Ольга Геннадьевна Макарова
Развитие музыкальных способностей в семье
▼ Скачать + Заказать документы
Мир музыки особенно привлекателен для ребенка. Ещё в утробе матери будущий человек начинает реагировать на музыкальные звуки, и существует предложения, что именно в этот период можно влиять на формирование музыкальности. Так же музыка является первым видом искусства, который воспринимает и на который реагирует ребенок. Через мелодию колыбельной песни, звуки речи, ее тембр малыш начинает не только различать, дифференцировать окружающий его мир, но и чувствовать его. Музыка влияет на эмоциальную сферу личности, ребенок адекватно реагирует: может загрустить, даже заплакать, услышав грустную мелодию; засмеяться или двигаться под веселую ритмичную музыку.
Публикация «Развитие музыкальных способностей в семье» размещена в разделах
По утверждению специалистов, дошкольный возраст - синзетивный период для формирования музыкальных способностей. Все дети от природы музыкальны. От взрослых зависит, каким станет в дальнейшем ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное воспитание ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих и музыкально-сенсорных способностей ребенка уйдет невосполнимо.
Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (т. е. физиологические особенности строения организма, например органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие «неразвивающаяся способность», по утверждению ученых, специалистом в области исследования проблем музыкальности, сама по себе является абсурдной. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности. Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать всё многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваюсь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев, завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости умения слушать и слышать рождалась музыкальность — природой данное человеку свойство. Итак, все люди от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Как уже говорилось, окружение, среда петит и питает личность.
Музыка детства — хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь.
Для развития музыкальных способностей необходимы также специальные занятия. Существует четыре направления таких видов занятий:
Первым видом занятий является слушание музыки. Начинать слушать музыку с ребенком следует с первых дней жизни. Причем для ребенка наиболее восприимчивей является голос мамы. Ведь это самый знакомый и близкий голос. Это могут и просто небольшие песенки, и колыбельные, или просто какая либо мелодия.
Вторым видом занятий это работа над ритмикой. Маленькие дети обожают прыгать, и для выработки чувства ритма это можно делать под определенную мелодию, тем самым ребенок научится двигаться в ритме музыки, которую он слышит.
Третий вид занятий это развитие слуха. Начинать развивать музыкальный слух нужно уже с малого возраста, при помощи погремушек, колокольчиков. Когда ребенок научиться различать игрушки не только по внешним отличиям, но и по звуковым. Таким образом формируется долговременная память на различные звуки.
И последним видом занятий является способность к музицированию. Причем в более раннем возрасте это может быть только отбивание ритма в такт музыке, в последствие это может стать обучение игре на музыкальном инструменте.
Именно семейная обстановка, именно музыкальность семьи в детстве оказала благотворное воздействие на развитие талантов великих композиторов. Именно благодаря воздействию окружающей среды в детстве развились способности ребенка. Постоянное присутствие музыки в детстве, впечатления от колокольных звонов, от хорового пения в церкви и развили в маленьких детях любовь и талант к пониманию музыки.
В вопросе о развитии способностей у ребенка нельзя не сказать о значении фольклорных песен для детей. В русском фольклоре особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Ученые установили, что каждый человек имеет задатки – природные возможности, которые могут превратиться в способности, а могут и не прерваться. В том числе и музыкальные задатки имеет каждый человек. И чем раньше эти задатки начнут развиваться, тем больше вероятность превратить их в способности.
Тем самым понятно, что для развития способностей, особенно музыкальных у детей необходимо участие семьи. Именно в семье ребенка приобщают к прослушиванию классической, народной музыки. И даже если впоследствии человек не станет музыкантом, то влияние такого воспитания очень важно. Оно неоспоримо принесет свои положительные результаты, и в общем развитии человека, и в его творческих способностях