Екатерина Хацкевич
Отчет «Лучшая практика применения новых образовательных технологий и использования ИКТ в условиях реализации ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности построения процесса обучения в условиях применения личностно-ориентированной технологии
Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. На современном этапе важно прививать дошкольникам любовь к родной земле, формировать черты характера, которые помогут им стать людьми и гражданами общества, воспитывать любовь к родному дому, детскому саду, родной улице. Индивидуальное внимание к каждому ребенку, принятие интересов дает возможность лучше понять и усвоить материал по духовно-нравственному воспитанию детям. Ведь каждый ребенок уникален, у него имеется свой уровень развития. Поэтому педагог просто обязан найти подход к ребенку, дать возможность развиваться в своем «темпе» и «ритме». Именно поэтому использование и применение личностно-ориентированной технологии для развития духовно-нравственного воспитания дошкольников актуально.
Публикация «Отчет „Лучшая практика применения новых образовательных технологий и использования ИКТ в условиях реализации ФГОС“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Опыт работы, практика
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Педагогический коллектив МБДОУ № 4 реализуя парциальную программу по духовно-нравственному воспитанию детей младшего и старшего дошкольного возраста особое внимание уделяет личностно-ориентированной технологии
Личностно-ориентированная технология — это такая технология, при которой организация воспитательного процесса происходит на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.
Концепция личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребенка – основа современного обучения дошкольников. Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и детей – основа обучения дошкольников (Ш. А. Амонашвили, В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.)
Цель личностно-ориентированной технологии : построение воспитательного процесса осуществляется на основе уважения личности ребенка, его индивидуальных возможностей и потребностей.
Задачи:
1. Применить индивидуальный подход к каждому ребенку
2. Стоить партнерские отношения при совместной детальности взрослого и ребенка
3. Развивать коммуникативные умения и навыки (умение слушать, понимать, адекватно оценивать себя и других, взаимодействовать)
4. Сочетать процесс воспитания с самовоспитанием ребенка.
Системность познавательной деятельности при личностно-ориентированной технологии :
Побуждать ребенка занять позицию субъекта деятельности; развивать творческие способности ребенка; создать условия счастливого проживания каждым ребенком периода детства; организовывать сотрудничество с детьми (совместное разрешение ситуаций, создание обстановки психологического комфорта, оказать индивидуальную помощь ребенку); сформировать в ДОУ на уровне взаимоотношений «педагог-ребенок», «педагог-педагог», «педагог-родитель», «родитель-ребенок», педагогику партнерства и сотрудничества, реализовать на практике модель личностно-ориентированной технологии.
Управляемость процессом обучения при использовании личностно-ориентированной технологии :
Программа состоит из двух блоков. Блок № 1 «Православная культура» : он направлен на ознакомление с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России. Задачи данного раздела: учить детей уважать духовно – нравственные ценности, воспитывать гражданственность, патриотизм, знакомить с обычаями, традициями, русского народа; развивать чувство сопричастности к народным праздникам.
Блок № 2 «Юный патриот» : он направлен на формирование у дошкольников элементарных представлений о культуре и истории своей малой Родины. Задачи, которые решают педагоги в совместной с детьми деятельности: воспитывать патриотизм; чувство гордости за нашу страну, углублять и уточнять знания детей о родине – России, о народах, дружно живущих рядом с нами, расширять знания о государственных праздниках, о русском национальном костюме, русских сказках, потешках.
Личностно-ориентированная технология прослеживается и применяется педагогами во всех формах деятельности: в совместной деятельности педагога и детей, педагогов и родителей, а также в форме самостоятельной деятельности детей.
Непосредственно образовательную деятельность педагоги организовывают интересно и продуктивно. Ведь нужно организовать деятельность интересно, чтобы ребята с удовольствием принимали в ней участие. В конце обязательно уделяется внимание рефлексии, каждый ребенок может оценить и проанализировать свои успехи, или же выделить для себя моменты неудач и в дальнейшем их исправить.
В беседах и ситуативных разговорах о семье, о добре и зле, о жадности и щедрости, о милосердии, дружбе и взаимопомощи, чтение народных и авторских сказок, литературных произведений, сказки о материнской любви педагоги дают возможность каждому ребенку высказать свое отношение.
При проведении православных и народных праздников дети выступают непосредственными организаторами и участниками. Ребята дома с родителями продумывает и изготовляет костюмы для праздника, учат стихи и песни, в постановке сценок и театрализованных представлений у каждого ребенка своя роль, которая позволяет ему раскрыться.
Дети всегда проявляют индивидуальность в продуктивной деятельности: изготовление стенгазет, поделок, рисунков к праздникам, макетов.
Проводя сюжетно-ролевые, дидактические, народные, подвижные игры, направленные на духовно-нравственно воспитание педагоги всегда подбирают интересный сюжет игр, стараются вызвать инициативу, вовлекая ребенка в игру, предлагают и обсуждают с ним разные варианты развития сюжета с учетом его желания и индивидуальных возможностей.
В самостоятельной деятельности педагоги выступают наблюдателями, ненавязчиво направляя детей
Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в обучении:
Пополняемость и сменяемость развивающая предметно – пространственной среды постоянна. Предметную среду организовываем согласно возразту и индивидуальных особенностей детей. Наглядные материалы: фотографии «Мой город», «Памятники города», «Озеро Байкал», на основе наглядного материала и специальных занятий мы знакомим детей с «малой Родиной», родным городом, его достопримечательностями, дети узнали что, у нас есть озеро Байкал и мы живем в Иркутской области рассмотрели её на карте, формируем представления о России как о родной стране, о Москве как о столице России, дети познакомились с Российским флагом.
Так же во всех группах имеются уголки «Юный патриот», где дети могут самостоятельно рассмотреть книги, иллюстрации флага, герба, президента нашей страны, познакомиться с картами России и Иркутской области, альбомы, найти на глобусе или карте свою страну, город, ознакомиться с символикой родного города, края, страны.
В группах создан уголок «Уединения», где каждый ребенок может побыть один, снять эмоциональное напряжение, побыть в тишине, посмотреть книгу или поиграть игрушками. Также в группах дети используют интерактивную доску. С помощью нее они играют в игры, направленные на релаксацию, снятие стресса и напряжения
Использование выбранной образовательной технологии :
Наблюдения показали, что личностно-ориентированная технология построена на основе уважения к личности ребенка, добре и ласке. Воспитатели обеспечивают детям комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка. В течение дня общаются не только с группой детей, но и уделяют самое пристальное внимание каждому ребенку индивидуально.
В рамках личностно-ориентированной технологии выделяем технологию сотрудничества, где воспитатели поддерживают равенство в отношениях с ребенком, партнерство, создают условия для творчества ребенка, атмосферу любви, заботы и сотрудничества.
Эффективность применения :
В младшем дошкольном возрасте педагоги проводят мониторинговое исследование детей, с целью поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития. Проанализировав данные, мы более точно определяем дальнейший путь развития ребенка. Систематическое применение личностно-ориентированной технологии в работе дает возможность воспитанникам по окончанию дошкольного возраста приобрести положительное отношение к миру, другим людям и самому себе, овладеть чувством собственного достоинства. активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства.
Благодаря планомерной, целенаправленной работе, наши воспитанники детского сада активные участники конкурсов всероссийского, муниципального и городского уровня, имеют дипломы всероссийского, российского и муниципальных уровней за победу в конкурсах «Я помню, я горжусь!», «Они сражались за Родину.» и др.
Педагоги так же имеют благодарственные письма, грамоты за творческий подход в организации работы с детьми по гражданско-нравственному воспитанию. Два педагога прошли курсы повышения квалификации по развитию духовно-нравственного воспитанию у дошкольников. Так же педагоги каждый год представляют свой опыт работы на Рождественских чтениях. Был представлен опыт работы на региональном уровне.
Значимым результатом работы всего детского сада по гражданско-патриотическому воспитанию стала победа в городском конкурсе на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию. Мэр города отметил качественную работу всего учреждения.
Считаем, что представленный нами опыт работы, является непременным условием полноценного духовно - патриотического воспитания дошкольников. Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми позволяет сформировать у воспитанников установку положительного отношения к миру, обладать чувством собственного достоинства, учит ребят первоначальным знаниям о себе, о природном и социальном мире, в котором они живут. Осуществляемая в системе работа по гражданско-патриотическому воспитанию, будет способствовать тому, что воспитанники овладеют знаниями о Родине, её истории, традициях, символике, о людях, прославивших нашу Отчизну.
Материально-техническое обеспечение процесса обучения образовательной технологии :
Имеется методические пособия, литература согласно возрасту детей.
В группах также имеются настольно-печатные игры, разнообразные дидактические игры, наборы иллюстраций, плакатов, благодаря им дошкольники знакомятся с историей народа России, природой родного края и страны. В книжных уголках размещена детская художественная литература соответствующей тематики.
Педагоги разработали серию конспектов направленных на формирование патриотических чувств у дошкольников
Имеются информационные стенды для родителей в каждой группе и в холле образовательного учреждения, которые знакомят с методикой полноценного развития ребенка. Технические средства : DVD, мультимедиа, ноутбук, фильмоскоп, телевизор.
Информационная среда ДОУ:
Для лучшего усвоения материала педагоги используют :
• Итеративная доска: ее применение дает более красочное, яркое запоминание материала. Информация, представленная на экране вызывает огромный интерес, надолго привлекает внимание ребенка, обладает стимулом познавательной активности детей.
• просмотр видеофильмов, мультфильмов, прослушивание аудиозаписей.
Компьютерные презентации построены с учетом возрастных особенностей дошкольников, в нее включаем занимательные вопросы, анимационные картинки, игры.