Марина Дулова
Подборка дидактических игр по формированию элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Подборка дидактических игр по формированию элементарных математических представлений
Подборка дидактических игр по формированию элементарных математических представлений
ВЕСЕЛЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ
Дидактическая задача. Закреплять знания состава чисел первого десятка, взаимосвязь целого и частей. Развивать внимание, мышление, речь, мелкую моторику пальцев и кистей рук.
Темочки:
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» август 2015
Игровое правило. Не ошибаться, выкладывать правильное количество розовых и голубых бусинок на ниточке, как указывает веселый человечек.
Игровые действия. Выкладывание бусинок.
Описание. Карточки с изображением веселых человечков и ниточек, бусинки розового и голубого цвета.
Ход игры.
Воспитатель: дети, к нам в гости пришли веселые человечки. Они принесли с собой ниточки и бусинки. Какого цвета бусинки?
Таня: розового и голубого.
Воспитатель: сколько всего ниточек и какого они цвета?
Оксана: всего три ниточки: синего, красного и зеленого цвета.
Воспитатель: первый человечек показывает сколько всего надо взять бусинок?
Тамара: пять бусинок.
Воспитатель: сколько надо взять бусинок голубого (розового) цвета? (одну голубого и четыре розового цвета).
Соберите бусинки на красную ниточку (дети выкладывают бусинки).
Второй человечек показывает, сколько должно быть бусинок на синей ниточке.
Ярослав: пять бусинок.
Воспитатель: сколько вы возьмете голубых бусинок? (2). А сколько надо взять розовых бусинок? (3).
Таня: пять бусинок.
Воспитатель: а на целую ниточку вы соберите бусинки самостоятельно.
После выполнения задания воспитатель уточняет сколько всего дети взяли бусинок, сколько голубого и розового цвета.
___Зрительная гимнастика___
рисовать глазами спираль (используется интерактивна указка).
Игра продолжается. Воспитатель меняет игрокам карточки. На них веселые человечки указывают на число 6 и его состав.
Воспитатель: вы должны внимательно рассмотреть веселых человечков. Они вам подсказывают сколько надо взять бусинок. Победит в игре тот, кто быстро и правильно соберет бусы.
Игра проводится три раза. Третий раз меняются карточки, на которых веселые человечки указывают на число 7 и его состав.
В конце игры определяется победитель.
«ДОМИКИ С ЧИСЛАМИ»
Дидактическая задача. Закреплять знания состава чисел первого десятка. Развивать зрительное внимание, мышление, речь. Воспитывать волю и целеустремленность.
Игровое правило. Не ошибаться при составлении числа. Выигрывает тот, кто раньше других составит число из двух меньших чисел разными вариантами.
Игровые действия. Выбор цифры, составление числа из двух меньших чисел.
Оснащение. Фигуры домиков, наборы цифр, фишки.
Ход игры.
Детям раздаются фигуры домиков, набор цифр. Воспитатель предлагает взять по одной цифре, которые лежат у него на столе.
Воспитатель: Карина, какую цифру ты взяла?
Карина: Цифру 6.
Воспитатель: а у тебя, Матвей, какая цифра?
Матвей: я взял цифру 8.
Воспитатель спрашивает остальных игроков. Дети называют цифры.
Воспитатель: внимание, слушайте задание. Вы должны разместить взятую цифру на крыше домика, затем заселить по этажам числа так, чтобы они в сумме (с соседом по этажу) давали число, указанное на крыше. Кто быстрее всех и правильно выполнит задание, получает фишку.
Дети выполняют задание игры.
- Первой закончила Ангелина, - говорит воспитатель. Назови все картинки выложенные тобой.
Ангелина: 7 это 1 и 6
2 и 5
3 и 4
Воспитатель: Молодец! А у тебя, Влад, какие варианты выложены?
Влад: 9 это 1 и 8
2 и 7
3 и 5
4 и 6
Воспитатель: дети, какие две ошибки допустил Влад? Кто исправит их?
Матвей: 9 это 3 и 6
4 и 5
Воспитатель: совершенно верно. Влад, в следующий раз не спеши и будь внимательным. (Воспитатель спрашивает остальных детей). Ангелина получает фишку, так как первой закончила выполнять задание и не сделала ни одной ошибки.
Зрительная гимнастика.
Для снятия утомления и расслабления глазных мышц.
Игра продолжается. На столе у воспитателя перемешиваются цифры. Дети берут по указанию воспитателя по одной цифре.
Воспитатель: Матвей, назови свою цифру?
Матвей: цифра 5.
Воспитатель: а у тебя, Карина теперь какая цифра?
Карина: я взяла цифру 9.
Воспитатель спрашивает остальных детей. Каждый называеьт свою цифру.
Воспитатель: пожалуйста, соответственно выбранному числу разместите «жильцов по этажам».
После выполнения задания воспитатель спрашивает детей.
Воспитатель: Влад, какие варианты у тебя получились?
Влад: 6 это 1 и 5
2 и 4
3 и 3
Воспитатель: Молодец! А теперь остальные назовут.
Дети по очереди рассказывают о своих вариантах.
В конце игры подсчитываются фишки и определяется победитель.
«ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА».
Дидактическая задача. Формировать пространственные отношения: «слева», «справа», «на», «над», «под», «перед», «между» и т. д. Развивать зрительное внимание мышление, творческие способности, память.
