Елена Яковенко
Мастер-класс для для педагогов ДОУ по развитию музыкальных способностей детей на основе инновационных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для педагогов в рамках профессионального конкурса «Учитель года 2022»
Номинация «Воспитатель года»
Мастер – класс предназначен для воспитателей, музыкальных руководителей, педагогов дополнительного образования, инструкторов ФК.
Цель: трансляция опыта работы по развитию музыкальных способностей детей на основе инновационных технологий через развивающие игры и упражнения.
Публикация «Мастер-класс для для педагогов ДОУ по развитию музыкальных способностей детей на основе инновационных технологий» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Учитель года
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» март 2022
Задачи:
Представить педагогам методы и приемы работы по развитию музыкально–творческих способностей детей.
Раскрыть содержание развивающих игр и упражнений и изучить их с участниками мастер – класса.
Используемый материал: обручи, ритмические карточки, столы, кинезиологический стол, ФНГ.
Планируемый результат: мотивация присутствующих на работу по развитию музыкально–творческих способностей детей, повышение уровня профессиональной компетенции педагогов, совершенствование практических навыков по проведению музыкально–ритмических игр и упражнений для использования их на занятиях и в повседневной жизни.
Структура мастер – класса:
1. Теоретическая часть
Вступительное слово по теме: «Современные подходы к организации художествнно–эстетического воспитания детей. Вопросы музыкально–творческого развития детей».
2. Практическая часть
Показ эффективных методов и приемов развития музыкальных способностей детей с участием педагогов.
3. Рефлексия
Итог мастер – класса.
Ход мастер-класса
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу начать свой мастер – класс словами древнего китайского мыслителя и философа Конфуция: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму». И как гласит древняя мудрость: наша память сохраняет только 10% из того, что мы слышим, 50% из того, что мы видим, 90% из того, что мы делаем!
Тема сегодняшнего мастер – класса: «Развитие музыкальных способностей детей через современные музыкально-игровые технологии». Именно здесь и сейчас Вы узнаете, что существует множество разнообразных музыкальных методов и приемов, которые можно использовать в повседневной работе не только с дошкольниками. Кто- то скажет, что это трудно, а я отвечу - это очень интересно!
Всё окружающее нас живёт по законам ритма: смена времени года, дня и ночи, стук дятла в лесу, тиканье часов, биение сердца – все ритмично. Ритм – это равномерное чередование сильных и слабых долей и является основой не только музыкальных произведений, а всей нашей жизни. Чувство ритма – это такая музыкальная способность, без которой практически невозможно петь, играть на музыкальных инструментах, воспринимать или сочинять музыку.
Практика в детском саду помогла мне увидеть одну из актуальных проблем музыкального воспитания у детей дошкольного возраста – слаборазвитое чувство музыкального ритма. Поэтому ведущим направлением в моей работе стало развитие чувства ритма у детей через все виды музыкальной деятельности.
Выстраивая систему работы по развитию чувства ритма, я использую принципы: психологической комфортности, интегрированного подхода, системности и последовательности, индивидуального подхода к детям, наглядности, партнёрства с воспитателями и родителями.
Исследователи в области музыкальной педагогики отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным слуховым, но и двигательным, в котором должно участвовать все тело.
В рамках данного мастер – класса хочу поделиться с вами своим опытом работы и продемонстрировать речевые, логоритмические, кинезиологические игры – упражнения, музыкально – ритмические и музыкально – дидактические игры для развития музыкальных способностей детей.
2. Практическая часть
На музыкальных занятиях я использую:
Речевые упражнения – это форма работы легка и доступна для всех детей, она помогает детям развивать чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, различать динамические оттенки и тембровое разнообразие.
Игры–приветствия развивают эмоциональную отзывчивость и способствуют адаптации детей в коллективе. В процессе этих игр начинается наша встреча с детьми, где они используют звучащие жесты для сопровождения ритма своих полных и уменьшительно–ласкательных имен, учатся общению, обмениваются информацией.
После приветствия проводим ритмическую разминку с использованием звучащих жестов. Вы, конечно же, знаете, что такое звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела (хлопки, шлепки, шуршание ладошками, притопы, щелчки пальцами, цоканье языком). Практика показала, что звучащие жесты – эффективный способ формирования и развития чувства ритма у детей.
Хочу предложить вашему вниманию несколько таких игр и упражнений.
Чтобы проведение игр состоялось, приглашаю зал принять активное участие в речевой ритмической игре «Семья», где мы будем использовать возможности нашего тела.
