Ольга Тарасова
Использование элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи
▼ Скачать + Заказать документы
За последние годы прослеживается увеличение количества детей с речевыми нарушениями, осложненными органическими поражениями речевого аппарата. У них наблюдается недостаточность лицевой и артикуляционной моторики, невыразительность мимических движений, невнятность речи и др. В связи с этим возникла необходимость изучения и использования различных методов, которые будут повышать эффективность и качество коррекционной работы с данной категорией детей. Одним из этих методов является логопедический массаж. В настоящее время он активно внедряется в логопедическую практику. Логопедический массаж - это метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата, а так он способствует нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями. Основные цели логопедического массажа : - нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры - уменьшение проявления парезов и поражений мышц артикуляционного аппарата. - снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкенезии, гиперкинезы и др.) - активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность. - формирование произвольных координационных движений органов артикуляции. В проведении курса логопедического массажа следует учитывать ряд противопоказаний, а также необходимо получить письменное заключение (справку)от невропатолога об их отсутствии. Так как помещение и условия нашего логопункта не позволяют осуществлять логопедический массаж полным курсом (10-15 сеансов, я в своей коррекционно-развивающей работе использую элементы логомассажа и самомассаж. Применение отдельных приемов и элементов логомассажа удобны по многим причинам. Во-первых, они эффективно сочетаются с артикуляционной гимнастикой, во-вторых, можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой детей одновременно. Кроме того, их можно использовать многократно в течении дня, включая в различные режимные моменты. В своей практике использую приемы различных методик логопедического массажа и самo массажа Архиповой Е. Ф., Дьяковой Е. А., Крупенчук О. И., Томилиной С. М. Самомассаж – это самостоятельное массирование отдельных мышечных групп собственными руками, без помощи другого лица. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция. При проведении самомассажа используют ряд приемов : поглаживание, растирание, легкое поглаживание, надавливание, пощипывание. Перед началом занятия ребенок должен быть умыт, с чистыми руками. Длительность 1 сеанса самомассажа лица для детей-дошкольников 5-10 минут. Каждое движение в среднем 6-8 раз. Обучая детей самомассажу, необходимо показывать каждый прием на себе, комментируя его. Сначала ребенок выполняет массажный элемент при наличии зрительного контроля (зеркало, а затем и без него. Далее когда самомассаж освоен детьми, можно проводить движения под стихотворный текст или сказку, а также специально подобранную музыку. Все это обеспечивает тактильно-проприоцептивную стимуляцию в определенном ритме, что в целом способствует формированию чувства ритма. Самомассаж лучше проводить в игровой форме, что повышает мотивацию и интерес ребенка, четко в определенной последовательности: - массаж головы -массаж мимических мышц лица -массаж языка с использованием стерильного бинта, ватной палочки и одноразового шпателя. В индивидуальной форме работы массаж языка лучше проводить специалисту (логопеду, так как он может оценить где и как скорректировать движения, расслабить или активизировать ту или иную часть языка. При выполнении самомассажа, ребенок не должен испытывать никакого дискомфорта. В процесс самомассажа включаются воспитатели и родители. Для них проводятся мастер-классы, педагогические семинары и консультации, где подробно разъясняются и демонстрируются элементы логопедического массажа и самомассажа. По данным мониторингов, проведенных за последние три года можно сделать вывод, что применение логопедом в коррекционно-развивающей работе элементов логопедического массажа и самомассажа улучшает артикуляционную моторику, мимику, способствует нормализации мышечного тонуса, а также сокращает период подготовительного этапа к постановке звуков.