Людмила Ластовка
Влияние художественной литературы о природе на духовно-нравственное развитие ребёнка
▼ Скачать
Педсовет «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»
Тема доклада:«Влияние художественной литературы о природе
на духовно-нравственное развитие ребёнка»
Выполнила: воспитатель
Ластовка Людмила Васильевна
Омск – 2023г
Воспитание из всех святых дел самое святое
Феофан Затворник
Публикация «Влияние художественной литературы о природе на духовно-нравственное развитие ребёнка» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Духовно-нравственное воспитание - одна из самых актуальных задач российского образования. В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию духовно-нравственное воспитание выходит на первый план. ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
ФГОС ДО закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
В Требованиях к структуре образовательной программы ДО и ее объему раскрывается содержание программы. Оно должно обеспечивать развитие личности и охватывать определенные направления развития и образования детей, так называемые, образовательные области.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО; формирование позитивных установок к различным видам труда т творчества.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Развитие речи включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Конкретное содержание образовательных областей в сфере духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста (от 3 до 8 лет) зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализовывается в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, восприятии художественной литературы и фольклора, конструировании из различного материала, изобразительной, музыкальной, музыкально-ритмической.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы ДО представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. В соответствии с ними духовно-нравственная культура дошкольников складывается из установки положительного отношения к миру; способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам; адекватного проявления своих чувств во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
Таким образом, ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Так, в «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, делается акцент на развитие духовных и общечеловеческих ценностей, подчеркивается, что реализация принципа культуросообразности образовательной деятельности «дает возможность обеспечить учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполнить недостатки духовно-нравственного воспитания».
Пристальное внимание к проблеме духовно-нравственного воспитания, поиск эффективных методов, обращение к культурно-историческим традициям неслучайны. Характерными особенностями современной эпохи является наличие целого ряда социально-экономических, экологических, политических и других проблем, связанных с глобальным кризисом духовной сферы, обозначенных современными философами как «антропологическая катастрофа», приближающая страну к черте, за которой начинается нравственное и физическое вырождение нации. Наиболее незащищенными от негативных воздействий оказались дети.
В этой связи особого внимания требуют дети дошкольного возраста, которые характеризуются, с одной стороны, высокой эмоциональностью, восприимчивостью к социальным воздействиям, а, с другой стороны дошкольный возраст, когда закладываются ценностные приоритеты, базис нравственности и культурного потенциала. В дошкольном возрасте закладываются основы характера будущего человека, его отношение к людям, к труду, к окружающей действительности, устанавливаются нравственные нормы поведения. Дети с малых лет начинают разбираться в том, что хорошо и что плохо, ценить положительное, активно проявлять отрицательное отношение ко всему плохому.
Духовно-нравственное развитие дошкольников подразумевает процесс, связанный с положительными качественными изменениями внутреннего мира личности под влиянием системы духовно-нравственного воспитания, социальной среды, собственного опыта и опыта других людей, а также состояние, характеризующееся достигнутым личностью уровнем духовно-нравственной воспитанности на каждом возрастном этапе.
В духовно - нравственном воспитании детей дошкольного возраста исключительно велика роль детской художественной литературы.
«Книга – важнейший фактор воспитания»
Н. К. Крупская
Дети перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».
Художественная литература оказывает благотворное воздействие на читателей благодаря тому, что отражает действительность, показывает жизнь в ярких живых образах. Вместе с тем писатель осмысливает жизнь, проявляет определенные симпатии, антипатии к изображаемой действительности, передает это детям.
Художественная литература показывает ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо», прививает ему нормы нравственного поведения, но не в виде сухих навязчивых формул, а в виде ярких художественных образов, эмоционально воздействующих на него. В подлинно художественном произведении мораль логически вытекает из поступков и поведения героев. Такое произведение дает возможность читателю самому делать вывод. Но есть и произведения, в которых содержится прямое поучение. К ним относятся басни, нравоучительные сказки и рассказы.
Художественная литература оказывает большое влияние на детей дошкольного возраста тогда, когда восприятие ее направляется и углубляется воспитателем. Воспитатель является посредником между писателем и детьми – слушателями, и его обязанность донести до детей идею художественного произведения, вызвать у них высоконравственные чувства.
Художественная литература может быть полноценным средством нравственного воспитания детей только при условии органической связи её со всей воспитательной работой дошкольного учреждения.
Недостаточно только прочитать художественное произведение, побеседовать о прочитанном, пересказать его. Важно связать художественные образы с различными моментами детской жизни, к случаю напомнить детям художественные образы, подсказать иногда правильное решение вопроса, тем более, что дети связывают художественные образы детских книг со своими поступками, с поступками своих друзей. Но все время стоит помнить о большой тактичности, осторожности при использовании художественных образов нравственными поучениями и нотациями.
При подготовке к школе на первый план выдвигается задача формирования и развития психических и важнейших личностных качеств ребенка. Особое место среди личностных свойств занимают нравственные качества: доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать иную позицию, выполнять основные требования взрослых.
Литература, по словам Е. А. Флериной, расширяет кругозор дошкольника, развивает его восприятие, мышление, память, воображение и творчество, является средством формирования личности ребенка, оказывая сильное морально-идейное воздействие, объединяет детский коллектив.
Особое место в художественной литературе занимают произведения, рассказывающие о нашей чудесной природе. Следует отобрать нужные для чтения детей произведения. И через них воспитывать у детей любовь и бережное отношение к родной природе.
«Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца,
при посредстве которых говорит и чувствует»
И. В. Гёте
Н. Миронова рассматривает вопрос особенностей развития эмоционального мира дошкольников через воздействие художественных произведений о природе.
После прочтения рассказов о природе детям нужно задавать вопросы, чтобы обсудить их переживания, чувства, оценить их эмоциональный отклик на художественный текст.
Для этого подойдут рассказы многих писателей, например:
— М. М. Пришвин «Деревья в лесу»; «Ветреный день»; «Золотой луг»;
— Н. Павлова «Хитрый одуванчик»;
— К. Д. Ушинский «утренние лучи»;
— Е. А. Пермяк «Шумливое море».
Очень важно правильно читать рассказы, с интонацией преподносить литературные произведения и передавать свое эмоциональное впечатление детям. Без этой чувственной основы, без эмоционального отношения детей к тому, что они слушают, искусство как средство воспитания теряет свою ценность. Эмоции человека – это особый продукт общественно-исторического развития. Для дошкольника характерно наглядно-образное отношение к миру, поэтому, увидев деревья в лесу, цветы, траву, ему трудно понять, что они живые (ведь в природе деревья не разговаривают).
Таким образом, можно сделать вывод, что духовно-нравственное развитие детей, это сложный и многоплановый процесс, особую роль в котором играет детская художественная литература. Именно художественный текст дает ребёнку возможность соприкоснуться с природными стихиями и не просто наблюдать за ними со стороны, а оценивать их как часть своей жизни и себя как часть природы. Обращение к произведениям художественной литературы помогает ребёнку дошкольного возраста выработать собственное отношение к природе, как базовой национальной ценности, а это является одной из сторон духовно-нравственного развития ребёнка.
Использованная литература :
1. Буало Н. Поэтическое искусство / Пер. с фр. М. : Азбука-Классика, 2010.
2. Выготский Л. С. Психология искусства. М. : Искусство, 1986.
3. Галина М. «Книжный мир ребенка», Детский сад от А до Я, № 1, 2005 г.
4. Грищенко З. А. «Ты детям сказку расскажи…» г. Москва. Яинка-Пресс, 2003 г.
5. Ильчук Н. П. Большой воспитательный секрет», Ребенок в детском саду, № 4, 2003 г.
5. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей (ранний дошкольный возраст). М. : Педагогика, 1972.
7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Сост. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. М. : Просвещение, 2009.
8. Короткова Н. «Формирование нравственных качеств как важный аспект подготовки к школе», дошкольное воспитание № 8, 2001 г.
9. Миронова Н. "Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца. " : влияние художественной литературы о природе на духовно-нравственное развитие ребенка / Дошкольное воспитание. — 2014. — № 4.
10. Тимофеева И. Н. «Сто книг вашему ребенку» Беседы для родителей, Москва, «Книга», 1987 г.