МААМ-картинки

Сотрудничество с родителями по вопросам музыкального воспитания (музицирования) в детском саду

Наталья Торопова
Сотрудничество с родителями по вопросам музыкального воспитания (музицирования) в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: В статье раскрывается значение музицирования для музыкального развития детей. Представлен опыт педагога по вопросам элементарной игры на музыкальных инструментах через различные формы взаимодействия с родителями.

Темочки:

Современные тенденции в музыке, окружающие детей с раннего детства, нередко приводят к снижению качества уровня музыкального репертуара. Это может негативно сказаться на формировании музыкального вкуса у детей. Кроме того, часто родители не осознают важность музыки в раннем возрасте и не поощряют музыкальную деятельность своих детей. А ведь музыка играет ключевую роль в развитии дошкольников.

Федеральная образовательная программа дошкольного образования, объединяя обучение и воспитание в целостный процесс, содержит рекомендованных музыкальных произведений для детей раннего возраста.

Образовательный процесс, согласно ФГОС ДО организуется на основе деятельностного подхода, создавая условия детям действовать. Музыка предоставляет возможность не только прослушивания, но и активного участия, создания звуков и мелодий. Музицирование способствует не только развитию музыкальных навыков, но и общему эмоциональному и когнитивному развитию. Именно игра на инструментах способствует более глубокому пониманию музыки, развитию тембрового слуха, тонкости восприятия, ассоциативности, музыкальных способностей [3, c 39].

О важности музицирования высказывались многие педагоги. По мнению, Л. В. Виноградова, [1, c 25] музицирование - это процесс конкретно-практической музыкальной деятельности, в котором осуществляется рождение музыкального чувства.

Наблюдая за воспитанниками обратила внимание, что они проявляют интерес к игре на музыкальных инструментах. В первую очередь их привлекает сам процесс, который позволяет быть активными деятелями. Выбранная нами парциальная программа «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой, строится на принципах внимания к потребностям и реакциям детей, создания атмосферу доверия и партнерства в музицировании, танцах, играх. А дополнительное использование информационных технологий в качестве средства наглядности, позволяет знакомиться с миром музыки, музыкальных инструментов через демонстрацию презентации, показ видеофрагментов, использование музыкально-дидактических игр.

Вовлечение родителей в процесс музицирования в детском образовательном учреждении играет важную роль в воспитании музыкальной культуры у детей.

В своей работе о роли семейного музицирования в современном музыкально-образовательном процессе Костина Л. В. [2, c 55] отмечает, что совместное музыкальное исполнительство объединяет детей и родителей, способствует гармонизации отношений внутри семьи и развитию умения чутко прислушиваться друг к другу. Терентьева М. А. [6, c 32] в статье «Семейное музицирование - главный духовный ресурс воспитания личности ребёнка» утверждает, что музицирование развивает личность ребёнка через удовольствие и наслаждение от творческого процесса.

Для начала родителям были даны рекомендации по созданию музыкального пространства дома, включая музыкальные инструменты, книги и ресурсы для совместного музыкального времяпрепровождения[5].

Проведение совместных детско-взрослых мероприятий создаёт атмосферу единства и способствует развитию интереса к музыке.

В нашем учреждении взаимодействие с семьями начали приглашения родителей на организованные детские концерты и праздники, включающие номера музицирования. Сначала родители были в качестве зрителей, наблюдая за возможностями своих детей.

Одной из удачных форм работы хочется отметить организацию мастер-классов, на которых родители могут узнать о методах музыкального воспитания, а также получить советы по эффективной поддержке музыкальных увлечений детей дома. Сначала организовали встречи с родителями по созданию музыкальной среды в группе, например, путем совместного изготовления музыкальных инструментов из бросового материала. Затем начали проведение детско-взрослых гостиных, включающие не только процесс изготовления шумовых музыкальных инструментов, но и подготовку номеров с элементами музицирования, таких как номер в паре родитель-ребенок, номер в группе – детско-взрослый ансамбль. Встречи в дальнейшем способствовали активному включению родителей в совместную культурно - досуговую деятельность.

На следующем этапе было включение родителей в процесс, где взрослые выступали и импровизировали вместе с детьми. Родители стали присутствовать на мероприятиях не как зрители, а как активные участники образовательного процесса и даже артисты, музыканты.

Одним из направлений во взаимодействии можно выделить реализацию детско-взрослых проектов. Например, создание музыкального альбома с записями детей и родителей или проведение тематических дней музыки, где семья имеет возможность представить свои таланты.

С семьями продолжаем регулярно поддерживать связь через рекомендации в родительском чате по поддержке интереса детей к занятиям в домашних условиях через игры, пение, прослушивание музыки и т. д. Рекомендации для родителей по созданию музыкального пространства дома, включая музыкальные инструменты, книги и ресурсы для совместного музыкального времяпрепровождения.

Благодаря организованному сотрудничеству с семьями заметили у воспитанников повышение интереса к музыкальной деятельности, активность и раскрепощённость, музыкально-творческие способности, желание выступать на сцене. Вместе с тем создание ситуации успеха для детей способствовало желанию родителей быть рядом, поддерживать своего ребенка, организовывать досуговую деятельность в семье. А главное все участники образовательных отношений проживают сотворчество в общении: родитель - ребенок, родитель - педагог, родитель - родитель.

Такой подход к взаимодействию помогает создавать единую образовательную среду, где родители являются активными участниками музыкального процесса, что способствует развитию детей.

Список источников

1. Виноградов Л. Система общего музыкального воспитания // Начальная школа — 2004. — № 35— URL : https://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200403505 ( дата обращения: 15.11.2024).

2. Деркунская В. А. ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребёнка // Справочник музыкального руководителя" - СПБ. Института детства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2014. -№2

3. Карл Орф, Методика элементарного музицирования. [Текст] (из опыта работы) / Карл Орф. - М. : Линка – Пресс, 2003 – с. 58

4. Костина Л. В. Роль семейного музицирования в современном музыкаль-образовательном процессе — URL : https://solncesvet.ru/book_work/39348/

( дата обращения: 28.11.2024).

5. Мир музыкальных образов. Слушаем музыку вместе с ребенком. Советы музыкальным руководителям. Подготовительная группа. - М. : Детство-Пресс, 2020. - 788 c.

6. Тютюнникова, Т. Э. Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия / Т. Э. Тютюнникова. - М. : Либроком, 2017. - 264 c.

Публикации по теме:

Анкета для родителей по вопросам музыкального воспитания дошкольников Уважаемые родители! Убедительно просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты, которая поможет нам выявить проблемы музыкального воспитания.

Фотоотчет о месячнике гражданско-патриотического воспитания в детском саду «9 мая — День Победы»Фотоотчет о месячнике гражданско-патриотического воспитания в детском саду «9 мая — День Победы» В течении месяца в нашем детском саду проходил месячник гражданско-патриотического воспитания. В группе "Родничок" проводили разнообразные.

Мастер-класс об изготовлении соломенных кукол в уголок нравственно-патриотического воспитания в детском садуМастер-класс об изготовлении соломенных кукол в уголок нравственно-патриотического воспитания в детском саду .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сотрудничество с родителями по вопросам музыкального воспитания (музицирования) в детском саду
Опубликовано: 19 января 2025 в 19:56
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сотрудничество с родителями по вопросам музыкального воспитания (музицирования) в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Торопова (УИ 3301119) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*
03 февраля 2025 понедельник
Покормите птиц зимой!

Дипломы!
Добавьте фото кормушки!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД