Елена Беседина
Формирование сенсомоторной сферы детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование сенсомоторной сферы детей раннего возраста
Дошкольный период - это один из важных критических периодов развития. С самого рождения малыш сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в том числе игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно же, каждый ребёнок, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным и неполноценным. Полноценное сенсомоторное развитие осуществляется только в процессе воспитания.
Публикация «Формирование сенсомоторной сферы детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» декабрь 2021
Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. А все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсомоторное развитие является одной важной частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Ведь именно этот возраст является наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли, а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсомоторное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсомоторного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсомоторное развитие детей раннего возраста – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Сенсомоторика – взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности.
Целью сенсомоторной деятельности детей раннего возраста является обеспечение условий для развития сенсомоторных способностей детей.
Цель нашего центра – решение задач сенсомоторного воспитания детей раннего возраста в условиях детского сада с использованием современного интерактивного оборудования.
Задачи:
1. развивать и совершенствовать у детей раннего возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
2. развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения Согласно словарю, под термином "кинестетические ощущения" понимаются "сигналы, передаваемые имеющимися в мускулах, связках и суставах нервными окончаниями и возникающие при движении или напряжении тела; а также сенсорная информация, которую несут эти сигналы". Другими словами, это ваше ощущение собственного тела и его движений. Это такое же полноправное чувство, как и зрение, слух или осязание. От греч. kineo — двигаюсь и astheses — ощущение, микро и макромоторику;
3. повышать уровень компетентности по сенсомоторному развитию и воспитанию детей раннего возраста у педагогов.
Характерной особенностью организации образовательной деятельности по формированию у детей сенсомоторной культурной практики является систематизирование представлений о свойствах и качествах, которые являются основой — эталонами обследования любого предмета, доступность и практичность использования.
В связи с этим, учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, образовательная деятельность осуществляется по нескольким направлениям:
• усвоение сенсорных эталонов (формирование представления о цвете, форме, величине предметов
• развитие ощущений (активизация сенсорного восприятия посредством стимуляции анализаторов (зрительных, слуховых, осязательных, вкусовых, обонятельных) и пространственных ощущений)
• развитие крупной и мелкой моторики (развитие моторики рук; координации движений)
Эталонная система для детей дошкольного возраста включает в себя :
• Основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный, белый;
• Пять форм; круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
• Три величины; большая, средняя, маленькая.
В сенсорном развитии, так же как и в умственном, физическом развитии определены требования программы.
Требования программы по сенсорному воспитанию с 1, 6 до 2 лет:
• ориентироваться в 3-4 цветах, некоторые называть, подбирать по образцу;
• ориентироваться в трех и более контрастных величинах (собирать трехместную матрешку и другие вкладыши после показа);
• собирать пирамидку по убыванию размера из четырех (пяти) колец контрастных величин;
• соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске);
• в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии, называть то, что рисует.
Требования программы по сенсорному воспитанию детей с 2 до 3 лет
• ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу
• ориентироваться в трех и более контрастных величинах
• собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины
• соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске)
• составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков
• различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма)
• ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник)
• сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине
• выделять формы предметов, обводя их по контуру то одной, то другой рукой
• в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии
Чтобы помочь малышу лучше овладеть своими движениями и сенсорными знаниями, важно создать активную подготовительную среду, способствующую развитию координации, совершенствованию двигательных навыков и освоению сенсорных эталонов. Многочисленные исследования (Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина и др.) показывают, что прежде всего это действия с предметами (подбор предметов в пары и др., продуктивные действия (простейшие постройки из кубиков и др., упражнения и дидактические игры. В современной системе сенсомоторного воспитания определённое место отводится занятиям, которые проводятся в форме организованных дидактических игр. На занятиях такого рода сенсорные и двигательные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребёнка, усвоение знаний и формирование умений происходит в ходе интересных игровых действий.
Игра – универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка. Она приносит в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях.
Классификация игр, необходимых для развития детей дошкольного возраста :
Сенсорные игры. Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы : зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища».
Моторные игры (бег, прыжки, лазание). Не всем родителям нравится, когда ребенок бегает по квартире, залезает на высокие предметы. Безусловно, прежде всего надо подумать о безопасности ребенка, но не стоит запрещать ему активно двигаться.
