Наталья Иванова
Отчёт по теме «Логико-математические игры на занятиях по формированию элементарных математических представлений»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребё нка: без полноценного прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. Дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребёнка на следующий, очень важный этап его жизни – поступление в школу. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения.
Публикация «Отчёт по теме „Логико-математические игры на занятиях по формированию элементарных математических представлений“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
Я считаю, что развитие мышления является очень важной и актуальной проблемой в наше время. Проблема обучения математике в современной жизни приобретает всё большее значение. Это, объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением её в различные области знаний. Проблемы автоматизации и компьютеризации производства предполагают наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения чётко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Именно поэтому, мной выбрана тема для изучения и исследования: «Логико-математические игры на занятиях по формированию элементарных математических представлений и в свободное время»
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Развивать логическое мышление целесообразнее всего в русле математического развития. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приёмов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребёнка.
Наш детский сад работает по «Программе развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией Бабаевой Т. И. Девиз программы «Чувствовать-познавать-творить». Программа предполагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. В разработку программы вошли лучшие инновационные игровые технологии Н. Никитина, З. Дьенеша, Кюизенера, В. Воскобовича, которые и являются средством интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста. В своей работе я применяю новаторские идеи и педагогические технологии следующих авторов : Вячеслава Владимировича Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», З. А. Михайлова «Математика от 3 до 7», Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия» (все возрастные группы, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий», Методика Светловой Инны Евгеньевны.
Полноценное развитие логического мышления, как фундамента математических представлений требует не только высокой умственной активности (способности «действовать в уме», но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Овладев логическими операциями, старший дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и чётко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте, что, в целом, позволит ребёнку успешно учиться в школе.
Характерной особенностью деятельности по развитию у дошкольника математических представлений, является её игровая направленность. Моя цель насытить эту деятельность проблемными ситуациями, творческими задачами, разнообразить игровыми упражнениями. В процессе работы по данной проблеме мной были поставлены основные задачи:
1. Создание максимально благоприятных условий для раннего выявления и развития интересов, склонностей и способностей ребёнка.
2. Формирование внутренней учебной мотивации, других мотивов учения.
3. Развитие детской самостоятельности в решении поставленных задач;
4. Формирование геометрического мышления, графических навыков;
5. Совершенствование речи, моторики, активизация словарного запаса;
6. Развитие психических механизмов как основы развития творческих способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);
7. Овладение детьми разнообразными способами действия;
8. Развития математического мышления;
9. Формировать умения разбивать сложную задачу на несколько простых;
10. Воспитание аккуратности, бережного отношения к играм.
Решению этих задач способствует использование мной игр логико-математического содержания.
В основу моего обучения положены следующие принципы:
1. Принцип природосообразности: образовательный процесс строится согласно логике (природе) развития личности ребёнка;
2. Принцип индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные особенности ребёнка и создаются наиболее благоприятные условия для их развития;
3. Принцип гуманистичности: ребёнок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности;
4. От простого к сложному – предполагает постепенное возрастание трудностей заданий в играх;
5. Безоценочность: при проведении всех игр необходимо исключить замечания, гораздо важнее и эффективнее поддерживать и поощрять каждого ребёнка;
6. Сотворчество детей и взрослого.
Основное правило моей работы с играми – никогда не отказывать в помощи, если у ребёнка что-то не получается, так как в противном случае может пропасть интерес к предлагаемым играм.
Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать её.
Из всего многообразия математического материала я отдаю предпочтение логико-математическим играм : «Танграм», «Колумбово яйцо», «Игры Воскобовича», «Блоки Дьениша», «Палочки Кьюзенера», «Волшебный круг», «Кубики и цвет», «Кубики для всех». Основное назначение игр - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур. В играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Из многообразия логико-математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки, задачи – шутки. Например: Два кольца, два конца, а посередине гвоздик (ножницы). Четыре братца под одной крышей живут (стол).
Назначение загадок и задач – шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработки умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Они могут быть использованы воспитателем в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими либо явлениями, то есть в том случае, когда создается необходимая ситуация.
С целью развития мышления детей используют различные виды логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск закономерностей, чисел, задачи типа матричных, на поиск недостающей в ряду фигуры (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры) и др., например: Какая из фигур здесь лишняя и почему? Какое число надо поставить в пустую клетку? Игра – «Четвертый лишний». Назначение логических задач и упражнений состоит в активации умственной деятельности ребят, в оживлении процесса обучения.
Игры на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться об ответе, проявляя при этом творчество.
Логико-математические игры я включаю в содержание непосредственно образовательную деятельность, как одной из средств реализации программных задач. Место этим играм в структуре непосредственно образовательной деятельности по математике определяется возрастом детей, целью, значением, содержанием, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. Я применяю логико-математические игры не только в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного, но и в начале занятия с целью ознакомления нового материала. В своей непосредственно образовательной деятельности я стараюсь поставить задачу не от своего имени, а от имени какого либо литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашки, Незнайки, мальчика Гео из Фиолетового леса). Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение логико-математических игр, задач и упражнений в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно, то есть предлагаю им лишь схемы или алгоритм выполнения занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, логическое мышление, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.
В детском саду в утреннее и вечернее время я организую, игры математического содержания (словесные и с использованием пособий, настольно – печатные, такие, как «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Лото», «Найди пару», игры в шашки. Эти игры помогают развитию у детей познавательных способностей, формированию интереса к действиям с числами, и геометрическими фигурами, величинами, решению задач. Таким образом, математические представления детей совершенствуются.
В группе я создала такие условия для математической деятельности ребенка, при которых дети проявляют свою самостоятельность при выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. Я сделала «Уголок занимательной математики» – это специально отведенное, математически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.
Организовать его можно, используя обычные предметы детской мебели : стол, шкаф, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям я предоставляю возможность выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.
Успех в работе по развитию детей может быть, достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Провела родительское собрание, где познакомила родителей с некоторыми играми В. В. Воскобовича, заинтересовала их значимостью развивающих игр. Родители приобрели игры в домашнюю игротеку. Для родителей разрабатываю «Памятку» по использованию игровых технологий. Приглашаю родителей на занятия. Провожу беседы.
Мой опыт работы позволяет сказать о позитивных результатах, которые показывают, что дети учатся мыслить, рассуждать, анализировать, сравнивать и обобщать. В каждой группе в конце учебного года проводится диагностическое тестирование, где видно, что развитие мышление не стоит на месте.