Наталья Королихина
Развитие игровой деятельности в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Современные подходы к организации игровой деятельности в ДОО
К играм современных детей существует неоднозначное отношение взрослых, которое проявляется в запрете педагогами некоторых игровых тем, игрушек, что делает игру ребенка более закрытой от взрослых, чем это было ранее.
Проведя анализ современных игр детей дошкольников, можно сделать вывод, что в играх детей дошкольного возраста сохраняются традиционные сюжеты, бытовавшие на протяжении длительного времени. В играх девочек на протяжении многих столетий присутствуют: красавица, царевна, принцесса. Становление девочки, ее внутреннего мира, половая идентификация связаны со стремлением стать женщиной, у которой есть семья, дети. Первоначально эти стремления реализуются и осознаются в играх.
Публикация «Развитие игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
У мальчиков преобладают военизированные сюжеты.
У современных дошкольников XXI века появились новые игровые роли : Человек – паук, Бэтмен, полицейские и другие. Особенностью субкультуры современного детства, формирующегося под влиянием средств массовой информации, можно считать характерной особенностью то, что социальные и семейные роли все менее интересны для современных детей, новым становится факт предпочтения ролей мультфильмов и фильмов (в основном зарубежных). По сюжетам фильмов и мультфильмов представлены и сюжеты игр: «Кен и Барби», «Семья на отдыхе» и т. д.
Часто игра сводится к манипулированию яркой, модной игрушкой часто сводится детская игра: «Одеть Барби, водить на работу, в кафе, на прогулку».
Современные игрушки занимают особое место в детских играх. Не всегда понятная взрослому, часто бесполезная и неразвивающая игрушка – характерная примета нашего времени.
Часто игра сводится к накопительству, потому что иметь как можно больше Барби, Бэтменов, трансформеров в детской субкультуре считается престижным.
Играя с современными игрушками, дети, как правило, отказываются вводить в сюжет традиционные игрушки, объясняя это тем, что «так нельзя» или «не хочется».
На настоящий момент педагогам необходимо акцентировать внимание на следующих принципах работы с детьми:
- предоставить достаточно места для организации различных видов игр;
- игры, игрушки, пособия должны находятся в доступном для детей месте (на уровне роста детей);
- создание условий для индивидуальных, групповых и коллективных игр;
- обеспечение условий изолированности между элементами зоны;
- моделирование игрового пространства;
- обогащение жизненного опыта детей информацией и впечатлениями, которые могут быть реализованы в игре;
- свободный выбор детьми любого вида игр.
- использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности;
- обеспечение взаимосвязи непосредственно образовательной деятельности с повседневной жизнью детей, их самостоятельной игровой деятельностью;
- использование цикличности в организации игровой деятельности дошкольников;
- создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской игровой деятельности и инициирующей ее;
- широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций;
- обеспечение ребенку возможности ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого);
- формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности.
Нужно еще учесть, что сажать или ставить детей вокруг себя нельзя, ни в каком случае. Процесс игры должен протекать естественно, о том, что детей «обучают» играть, не должно возникать ощущения.
Позицию участника тех событий, о которых ребенок узнает в процессе наблюдений, слушания книг, просмотра мультфильмов и кинофильмов, должны обеспечить косвенные приемы руководства. Косвенное развитие игры должно обеспечить развитие положительного, эмоционально – окрашенного отношения детей к явлениям окружающей действительности, которые могут быть отражены в игре, детских интересов. Для этого через экскурсии, чтение книг, беседы, дидактические игры необходимо обогащать представления детей о социальной действительности.
Современное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, разного по тематике и образному решению, помогают ребенку восстановить в памяти недавние впечатления, побуждают к самостоятельной игре.
Необходимым условием правильного воспитания являются хорошо организованные игры. Для того, чтобы воспитатель мог организовать игру детей наиболее целесообразно, при этом активно воздействовать на ход игр и взаимоотношения детей потребуется некоторая реорганизация условий. Игры займут видное место в организации жизни детей при правильной педагогической работе.