Приложение МААМ

Применение малых фольклорных жанров на занятиях по формированию элементарных математических представлений

ЕЛЕНА ФАДЕЕВА
Применение малых фольклорных жанров на занятиях по формированию элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций ; формирует настойчивость,терпение,творческий потенциал личности. Математика-один из наиболее трудных учебных предметов. Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков,а в приобщении детей к материалу,дающему пищу воображению,затрагивающему не только чисто интеллектуальную,но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать,что он сможет понять,усвоить не только частные понятия,но и общие закономерности. А главное, познатьрадость при преодолении трудностей. Следовательно, одной из наиболее важных задач педагогов ДОУ является развитие у ребёнка интереса к математике в дошкольном возрасте. Но детство невозможно представить без устного народного творчества-потешек,считалок,загадок. Поэтому приобщение к математике через использование фольклора поможет ребёнку быстрее и легче усваивать образовательную программу. Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребёнка, к тому же у народа существует огромное количество произведений устного народного творчества для малышей. Дело в том, что детская память избирательна. Ребёнок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если взрослые будут настаивать.

Публикация «Применение малых фольклорных жанров на занятиях по формированию элементарных математических представлений» размещена в разделах

Предоснову становления методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста как научной дисциплины всегда составляло устное народное творчество (сказки, считалки, загадки, шутки, и т. д.). В ходе их освоения дети не только овладевали пересчётом предметов, но и умением воспринимать и осознавать изменения, происходящие в окружающей их действительности (изменения цветовые, природные, пространственные, временные). Это обеспечивало естественное развитие у детей некоторых представлений, смекалки и сообразительности.

Выдающиеся отечественные педагоги К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, А. П. Усова, А. М. Леушина и другие неоднократно подчёркивали огромные возможности фольклорных форм как средства воспитания и обучения детей. Малые жанры фольклорной прозы-это сокровищница русской народной речи и народной мудрости. Эти маленькие поэтические произведения полны ярких образов, построенных нередко на прекрасных созвучиях и рифмах.

Это -явления и языка, и искусства, соприкосновение с которым очень важно уже с малых лет.

Загадка- «замысловатое иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания, даётся с цельб испытать сообразительность, развить наблюдательность к поэтической выдумке» :

1. Загадки, в которых есть слова, связанные с понятием числа и цифры:

Треугольная доска,

А на ней три волоска.

Волосок - тонкий,

Голосок звонкий.

(Балалайка) .

Один льёт,другой пьёт,

Третий зеленеет да растёт.

(Дождь, земля, растения) .

2. Загадки, в которых есть слова, связанные со сравнением величин, чисел:

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик-в роднике,

А широкий-в море.

(Река) .

3. Загадки, в которых есть слова, связанные с временными представлениями :

Солнце в небе высоко,

И до ночи далеко,

Коротка деревьев тень.

Что за время суток?

(День) .

Братьев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Попрощается последний-

Появляется передний.

(Дни недели) .

4. Загадки, в которых есть слова, связанные с пространственными представлениями :

Стоит копна посреди двора.

Спереди-вилы,сзади-метла.

(Корова) .

5. Загадки, в которых есть слова, связанные с формой предметов :

Эта форма у клубка,

У планеты, колобка,

Но сожми её, дружок,

И получится.

(Шар, круг) .

Использование загадок на занятиях по математическому развитию способствует не только знакомству, закреплению, конкретизации математических знаний, но и обогащению и активизации словаря.

Скороговорки также используются на занятиях по математическому развитию.

Опять пять ребят-нашли у пенька пять опят.

Шёл Ипат через пруд, зацепился за прут.

Упал в пруд Ипат, пропали пять лопат.

Можно использовать при знакомстве с цифрой 5.

Пословица-краткое изречение с назидательным смыслом.

Поговорка-выражение, образное преимущественно высказывание.

Используются с целью закрепления математических представлений и развития речи.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»,» Два сапога-пара», «Обещанного ри года ждут», «Семь раз отмерь-один отрежь», «Одно дерево срубишь-десять посади».

Интересные возможности представляет работа со считалками, т. е. короткими рифмованными стихами, применяемыми для распределения ролей в игре.

Раз, два, три, четыре,

Кто у нас живёт в квартире?

Папа, мама, брат, сестрёнка,

Кошка Мурка, два котёнка,

Мой щенок, сверчок и я-

Вот и вся моя семья!

Раз,два,три,четыре,пять,

Всех начну считать опять.

Мир детства невозможно представить без сказки. Особый интерес вызывают задачи,оформленные в виде сказок. В процессе решения задач закрепляются навыки счёта, представления о форме, цвете, величине и др.

Я Колобок, Колобок!

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от зайца ушёл,

Я от волка ушёл,

От медведя ушёл,

А от лисы не успел уйти.

Вопросы:

Сколько раз Колобок смог уйти?

Сколько раз Колобок не смог уйти?

Сколько зверей встретил Колобок?

Дошкольный возраст-это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как научиться правильно держать ручку, писать, считать, но и умению думать, творить. Устное народное творчество приносит радость приобщения к светлым мыслям, способствует не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах,геометрических фигурах и телах, но и развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности детей, тренировке памяти и внимания. Оно может широко использоваться в работе с дошкольниками как приём, побуждающий к приобретению знаний-при знакомстве с новым материалом ; как приём, обостряющий наблюдательность-при закреплении определённого знания,правила ; как игровой материал, отвечающий возрастным потребностям детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль малых фольклорных форм в жизни детей младшего возраста» Фольклор — это народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая.

Дидактический материал по формированию элементарных математических представлений для детей 3–4 летДидактический материал по формированию элементарных математических представлений для детей 3–4 лет «Собери неваляшку» Есть у нас одна игрушка Не машинка, не зверюшка. Положить нельзя милашку – Она зовется Неваляшка. Наша добрая и любимая.

Игровая деятельность детей в первой младшей группе с использованием малых жанров фольклора «В гости к нам пришли матрёшки»Игровая деятельность детей в первой младшей группе с использованием малых жанров фольклора «В гости к нам пришли матрёшки» Цель: Развивать интерес к игровым действиям взрослого и сверстников. Формировать умение играть вместе со сверстниками, выполнять знакомые.

Использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников. Консультация для воспитателей Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком родного.

Использование малых фольклорных жанров в трудовой деятельности старших дошкольников «Посадка черенков комнатных растений» Совместная трудовая деятельность в подготовительной группе из серии по теме: «Использование малых фольклорных жанров в трудовой деятельности.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений детей 5–6 лет «Пожарные учения» Цель: систематизация знаний о пожаре, пожарном. Задачи: обучающие: • расширять представление детей об опасных для человека ситуациях и.

Перспектива обновления системной работы по формированию элементарных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников В настоящее время одной из самых важных проблем современного общества является состояние здоровья народонаселения страны. Под ним подразумевается.

Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров Речь в жизни человека –наиважнейшая функция. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся,.

Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством малых жанров фольклора Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Роль малых фольклорных форм в приобщении дошкольников к истокам русской культуры СЛАЙД 1: Тема: Роль малых фольклорных форм в приобщении дошкольников к истокам русской национальной культуры СЛАЙД 2: В настоящее время.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение малых фольклорных жанров на занятиях по формированию элементарных математических представлений
Опубликовано: 6 декабря 2015 в 16:32
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение малых фольклорных жанров на занятиях по формированию элементарных математических представлений» (включая файлы) размещена пользователем ЕЛЕНА ФАДЕЕВА (УИ 395053) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД