Приложение МААМ

Использование элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи

Ольга Тарасова
Использование элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи
▼ Скачать + Заказать документы

За последние годы прослеживается увеличение количества детей с речевыми нарушениями, осложненными органическими поражениями речевого аппарата. У них наблюдается недостаточность лицевой и артикуляционной моторики, невыразительность мимических движений, невнятность речи и др. В связи с этим возникла необходимость изучения и использования различных методов, которые будут повышать эффективность и качество коррекционной работы с данной категорией детей. Одним из этих методов является логопедический массаж. В настоящее время он активно внедряется в логопедическую практику. Логопедический массаж - это метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата, а так он способствует нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями. Основные цели логопедического массажа : - нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры - уменьшение проявления парезов и поражений мышц артикуляционного аппарата. - снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкенезии, гиперкинезы и др.) - активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность. - формирование произвольных координационных движений органов артикуляции. В проведении курса логопедического массажа следует учитывать ряд противопоказаний, а также необходимо получить письменное заключение (справку)от невропатолога об их отсутствии. Так как помещение и условия нашего логопункта не позволяют осуществлять логопедический массаж полным курсом (10-15 сеансов, я в своей коррекционно-развивающей работе использую элементы логомассажа и самомассаж. Применение отдельных приемов и элементов логомассажа удобны по многим причинам. Во-первых, они эффективно сочетаются с артикуляционной гимнастикой, во-вторых, можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой детей одновременно. Кроме того, их можно использовать многократно в течении дня, включая в различные режимные моменты. В своей практике использую приемы различных методик логопедического массажа и самo массажа Архиповой Е. Ф., Дьяковой Е. А., Крупенчук О. И., Томилиной С. М. Самомассаж – это самостоятельное массирование отдельных мышечных групп собственными руками, без помощи другого лица. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция. При проведении самомассажа используют ряд приемов : поглаживание, растирание, легкое поглаживание, надавливание, пощипывание. Перед началом занятия ребенок должен быть умыт, с чистыми руками. Длительность 1 сеанса самомассажа лица для детей-дошкольников 5-10 минут. Каждое движение в среднем 6-8 раз. Обучая детей самомассажу, необходимо показывать каждый прием на себе, комментируя его. Сначала ребенок выполняет массажный элемент при наличии зрительного контроля (зеркало, а затем и без него. Далее когда самомассаж освоен детьми, можно проводить движения под стихотворный текст или сказку, а также специально подобранную музыку. Все это обеспечивает тактильно-проприоцептивную стимуляцию в определенном ритме, что в целом способствует формированию чувства ритма. Самомассаж лучше проводить в игровой форме, что повышает мотивацию и интерес ребенка, четко в определенной последовательности: - массаж головы -массаж мимических мышц лица -массаж языка с использованием стерильного бинта, ватной палочки и одноразового шпателя. В индивидуальной форме работы массаж языка лучше проводить специалисту (логопеду, так как он может оценить где и как скорректировать движения, расслабить или активизировать ту или иную часть языка. При выполнении самомассажа, ребенок не должен испытывать никакого дискомфорта. В процесс самомассажа включаются воспитатели и родители. Для них проводятся мастер-классы, педагогические семинары и консультации, где подробно разъясняются и демонстрируются элементы логопедического массажа и самомассажа. По данным мониторингов, проведенных за последние три года можно сделать вывод, что применение логопедом в коррекционно-развивающей работе элементов логопедического массажа и самомассажа улучшает артикуляционную моторику, мимику, способствует нормализации мышечного тонуса, а также сокращает период подготовительного этапа к постановке звуков.

Темочки:

Публикации по теме:

Использование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зренияИспользование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения Для успешного воспитания и обучения детей с нарушениями зрения создается коррекционно-развивающая среда, которая является важным реабилитационным.

Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ «Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ» Составила: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 66 «Белочка» Синдицкая.

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаКоррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи
Опубликовано: 19 января 2025 в 20:01
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Тарасова (УИ 351128) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*
03 февраля 2025 понедельник
Покормите птиц зимой!

Дипломы!
Добавьте фото кормушки!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД