свирели до звучания огромного сим-фонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до бетховенских сонат» Д. Шостакович
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственно - патриотического воспитания детей. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к доб-ру, любви, свету, красоте, истине. Замечательный человек и актер Е. Леонов говорил: «Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни.»
Для себя как основное направление в работе я выбрала нравственно-патриотическое.
Безусловно, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников должно сопро-вождаться музыкой, потому что встреча с музыкой поражает воображение детей, помо-гает воспринимать чувства любви к Родине и всему окружающему. Благодаря этому у детей формируется чувство ответственности и уважения к истории и культуре родной страны, края, города, воспитывается чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине.
В этом саду я работаю без малого год. Возраст, с которым я работаю - младшие дошкольники, от яслей до средней группы включительно. Потом мы с Екатериной Ива-новной присмотрелись друг другу и поняли, что нам было бы полезно сотрудничество. Именно поэтому я стала дополнительно заниматься с детьми подготовительной группы. Для них важно ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет. Это проще и безопаснее сделать с помощью музыки. Поэтому мы решили в этом году увеличить общение с музыкой детей с ОВЗ в рамках проектной деятельности и развлечений.
22 апреля в рамках проекта…на территории детского сада в присутствии детей были высажены дубы в честь героев ВОВ. После посадки и в течение всего лета мы вместе с детьми ухаживали за этим участком - поливали, пололи, косили траву, убирали упавшие ветки и листья. (Слайды 1, 2, 3, 4)
Летом был осуществлен краткосрочный проект «Моя Родина Россия». Продуктом было торжественное мероприятие с привлечением родителей «День России»
Основной целью было воспитание любви и уважения к своей Родине, ее традициям и обычаям. Задачи: - способствовать созданию праздничного настроения, приобщению к всенародным праздникам ;- создать условия для расширения знаний о символах России, о народных старинных традициях (игры, хороводы, забавы); - создать условия для твор-ческого способностей детей, их физического, социально-коммуникативного, речевого и познавательного развития. (Слайды с 5 по 8, 9. 10 -видео)
Все, особенно дети, остались очень довольны.
В сентябре, как у всех, в нашем саду прошел День Города. Город – это пока что почти вся видимая детьми Родина. Дети логопедической группы с удовольствием читали стихи о родном Саратове.
И такое событие, как семинар, я не могла оставить без своего участия. Помогала в подготовке – работала над танцевальной композицией, разучивала с детьми песню.
Говоря о патриотизме, что мы, прежде всего, имеем в виду? Родину, конечно. Малень-ким детям еще не доступно в полном объеме понятие о Родине, но именно в раннем дет-стве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина — это мама, близкие и родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его вос-питателями и друзьями. Главное – мама. Нравственное воспитание ребенка -дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Песни о маме, как во всех садах, устойчиво вошли в детский репертуар. И такой праздник, как 8 Марта можно отнести к патриотическому, согласны? Кроме 8 Марта хочется выделить еще те, которые относятся к патриотическому воспитанию. Это 9 Мая — День Победы, 23 февраля — День защитников Отечества, День защиты детей.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества», которая раскрывается в таких праздниках, как 23 февраля и, особенно, День Победы. (Слайд 11, 12, 13, 14) Наибольшее влияние на патриотическое воспитание детей оказывает подготовка и проведение праздников, развлечений, занятий, посвященных Дням воинской славы. Эта тема очень любима детьми, особенно маль-чишками. В следующем году мы планируем с детьми экскурсию к памятнику "Препода-вателям, сотрудникам, студентам института, павшим в боях за родину, 1941–1945, нахо-дящемуся на территории СГТУ.
12 апреля, День космонавтики, воспитывает в детях гордость за достижения своего народа, уважение к героям космоса, нашим соотечественникам. (Слайды 15, 16) Все они, без исключения, знают имя первого космонавта. Мы гордимся, что это был гражданин нашей страны.
Одним из основных средств по воспитанию патриотизма выступает музыкальный фольклор. (Слайд 17) Изучение календарных праздников, обрядов, которые передава-лись в каждой семье из поколения в поколение, связанных с ними песен, можно рассмат-ривать как основу воспитания патриотизма у старших дошкольников. Народные музы-кальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизне-любием, чувством юмора. Традицией в нашем детском саду стал незабываемый с детства «Каравай», дети с удовольствием поздравляют своих товарищей с днем рождения, вы-сказывают добрые пожелания. (Слайд 18)
С января месяца мы собираемся провести проект «Фольклор и дети» совместно с учителем логопедом, конечно.
Сейчас хочу сделать небольшое отступление, но на тему. В связи с последними со-бытиями в жизни страны никто не может остаться равнодушным и безучастным. Я, как человек неравнодушный, связала носки для наших воинов и принесла в детский сад. (Слайд18) Пока столько, но, надеюсь, будет еще.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравст-венные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Самое большое счастье для роди-телей – вырастить здоровых и высоконравственных детей, что мы совместно с ними и делаем. (Слайд 19)