елена руденко
Использование ТРИЗ на занятиях по формированию элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
Тема: «Использование ТРИЗ на занятиях по формированию элементарных математических представлений»
Выполнила воспитатель
БДОУ№ 366
Руденко Е. В.
2016 г.
Я работаю по Технологии Программы Натальи Михайловны Крыловой «Детский сад – Дом радости» с 2006 года, где главной задачей является воспитание индивидуальной, творческой личности.
Публикация «Использование ТРИЗ на занятиях по формированию элементарных математических представлений» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Заинтересовавшись проблемой использования системы ТРИЗ на занятиях с дошкольниками, я прошла курсы «ТРИЗ в детском саду». Формируя элементарные математические представления у воспитанников на основе этой системы я убедилась в том, что
• ТРИЗ позволяет придать занятиям комплексный характер (у детей не только формируются математические представления, но и развивается речь, развиваются способности к изобразительной деятельности);
• ТРИЗ даёт возможность детям стать более инициативными, раскованными, проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить, быть более уверенными в своих силах и возможностях;
• ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, найти выход из затруднительного положения.
Метод Мозгового Штурма я использую при решении задач на смекалку (головоломки) со счётными палочками.
1 тип - это задача на составление заданной фигуры из определённого количества палочек.
• Составить 2 равных треугольника из 5 палочек
• Составить 3 равных треугольника из 7 палочек
• Составить 2 равных квадрата из 7 палочек
2 тип – это задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
В фигуре, состоящей из 4 квадратов, убрать 2 палочки, чтобы осталось 2 неравных квадрата
3 тип – это задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.
В своей работе я использую словесные игры. В игре «Наоборот» хорошо усваивается приём «противоположные значения»
Высоко – низко
Далеко – близко
Впереди – сзади
День – ночь
Вверху – внизу
Мало – много
Узкий – широкий
На противоречия задаю вопросы:
• Что бывает то маленьким, то большим (воздушный шар, надувные игрушки, складная мебель)
• Что или кто бывает сначала маленьким, а потом большим (люди, животные, овощи, деревья и т. д.)
• Что бывает маленьким и большим (шарик, тесто, пузырь)
• Длинным и коротким (резинка, указка, нож складной, складная линейка)
• Твёрдое и мягкое (хлеб, яйцо, человек и т. д.)
• В каких сказках было чего то мало, а затем много («Цветик – семицветик», «Горшок каши»)
На занятиях по формированию у детей элементарных математических представлений я использую задачи - шутки, загадки, которые способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.
• На столе 2 яблока и 3 груши. Сколько на столе овощей?
• На платье у девочки 2 яблока и 2 вишни. 1 яблоко и 1 вишню съели. Сколько осталось?
• На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел 1 стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе (3)
• На одной ноге гусь весит 5 кг. Сколько будет весить гусь на двух ногах?
Ещё я в своей работе использую прием дорисовывания. Дети должны дорисовать элемент до фигуры или цифры. Затем можно спросить на что это похоже?
• Также предлагаю детям нарисовать предмет, подрисовав к геометрической фигуре дополнительные детали. «Что бывает круглым, овальным, прямоугольным и т. д.»
• Предлагаю из геометрических фигур нарисовать девочку, зайца, робота и др.
• Ещё одно задание с готовыми геометрическими формами – это выложить ёлочку, лису и др.
Со старшими дошкольниками на воссоздание фигур – силуэтов можно использовать фигуры – силуэты из наборов к играм «Колумбово яйцо», «Монгольская игра».
Так же в своей работе я использую такой приём, как сочинение сказок, направленный на формирование элементарных математических представлений. В сказке «Путешествие мячика», которую мы сочинили с детьми, была поставлена цель закрепить представление о круге. Дети придумывали какие круглые предметы встретил мячик на своём пути (арбуз, воздушный шарик, колобка, смешарика и др.) и о чём они говорили.
При использовании в работе с детьми метода активизации мышления я использую дидактическую игру «Город загадок», которая очень нравится детям. Я по таблице показываю детям какой формы данный предмет, какого он цвета, размера и из какого материала он сделан. Таким образом дети одновременно закрепляют не только форму, но и цвет, величину и материал из которого сделан предмет.