ольга сударикова
Физическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, развития у него физических навыков и умений является дошкольное детство. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты нацеливают содержание образовательной области «Физическое развитие» на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих задач:
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
- развивать физические качества (скоростные, силовые, гибкость, выносливость и координацию);
- способствовать накоплению и обогащению двигательного опыта детей (овладению основными движениями);
- формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Охрана жизни и укрепление здоровья дошкольников является одним из приоритетных направлений в работе нашего дошкольного учреждения.
Основными формами работы являются:
- Непосредственная образовательная деятельность по физическому развитию, основной целью которых является овладение необходимым программным материалом по развитию движений, проводится 3 р в неделю по 15 минут.
- Физкультминутки: сопровождают каждое занятие, соответствуют его тематике и, занимая всего 1-2 минуты, способствуют укреплению организма ребёнка, повышают его работоспособность.
- Утренняя гимнастика: проводится ежедневно, ставит своей целью «пробуждение» организма ребенка, настройку его на действенный лад. Помимо этого разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизирует деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулирует работу внутренних органов и органов чувств, способствует формированию правильной осанки, хорошей походки.
- Гимнастика пробуждения: направлена на правильное постепенное пробуждения ото сна, а также помогает детям поднять настроение, мышечный тонус.
- Прогулки: являются неотъемлемой частью режима дня детей дошкольного возраста. Прогулка - это надежное средство укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ. Во время прогулки проходит индивидуальная работа по физическому воспитанию.
- Подвижные игры: являются незаменимым средством для развития движений детей, проводятся как на прогулке, так и в помещении. В играх детям приходится проделывать разнообразные движения: ходить, бегать, прыгать, лазать и т. д. Выполняя их, малыши обогащают свой двигательный опыт, учатся ориентироваться в пространстве. У них развиваются такие физические качества, как ловкость, быстрота, выносливость.
- Самостоятельная двигательная деятельность: в ходе нее ребенок пробует свои силы, проявляет инициативу, закрепляет умения и удовлетворяет естественные потребности в движении. Ребенок в этой деятельности имеет возможность активно повторять движения столько раз, сколько хочет, выбирать те движении, которые ему в данный момент интересны.
В основных формах работы по физическому развитию детей мы активно используем здоровьесберегающие технологии:
- Игровой массаж: проводится в виде разминания, растирания, поглаживания, легких постукиваний. Массируя определённые точки тела, мы посылаем положительные сигналы своим органам (сердцу, легким, почкам, печени). Выполнение игрового массажа улучшает нервную систему, поднимает настроение.
- Дыхательную гимнастику, которая развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.
- Гимнастику для глаз, которая способствует предупреждению утомления, снимает напряжение, укрепляет глазные мышцы и в целом предусматривает общее оздоровление зрительного аппарата.
- Профилактику плоскостопия и нарушений осанки, направленную на укрепление и поддержку связочного аппарата. Мы используем ходьбу по ребру обруча, гимнастику для стоп в игровой форме, ходьбу с мешочком на голове и многое другое.
- Музыкально – ритмические упражнения, которые особенно любимы детьми. Используя в своем арсенале игры – песенки Е. Железновой мы не только ненавязчиво развиваем основные движения, но и развиваем чувство ритма, но и заряжаем детей положительными эмоциями.
- Кинезиологические упражнения, или гимнастика мозга, подразумевает развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности. Регулярные занятия с детьми с раннего возраста позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. В своей практике мы используем кинезиологические упражнения в виде сказок, они наиболее интересны и доступны детям младшего дошкольного возраста.
В качестве средства формирования основ ЗОЖ и развития основных физических качеств нами активно используется проектная деятельность. Особое внимание уделяется работе с родителями воспитанников: проводятся спортивные мероприятия с участием родителей, размещается стендовая информация о возможностях физического развития детей, проводятся консультации, мастер – классы по изготовлению нестандартного оборудования для организации физического развития детей, практикумы по использованию игр и игрового оборудования и многое другое.
Таким образом, в ходе планомерной и активной работы педагогов ДОУ, результатом освоения образовательной области «Физическое развитие» становится ребенок: овладевший основными видами движений, развитой крупной и мелкой моторикой, контролирующий свои движения и управляющий ими.