Надежда Бухлаева
Консультация «Создание условий для повышения результативности обучения татарскому языку в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Малыш» пос. КИМ»
Спасского муниципального района Республики Татарстан
Создание условий для повышения результативности обучения татарскому языку в ДОУ
(районный семинар для педагогов дошкольных образовательных учреждений)
Составила: Бухлаева Н. Ю. воспитатель МБДОУ
17.10. 2017 г.
Публикация «Консультация „Создание условий для повышения результативности обучения татарскому языку в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Республика Татарстан
- Татарский язык. Материалы для изучения татарского языка
- Темочки
В современных условиях развития общества Республики Татарстан татарский язык становится обязательным компонентом обучения не только в школе, но и в дошкольных образовательных учреждениях. Раннее обучение татарскому языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию Республики Татарстан, уважение к языку и культуре народа, способствует развитию коммуникативно-речевого такта.
В условиях новой языковой ситуации в республике формирование человека происходит под влиянием двух национальных культур, традиций, двух систем этических норм речевого поведения. Хорошее владение двумя государственными языками как средством общения – веление сегодняшнего дня: оно необходимо для успешной учёбы, и нравственного становления детей дошкольного возраста. Бесспорным является положительное влияние двуязычия на развитие памяти, умение понимать, анализировать и обсуждать явления языка. Дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным периодом для начала обучения второму языку. Детям младшего возраста всё интересно, их можно вовлечь в любую игру, заинтересовать, показав обычную куклу и плюшевого мишку. Важно чтобы дети изучали, знали и уважали язык, на котором говорят сами, их близкие, друзья и знакомые.
Изучение татарского языка в дошкольном учреждении может быть успешно реализовано в том случае, если язык будет выступать не только в качестве предмета изучения, но, и будет регулярно, активно использоваться детьми в их повседневной жизни и деятельности. Воспитателю следует помнить, что дети дошкольного возраста, изучающие татарский (русский) язык, осваивают его в условиях искусственно созданной языковой среды. Языковая среда должна иметь развивающий характер. Научиться говорить на татарском (русском) языке – это не только выучить слова и выражения, но и научиться жить в другом культурном пространстве. Изучение другого языка – это и знакомство с другой культурой, с праздниками и обычаями другого народа, сказками, детскими играми и фольклором. Таким образом, следует уточнить понятие языковой среды, добавив слово культурная. Такая среда не только сообщает детям новые знания, но и помогает им лучше узнать свою культуру, так как процесс обучения проходит в сравнении.
Одним из основных средств создания языковой среды выступает речевая деятельность на татарском языке взрослых в дошкольном учреждении. Обучающий характер должен проявляться не только в специальных учебных речевых ситуациях на занятиях, но и в процессе различных видов детской деятельности и в режимных моментах. Такие естественно возникающие диалоги являются моделью речевого поведения для детей и образцом для подражания.
Исходя из целей обучения русскоязычных детей татарскому языку, необходимо учитывать, что языковая среда должна иметь, прежде всего, развивающий характер. Все методические приёмы, средства обучения, наглядный и раздаточный материал, используемые пособия и оборудование должны создавать и поддерживать развивающий и обучающий характер иноязычной среды. Понятие языковой развивающей среды включает как языковую среду, так и предметно-развивающую среду ребёнка.
Предметная среда привлекает ребёнка, вызывает его интерес к языку. Роль предметной среды в ДОУ очень велика, т. к. ребёнок находится с ней в постоянном контакте. Ребёнок знает, что он может подойти, посмотреть, взять в руки то, что ему нужно, вызывает его интерес. В связи с этим стимулируется реальное общение на татарском языке в рамках предметной среды.
Основной задачей изучения татарского языка является формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме.
В процессе обучения дети должны : научиться воспринимать и понимать татарскую речь на слух и говорить по-татарски в пределах доступной им тематики, усвоенных слов, грамматических форм, синтаксических конструкций и несложных образцов связной речи.
Весь курс обучения татарскому языку призван способствовать формированию у детей навыков общения в ситуациях, естественных для детей дошкольного возраста.
