Ирина Румянцева
Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста
Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая смысла слова, младенец с радостью слушает народные песенки и потешки, с удовольствием выполняет первые «упражнения для пальчиков» под ритм пестушек, тем самым приобщаясь к родному языку, улавливая мелодичность и ритм.
Публикация «Консультация для родителей „Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Взрослея, слушая знакомую сказку или стихотворение, ребенок каждый раз заново волнуется, переживает вместе с литературным героем, он учится понимать и воспринимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность. Сопереживание и содействие героям даёт возможность малышу представить события и поступки, в которых он непосредственно не участвовал, и тем самым обогатить свой жизненный и духовный опыт. Этот опыт становится для него личным, предопределяя его действия и поступки в дальнейшем. Испытывая в процессе чтения (слушания) произведения разнообразные чувства, ребенок делает и свой нравственный выбор: защищает добро и вместе с героем противостоит злу. Постепенно маленькому читателю открывается духовный мир человека, сложность человеческих взаимоотношений, нравственных понятий и принципов, которыми определяются поступки людей.
Цель домашнего чтения – не только вызвать у ребенка интерес к художественной литературе, которая помогает формировать нравственные чувства и оценки, развивает его воображение и эмоциональный мир, но и воспитать грамотного читателя, понимающего и любящего книгу.
Трех летний возраст является очень важным этапом в интеллектуальном развитии малыша. Психологи считают, что за первые три года ребенок усваивает колоссальный объём информации, его речь развивается настолько, что при помощи наводящих вопросов или иллюстраций он может пересказать прочитанный ему текст, умеет рассуждать и даже сам пытается «читать», т. е. берет в руки книгу и, воспроизведя знакомое произведение по памяти, «читает» его вслух.
В этом возрасте ребенок не только умеет слушать произведение, рассматривать иллюстрации, отвечать на несложные вопросы по тексту, но и испытывает огромное удовольствие от общения с книгой, которая открывает для него такой загадочный и разнообразный мир.
Очень важно читать как можно чаще - ежедневно по 15 – 20 минут в день. При этом руководствуясь, прежде всего вкусом и пристрастиями ребенка и в тоже время, не делая его читателем только одной, пусть даже самой любимой, книги или произведения одного жанра, например сказок. Для чтения художественной литературы целесообразно использовать время перед сном, когда ребёнок и родители готовы к спокойному общению друг с другом и книгой. Если ваш ребенок долгое время не посещает детский сад, то читать с ним можно в любое свободное время, лучше дробно, понемногу несколько раз в день.
Что читать ребенку 3-4 лет
Произведения, которые предлагаются ребенку этого возраста, разнообразны как в тематическом плане, поскольку они отражают его возросшие потребности, так и в жанровом отношении, это могут быть сказки народные и авторские, короткие реалистичные рассказы, стихотворные произведения, как фольклорные, так и авторские и т. п.
1. В этом возрасте происходит активное знакомство ребенка с поэзией нонсенса, т. е. стихи, где все наоборот. К. И. Чуковский считал, что такие абсурдные стихи, небылицы, как он их называл перевертыши, в которых всё поставлено «с ног на голову», нужны ребенку, познающему мир. По его мнению, перевертыш – это разновидность умственной игры: «Ребенок играет не только кубиками, камешками, куклами, но и мыслями». Ценность перевертышей в том, что они способствуют развитию фантазии ребенка, учат юмористическому восприятию действительности; укрепляют у ребенка понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений.
2. Продолжается знакомство детей со скороговорками и загадками.
Употребление скороговорок детьми развивает у них чувство языка, содействует совершенствованию артикуляционного аппарата. В тоже время скороговорка является веселой и безобидной словесной игрой, заучивание и произношение скороговорок едва ли не самое интересное занятие дл детей.
Тематика загадок для маленьких ограничена их небольшим жизненным опытом: это загадки о предметах, с которыми ребенок чаще всего сталкивается и которые оказывают на него эмоциональной воздействие, об игрушках, о домашних животных, о некоторых предметах домашнего обихода и т. д.
Освоение ребёнком речи во всём её богатстве и многообразии немыслимо без пословиц и поговорок.
Пословица более понятна ребенку и легче им запоминается, потому что поучительный смысл, заключённый в ней поделен на части («Хочешь есть калачи – не лежи на печи», «Поспешишь – людей насмешишь»). А поговорка дает ребенку выразительную эмоциональную оценку, это и сближает данный жанр с детской речью, эмоциональной по своей природе («Маленький, да удаленький).
3. Сказка имеет особую привлекательность для детей любого возраста. Психологи справедливо называют дошкольный возраст возрастом сказок. Для сказок, рекомендуемых детям младшего дошкольного возраста не характерна сложность, запутанность сюжета. К тому же сказка близка ребенку эмоционально, обладает своеобразным психотерапевтическим эффектом. Слушая сказки, ребенок утверждается во мнении, что мир вокруг него справедливый, гармоничный и светлый, т. е. сказка утверждает идеалы добра и красоты и поддерживает их в ребенке.
К трем – четырем годам у многих детей проявляется потребность инсценировать прослушанные сказки. Для этой цели можно использовать не только фигурки настольного театра, но и любые подходящие игрушки. Инсценирование способствует развитию творческого воображения, мышления ребенка и доставляет ему немало удовольствия, поэтому нужно поощрять стремление ребенка рассказывать сказки взрослым или даже своим воображаемым слушателям – игрушкам. Со временем это может превратиться в увлекательную для него игру, которая будет занимать его в свободное время.
Вовлечь ребенка в игру, развеселить его поможет и шуточная, веселая докучная сказка («Жили-были два павлина…», «Пришел медведь к броду…», «В некотором царстве…», «Рассказать тебе сказочку про белого бычка?» и др.
4. Литературные произведения для детей 3-4 лет, стихотворные и прозаические, отличаются тематическим разнообразием. Разные художественные произведения по-своему интересно рассказывают о мире природы, о животных, о детях, их характерах. Эти произведения учат детей быть внимательными, заботливо относиться ко всему, что их окружает.
Чтение стихотворений о природе целесообразно соединять с непосредственными наблюдениями. Таким образом, ребенку будут понятны не только изменения, связанные со временем года, но и чувства, переживания, настроения автора.
Художественные произведения (стихотворения) дети 3-4 лет слушают с удовольствием. Необходимо поощрять этот интерес, заучивая вместе с ребенком строчки из полюбившегося произведения, напоминая их время от времени, стараясь развить в нем образное мышление, чувство прекрасного. Вместе с тем необходимо помнить о том, что самостоятельно воссоздать в своем воображении картины услышанного в этом возрасте дети не способны, их творческое воображение развито слабо, образность речи не всегда понятна. Поэтому при чтении художественного произведения рассмотрите с детьми каждую иллюстрацию в книге относящуюся к сказке, стихотворению и т. д.
Так, постепенно формируя в ребенке умения эмоционально воспринимать прекрасное, сопереживать, сочувствовать, мы воспитаем духовно развитую, гармоничную личность, способную в полной мере реализовать все лучшее, что заложено в нем природой.