Задача педагогов в детских учреждениях заключается в организации игрового места для детей, насыщении его такими предметами, игрушками, играя с которыми малыш развивает движения, учится понимать их свойства – величину, форму, а затем цвет, так как правильно подобранный дидактический материал, игрушки привлекают внимание малыша к свойствам предметов. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.
Очень важной частью развития сенсомоторных способностей являются «пальчиковые игры». «Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая» и другие пальчиковые игры. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Трехлетние малыши осваивают игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая — кошку, вбегающую в этот домик. Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом — мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д. Пальчиковые игры - это упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, снижение физической усталости, массаж «активных точек» на пальцах и ладонях.
Оптимальный вариант развития мелкой моторики – использование физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением обладают рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.
Для развития ручной умелости, а так же детского творчества, артистизма у детей используются различные виды инсценирования, в которых принимают участие все дети. Игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых : пальчиковый театр, «Театр рукавичек», театр теней и т. д. В этих инсценировках (где действуют пальцы и руки) большие возможности для развития ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи.
Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, сочетающаяся в том числе с навыками самообслуживания, которая также способствует развитию мелкой моторики:
• рисование пальцами, кистью, кусочком ваты и т. д. ;
• лепка из глины, пластилина, теста;
• игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором;
• застёгивание и расстегивание пуговиц;
• всевозможные шнуровки;
• нанизывание колец на тесьму;
• вырезание
• аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
• конструирование из бумаги (оригами);
• макраме (плетение из ниток, веревок);
• собирание пазлов;
• сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, крупы, ракушки, разных по величине, форме, материалу.
• использование массажных мячей
• «Шариковые» ванны»
• «Осязательные ванны»
• тактильные панно
• «Сенсорная тропа для ног»
• самомассаж
• игры с водой, песком
• дидактические игры
• подвижные игры
Сенсомоторное развитие ребёнка происходит в ходе специальных игр-занятий, в процессе дидактических игр и упражнений, в продуктивных видах деятельности (аппликация, рисование, лепка, конструирование, моделирование, в процессе труда в природе, в повседневной жизни детей : игре, на прогулке, в быту, в процессе практических действий с предметами и наблюдений. Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: к старшему дошкольному возрасту у ребёнка не должно быть затруднений в застёгивании пуговиц, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и др. Важно и посильное участие детей в домашних делах : сервировке стола, уборке помещения и т. п. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев руки. Наиболее эффективными являются те виды деятельности, которые выдвигают перед восприятием ребенка все более сложные задачи и создают условия, способствующие усвоению сенсорных эталонов.
Таким образом, можно сделать вывод, что для сенсомоторного развития необходимо руководство со стороны взрослого, который включает ребенка в деятельность и формирует действие и восприятие:
• выделяет эталоны словом; слово обобщает, т. е. вносит то, что дает
чувственный опыт, и что сам ребенок не может выделить в предмете, явлении.
• учит обследовать объект по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств.
Осваивая под руководством взрослых эталонные значения качеств на основе предшествующего собственного сенсорного опыта, ребенок поднимается на новый, более высокий уровень знаний — обобщенных, систематизированных.
Знание эталонов позволяет ребенку анализировать действительность, самостоятельно видеть знакомое в незнакомом и выделять особенности незнакомого, накапливать новый сенсорный и двигательный опыт. Ребенок становится более самостоятельным в познании и деятельности.
Список использованной литературы:
1. Венгер Л. А, Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка :
книга для воспитателей детского сада. - М. : Просвещение, 1998 .- 144 с.
2. Гербова В. В., Казакова Р. Г., Кононова И. М. и др. ; Воспитание и развитие детей раннего возраста : Пособие для воспитателя дет. сада - М. : Просвещение, 2000. – 224 с.
3. Гризик Т. И. Ловкие пальчики. - М: Просвещение, 2007.- 54 с.
4. Дворова И. В., Рожков О. П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни. - МПСИ Модэк, 2007.
5. Краснощёкова Н. В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. Игры, упражнения, тесты. - Ростов н/ Д: Феникс, 2007.
6. Павлова Л. Н., Волосова Е. Б., Пилюгина Э. Г. Раннее детство : познавательное развитие. Метод. пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2002.
7. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша : Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста.
-М. : Просвещение, 1996. – 112 с.
8. Поддъякова Н. Н., Аванесова В. Н. Сенсорное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей. – М. : Просвещение, 2001. – 192 с.