По окончании обучения дети должны :
- в аудировании: понимать и выполнять просьбы воспитателя, относящиеся к ведению занятий, организация различных форм игровой и обслуживающей деятельности в соответствии с тематикой речевых ситуаций определенных для каждого возраста, а также понимать на слух речь воспитателя в учебно-игровых ситуациях;
- в говорении: уметь отвечать на вопросы, формировать просьбы, обращаться к воспитателю и своим товарищам в пределах примерных ситуаций общения, а также уметь высказываться в соответствии с игровой ситуацией в объеме 1-2 фраз, уметь использовать считалки, рифмовки, уметь составить простой рассказ, знать потешки, стихотворения, песни.
Процесс обучения татарскому языку в детском саду представляет собой совместную деятельность воспитателя и детей.
Задача воспитателя:
- сделать все возможное, чтобы заинтересовать и поддерживать интерес ребенка на протяжении всех лет обучения, путем использования естественной среды и путем создания искусственной языковой среды и разнообразия коммуникативных задач.
Каждое занятие должно быть праздником для детей – праздником общения на татарском языке с воспитателем, друг с другом, со сказочными персонажами. Этому призваны помочь: интересный сюжет занятия, разнообразные пальчиковые, подвижные, дидактические игры, музыка, варьирование приемов и средств обучения.
Обучение говорению и аудированию осуществляется только в общении, которое протекает в форме диалога воспитателя с ребенком, диалога детей с игрушками по ходу игры, со сказочными персонажами и т. д.
Все речевые образцы, предназначенные для говорения и аудирования, вводятся в игровых ситуациях, в ситуациях каждодневного общения.
Обучение диалогической речи направлено на развитие умений задавать вопросы и отвечать на них, выражать согласие и несогласие.
Дети 4-5 лет друг другу вопросы не задают, только отвечают на вопросы взрослых: “Бу кем? - Это кто?”, “Бу нрс? - Это что?”, “Кем юк? - Кого нет?”, “Нрс юк? - Чего нет?”, “Нич? - Сколько?”, но должны уметь спрашивать: Хллр ничек? – Как дела?
Дети 5-6 лет друг другу задают и отвечают на вопросы: «Нинди? – Какой?», «Нич? – Сколько?», «Нрс кирк? – Что надо?», «Хллр ничек? – Как дела?». Диалоги строятся между воспитателями и детьми, между детьми.
Дети 6 -7 лет должны уметь задавать друг другу вопросы: «Нинди? – Какой?», «Нич? – Сколько?», «Нрс кирк? – Что надо?», «Хллр ничек? – Как дела?», «Син кем? – Ты кто?», «Бу кем? – Это кто?», «Бу нрс? – Это что?», «Кая барасы? – Куда идешь?», «Нишли? - Что делает?», «Нишлисе? – Что делаешь?», «Син нишлисе? – Что ты делаешь?» и отвечать на них.
Обучение строится преимущественно с опорой на наглядность: игрушки, картинки, изображение действий, жесты, мимика. Словарный запас включает лексику по темам, хорошо известным детям в их повседневной жизни («Игрушки», «Семья», «Продукты» и т. д.).
Лексика вводится постепенно небольшими тематическими группами и отрабатывается в различных играх.
Важным является соблюдение этапности речевых навыков и умений. Ребенок воспринимает новое языковое явление, воспроизводит под руководством воспитателя, включает это языковое явление в свою речь в процессе игр, заданий, речевых упражнений.
Все педагоги используют разнообразные формы, методы и приёмы закрепления знаний детей, полученных из занятиях по обучению детей татарскому языку – это дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые, в том числе авторские игры, диалоги, все виды театров, чтение художественной литературы.
Воспитательно-образовательный процесс обучения детей татарскому языку организуется в нашем дошкольном учреждении следующими способами:
1. Ведётся специальное обучение в форме образовательной деятельности 3 раза в неделю, третья деятельность проводится совместно с воспитателем старшей группы (это мы практиковали до сокращения). Здесь воспитатель вместе с детьми учат слова, слышат правильное произношение, закрепляют речевой материал, выявляют детей, с которыми надо заниматься индивидуально. Воспитатель по обучению детей татарскому языку даёт новые знания – слова, диалоги. Воспитатель в режимных моментах, в игровой форме всё закрепляет, направляя детей на общение, увеличивая словарный запас в течение всего дня – во время одевания, игр и прогулок. Закрепление изученного во время Образовательной Деятельности материала в группе происходит в различных видах детской деятельности: учебной, игровой, творческой. Включение различных видов деятельности /лепки, аппликации, рисования, пения и др. / способствует более прочному усвоению материала. Если для формирования языковой среды в первой половине дня воспитатель активно применяет во время ОД наглядно-демонстративные и аудиоматериалы, то во второй половине дня при совместной деятельности воспитателя с детьми пользуется дидактическими, словесными и сюжетными играми. В каждой подгруппе осуществляется своевременная замена информации в уголках «Говорим по-татарски» для родителей.