Речевая ритмическая игра «Семья»
Мы играем, (шлепки по внутренней стороне левой руки)
Мы играем, (шлепки по внутренней стороне правой руки)
Мы играем (шлепки по внутренней стороне левой руки)
и поем. 3 хлопка
Мы играем, (шлепки по внутренней стороне левой руки)
Мы играем, (шлепки по внутренней стороне правой руки)
Мы играем (шлепки по внутренней стороне левой руки)
и поем. 3 хлопка
Девочки и мальчиКИ (шлепки по телу обеими руками поочередно (плечи, живот, бедра) (в слове «мальчики» на слоге «ки» (1 щелчок пальцами обеих рук над головой)
Прыгают как зайчиКИ, (шлепки по телу обеими руками поочередно (плечи, живот, бедра) (в слове «зайчики» на слоге «ки» (1 щелчок пальцами обеих рук над головой)
Дедушки и бабушКИ (шлепки по телу обеими руками поочередно (плечи, живот, бедра) (в слове «бабушки» на слоге «ки» хлопок перед собой)
Им пекут оладушКИ! (шлепки по телу обеими руками поочередно (плечи, живот, бедра) (в слове «дедушки» на слоге «ки» хлопок перед собой)
Мы играем, (шлепки по внутренней стороне левой руки)
Мы играем, (шлепки по внутренней стороне правой руки)
Мы играем (шлепки по внутренней стороне левой руки)
и поем. 3 хлопка
Мы играем, (шлепки по внутренней стороне левой руки)
Мы играем, (шлепки по внутренней стороне правой руки)
Мы играем (шлепки по внутренней стороне левой руки)
и поем. 3 хлопка
Мамочка и я, (шлепки обеими руками, поочередно по противоположным плечам (руки скрещены)
Папочка и я, (шлепки обеими руками, поочередно по противоположным плечам)
Вот какая дружная у нас (шлепки обеими руками, поочередно по внутренней стороне бедер)
Семья! 2 притопа
Игры с использованием жестов собственного тела позволяют детям глубже прочувствовать пульсацию музыки и её ритмический рисунок. Все звучащие жесты можно записывать по принципу партитуры. Посмотрите на эти ритмоформулы. Большой круг обозначает долгий звук, маленький круг – короткий звук.
Прошу зал прохлопать ритм первой и прошлепать ритм второй ритмоформулы.
С этим заданием вы справились хорошо, а сейчас с музыкальным сопровождением сыграем ритм по музыкальным фразам. В первой музыкальной фразе долгие звуки прошлепаем, короткие прохлопаем. Во второй музыкальной фразе меняем жесты – долгие звуки прохлопаем, короткие прошлепаем. В третьей фразе долгие звуки протопаем, короткие прощелкаем. В четвертой фразе меняем жесты – долгие звуки прощелкаем, короткие протопаем.
Музыкально-дидактическая игра «Предай ритм»
Логоритмика – это комплекс двигательных упражнений, в которых разные движения (туловища, головы, рук, ног) сопровождаются речевым материалом с музыкальным сопровождением. Одна из основных задач логоритмики – устранение речевых нарушений у детей. Логоритмика одна из составляющих в системе музыкально–оздоровительной работы. Она раскрывает такие виды здоровьесберегающих технологий, как: валеологические песенки–распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, речевые, пальчиковые, коммуникативные игры.
Логоритмическая песня – игра «Бежали бегемотики»
Бежали бегемотики надутые животики (стучать кулачками поочередно по коленкам)
Бежали и бежали и дружно повторяли: (стучать кулачками поочередно по коленкам)
Ладонь, кулак, ты тоже делай так! (одновременно двумя руками по коленкам (ладонь, кулак, ладонь, кулак)
Ладонь, кулак, ты тоже делай так! (одновременно двумя руками по коленкам (ладонь, кулак, ладонь, кулак)
Веселые лягушки, скакали на опушке, (одновременно обеими руками выброс пальцев из кулачков перед собой)
Скакали и скакали и дружно повторяли: (одновременно обеими руками выброс пальцев из кулачков перед собой)
Ладонь, кулак, ты тоже делай так! (одновременно двумя руками (ладонь, кулак, ладонь, кулак)
Ладонь, кулак, ты тоже делай так! (одновременно двумя руками (ладонь, кулак, ладонь, кулак)
А маленькая змейка, в траве ползла шуршала, (потирать ладошками слева, справа)
А маленькая змейка, со всеми повторяла: (потирать ладошками слева, справа)
Ладонь, кулак, ты тоже делай так! (одновременно двумя руками (ладонь, кулак, ладонь, кулак)
Ладонь, кулак, ты тоже делай так! (одновременно двумя руками (ладонь, кулак, ладонь, кулак)
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей, физического здоровья через определенные двигательные упражнения и относится к здоровьесберегающей технологии. Основная цель кинезиологии – развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности. Кинезиологические упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно–моторная координация, формируется пространственная ориентировка.
Кинезиологическое упражнение «Лоб и плечи» Т. Ермолиной
Лоб и плечи, (руками показываем части тела под музыку)
Хлопай 1, 2, 3! (три хлопка на счет)
Лоб и плечи, (руками показываем части тела под музыку)
Хлопай 1, 2, 3! (три хлопка на счет)
Лоб и плечи, лоб и плечи, лоб и плечи,(руками показываем части тела под музыку)
Хлопай 1, 2, 3! (три хлопка на счет)
Погуляю я один сейчас, (поочередно, то одну, то другую ладонь вперед, раскачивать как качели)
Другу нежно в глазки посмотрю, (поворот к другу в одну и в другую сторону - улыбнуться)
Приглашу его я танцевать (протянуть ладонь другу справа, затем слева)
И начнется все опять! (хлопок перед собой)
Нос и щеки, руками (показываем части тела под музыку)
Хлопай 1, 2, 3! (три хлопка на счет)
Нос и щеки, (руками показываем части тела под музыку)
Хлопай 1, 2, 3! (три хлопка на счет)
Нос и щеки, нос и щеки, нос и щеки, (руками показываем части тела под музыку)
Хлопай 1, 2, 3! (три хлопка на счет)
Погуляю я один сейчас, (поочередно, то одну, то другую ладонь вперед, раскачивать как "качели")
Другу нежно в глазки посмотрю, (поворот к другу в одну и в другую сторону - улыбнуться)
Приглашу его я танцевать (протянуть ладонь другу справа, затем слева)
И начнется все опять! (хлопок перед собой)
Уши, брови, (руками показываем части тела под музыку)
Хлопай 1, 2, 3! (три хлопка на счет)
Уши, брови, (руками показываем части тела под музыку)
Хлопай 1, 2, 3! (три хлопка на счет)
Уши, брови, уши, брови, уши, брови, (руками показываем части тела под музыку)
Хлопай 1, 2, 3! (три хлопка на счет)
Погуляю я один сейчас, (поочередно, то одну, то другую ладонью вперед, как «качели»)
Другу нежно в глазки посмотрю, (поворот к другу в одну и в другую сторону - улыбнуться)
Подойду его я поблагодарить, (пожать друг другу руку)
Будем дальше мы дружить. (взяться за руки и раскачивать ими над головой)
Под музыкальное сопровождение вам необходимо на коленках, в ритм музыки, менять ладонь, кулак, ребро, ребро, ребро. Для проведения этого упражнения я использую кинезиологический столик, по периметру которого расположены – ладошки, круги (кулак, прямоугольники (ребро).
Кинезиологическое упражнение «Ладонь, кулак, ребро»
А сейчас, я предлагаю использовать одновременно звучащие жесты и активно продвигаться по музыкальному лабиринту. Желающих принять участие в интересной игре прошу пройти в активную зону. Встаньте друг за другом. С началом музыкального сопровождения, на первый уровень лабиринта выходит первый участник. На сильную долю в музыке он делает одновременно и прыжок в два первых обруча обеими ногами, и хлопок, последовательно продвигаясь влево, а затем вправо по тому же уровню. Как только первый участник завершит продвижение по первому уровню лабиринта и начнет передвижение на второй уровень, вступает в игру второй участник и проходит первый уровень, параллельно с первым участником, двигающимся впереди по второму уровню. По такому же принципу вступают в игру все последующие участники. Завершают игру по одному участнику, выбывая из активной зоны лабиринта.
Музыкально–ритмическая игра «Музыкальный лабиринт»
Все предложенные мной игры я использую на музыкальных занятиях, в индивидуальной работе с детьми и педагогами, что позволяет мне создать атмосферу радостного общения, приподнятого настроения, активности и раскрепощенности детей с постепенным исчезновением страха и неуверенности, а так же помогают усваивать элементарные музыкальные знания, развивать речь и музыкально–творческие способности детей.
Когда дети уже усвоят задание, я усложняю задачу.
Рефлексия
Таким образом, уважаемые коллеги, я надеюсь, что мой мастер – класс помог вам прочувствовать то, что современные музыкально–игровые технологии способны обучать детей быть творческими, музыкальными, инициативными, коммуникативными, добрыми, умными и талантливыми личностями, готовыми к восприятию всего нового.
Я предлагаю вернуться к словам Конфуция и выразить свою оценку моего педагогического мастерства:
«Скажи мне….» – что вы можете сказать о моем мастер – классе (любые слова, которые на ваш взгляд охарактеризуют его).
«Покажи мне …» – выразите с помощью жестов, мимики эмоций ваше отношение.
«Дай мне сделать …» – возьмете ли себе на заметку и будете использовать на практике….
Всем спасибо за активное участие, внимание и честную оценку моего мастер – класса!
Благодарю за внимание и поддержку!