Игровое правило. Располагать на поляне деревья, зверей, птиц и распознавать кто, где находится могут только те дети, на кого укажет воспитатель.
Игровые действия. Располага деревья, зверей, птиц; называть кто, где находится.
Оснащение. Игровое поле – «Лесная поляна», наборы животных, птиц, деревьев.
Ход игры.
На столе лежит игровое поле, справа от него расположены фигуры птиц, зверей, деревьев.
Воспитатель. Дети, перед вами лесная поляна. По моему заданию вы будете размещать на поляне деревья и животных. Выполнять задание будет тот, на кого я укажу.
Ангелина, размести ель справа, а березу слева на поляне и расскажи как ты их разместила. (Ребенок выполняет задание).
Ангелина. Ель растет с правой стороны на поляне.
Воспитатель. Лера, прилетела ворона на поляну и села под березой с правой стороны. (Ребенок выполняет задание.)Где ты разместила ворону?
Лера. Под березой с правой стороны.
Воспитатель. Вика, прибежал на поляну волк и встал перед елью. Расскажи, как ты расположила волка?
Вика. Поставила перед елью.
Воспитатель. Миша, прилетел дятел и сел на ствол березы. Где сидит дятел?
Миша. Я посадил его на ствол березы.
Воспитатель. Аня, прискакал зайчик и сел между березой и елью. Где ты разместила зайчика?
Аня. Я его разместила между березой и елью.
Воспитатель. Лера, прилетела сорока и села на макушку ели. Куда села сорока?
Лера. Она села на макушку ели.
Воспитатель. Вика, пришел медведь и спрятался под березой. (ребенок располагает животное). Куда спрятался медведь?
Вика. Он спрятался под березой.
Воспитатель. Но птицы и звери все равно его увидели, испугались и разбежались, разлетелись во все стороны. (Воспитатель убирает фигуры с игрового поля).
Зрительная гимнастика.
Для улучшения координации глазных мышц в горизонтальной плоскости.
Воспитатель усложняет игры. На поляне располагает новые фигуры. Предлагает детям внимательно рассмотреть и рассказать кто, где находится. Затем, дети отворачиваются, воспитатель переставляет один-два предмета. Дети должны отгадать, что изменилось.
Игра проводится 3-4 раза.
НАЙДИ ФИГУРУ.
Дидактическая задача. Вызвать у детей интерес к решению задачи. Учить путем зрительного мыслительного анализа рядов фигур по горизонтали выбирать недостающую из 5 предложенных фигур. Упражнять в доказательстве решения. Развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, речь.
Игровое правило. Из пяти фигур, представленных на карточках, выбрать ту, которая займет место недостающей в третьем ряду. Ответ обосновать, указывая признаки той фигуры, которая должна быть помещена в пустой квадрат.
Игровые действия. Зрительно - мысленный анализ рядов фигуры по горизонтали, поиск недостающей фигуры, доказательство решения.
Оснащение. Логические таблицы, наборы карточек, фишки.
ХОД ИГРЫ.
Воспитатель предлагает детям логическую таблицу с одной пустой клеткой и набор карточек. Он разъясняет условие задачи и предлагает решить ее. Если дети затрудняются, взрослый объясняет.
Воспитатель: нужно рассмотреть сначала правый верхний ряд фигур, затем второй и третий. Какие же большие фигуры нарисованы в первом ряду?
Ангелина: круг, треугольник и квадрат.
Воспитатель: назовите маленькие фигуры, которые изображены в больших фигурах?
Дима: треугольник, квадрат, круг.
Воспитатель: правильно. А как окрашены маленькие фигуры?
Саша: треугольник зеленого цвета, квадрат синий, круг красный.
Воспитатель: а теперь посмотрите на второй и третий ряд фигуры и скажите, какие большие и маленькие фигуры изображены, какого они цвета.
Дети отвечают. Воспитатель обобщает.
Воспитатель: правильно. Во втором ряду изображены большой треугольник, в нем маленький красный квадрат; большой квадрат, а в нем зеленый круг, большой круг с маленьким синим треугольником.
А теперь посмотрите на третий ряд фигур. Скажите, какие фигуры изображены в этом ряду, и найдите сразу фигуру, которую надо сюда поместить. Пожалуйста, Настя.
Настя: в третьем ряду изображены квадрат с маленьким синим кругом, большой круг с маленьким синим треугольником, не хватает здесь большого треугольника с маленьким зеленым квадратом.
ЗРИТАЛЕЬНАЯ ГИМНАСТИКА.
Рисовать глазами геометрические фигуры с использованием интерактивной указки. Воспитатель раздает каждому игроку логическую таблицу и набор карточек.
Воспитатель: пожалуйста, Дима! Какую ты подобрал недостающую фигуру и почему?
Дима: я выбрал большой квадрат с маленьким синим треугольником. В первом и во втором ряду есть большой квадрат, маленький треугольник и фигура красного цвета, а в третьем ряду их нет.
Воспитатель: Саша, расскажи, почему ты выбрал именно эту карточку?
Саша: на ней изображен большой круг с маленьким зеленым треугольником. Я выбрал ее, потому что в первом и втором ряду есть большой круг, маленький квадрат и фигура зеленого цвета, а в третьем ряду их нет.
Каждый участник игры объясняет свое решение. За правильный ответ дети получают фишку.
Игра продолжается. Воспитатель меняет логические таблицы и наборы карточек у детей. В конце игры подсчитываются фишки и определяется победитель игры.