2. В режимных моментах, в ходе свободных игр, в непосредственном общении с детьми коммуникативно вводятся и ситуативно активизируются речевые конструкции разговорной речи. Эту работу проводит воспитатель группы. Для этого используются памятки и словарики. Закрепляются знания детей в режимные моменты:
- при одевании на улицу:
- Клмк сал!
- М, чалбар ки.
- перед едой ребёнок объявляет меню. В начале, воспитатель говорит на русском языке «Доброе утро! Сегодня у нас на завтрак» и перечисляет – аш, ботка, ипи, чй, алма, ст.
- перед сном:
- Балалар, йоклагыз!
- Мин йоклыйм.
3. Индивидуально, с малой группой, с подгруппой, со всей группой ведутся беседы по мультимедийным играм, иллюстрированным книгам, просмотренным мультфильмам, рассматривают игрушки, играют в настольные игры, разработанные и изготовленные воспитателем.
4. Детям показываем спектакли кукольного театра, играем в подвижные игры на татарском языке.
5. Использование дидактических, словесных, и сюжетных игр по УМК в режимных моментах позволяет повысить качество обучения, способствует лучшему усвоению программного материала, дает возможность усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материал в игровой форме, способствует лучшему усвоению программного материала при индивидуальной работе воспитателя с детьми, поддерживая интерес к татарскому языку. Играя, дети повторяют пройденный материал, общаются с воспитателем на татарском языке.
Разработанные по УМК дидактические игры помогают закрепить речевой материал в игровой форме, способствуют лучшему усвоению программного материала при индивидуальной работе воспитателя с детьми.
Мы с детьми играем в дидактические игры - «Бу кем?» - «Кто это?» - «Тыла, крст, кабатла» - «Слушай, покажи, повтори», «Нрс кирк?», «Син нишлисе?», «Телефоннан сйлшбез», «Командир» закрепляя произношение слов и активизируя словарный запас.
Использование словесных игр даёт возможность ребенку усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материал в игровой форме.
Например: словесная игра «Бир ле?» – «Дай, пожалуйста?»
Трбияче: Даша, курчак бир ле?
Даша: м.
Трбияче: рхмт.
В игровых уголках размещены тематические картинки которые помогают воспитателям и детям запоминать и повторять слова и выражения. С детьми играем в сюжетно-ролевые игры: «Магазин игрушек», «Столовая», «День рождения».
6. На занятиях используем наглядный материал, игрушки, различные предметы, много внимания уделяем прослушиванию, используя для этого диски, с записями диалогов, игр, песен по темам; анимационные сюжеты. Воспитатель в группе также используют эти диски, для того, чтобы дети слышали правильное произношение татарских слов и выражений.
7. Реализовываем знание языка на праздниках : привлекаем детей к чтению стихотворений, показу инсценировок, пению песен на татарском языке.
Работа педагога направлена на воспитание интереса к овладению татарским языком, развитию активной и пассивной речи. В группе создан национальный уголок, где сосредоточен материал по национально-региональному компоненту и УМК для работы воспитателя с детьми.
В процессе работы используем приёмы, обеспечивающие более эффективное усвоение детьми татарского языка. Прежде всего, обращаем внимание на повторение материала и осознанное восприятие его. Дети обязательно должны понимать, о чем они говорят.
В целом методика обучения второму языку построена на принципах игры, сказки, воображения, фантазии, сравнения, соединения действия со словом, многократного повторения и обыгрывания всех изучаемых моментов. Таким образом, знания, полученные в процессе обучения татарскому языку, дети постоянно реализуют на практике.
Я благодарна всем воспитателям, которые относятся к изучению татарского языка ответственно и с пониманием.
Спасибо за внимание!