Галина Игошина
Создание благоприятных условий для формирования физической культуры личности
▼ Скачать + Заказать документы
1. Введение
В ФГОС ДО сформулированы и требования по взаимодействию Организации с родителями.
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) много внимания уделяется сотрудничеству дошкольной организации семьёй. ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Публикация «Создание благоприятных условий для формирования физической культуры личности» размещена в разделах
Одним из принципов построения ФГОС ДО является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей.
Среди задач, решаемых ФГОС ДО, – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, Общества. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
В связи с эти актуальным представляется изучение мнения родительской общественности по проблемам физического воспитания детей.
2. Организация исследования
В сентябре 2015 года на базе ДОУ №66 было организовано и проведено исследование на тему «Создание благоприятных условий формирования физической культуры личности». Особенность данного учреждения состоит в том, что ДОУ№ 66 сад комбинированного вида, в котором 4 речевые группы. Исследование проводилось как в группах нормы, так и в логопедических группах. Возрастная категория, принявших участие в анкетировании, старшая и подготовительные группы.
Был проведен опрос родителей по проблеме физического воспитания детей дошкольного возраста. В опросе приняли участие 23. родителя, детей старшей/подготовительной групп. Для опроса использовалась анкета, составленная кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры теоретических основ физической культуры спортивного факультета КемГУ Минникаевой Натальей Викторовной. Возраст воспитанников 5-6 лет.
3. Результаты исследования
1. Возраст воспитанников 5-6 лет.
В результате проведенных исследований можно сказать:
2. Занятия физической культурой и спортом эффективно влияют на здоровье ребенка. С этим согласились 100% родителей, принявшие участие в анкетном опросе.
Систематическое выполнение физических упражнений – один из способов достижения человеком гармонии. Регулярные занятия физкультурой, которые рационально входят в режим труда и отдыха, способствуют укреплению здоровья. Однако, не все двигательные действия, выполняемые в быту и процессе работы, являются физическими упражнениями. Ими могут быть только движения, специально подбираемые для воздействия на различные органы и системы, развития физических качеств, коррекции дефектов телосложения. Физические упражнения окажут положительное воздействие, если при занятиях будут соблюдаться определенные правила. Необходимо следить за состоянием здоровья для того, чтобы не причинить ребенку вреда, занимаясь физическими упражнениями. Не следует заниматься сразу после болезни. Нужно выдержать определенный период, чтобы функции организма восстановились, - только тогда физкультура принесет пользу.
3. На третий вопрос анкеты 61% поддерживают в семье здоровый образ жизни: занимаются с ребенком вместе физкультурой, ходят в бассейн, в походы, в различные секции.
39% не поддерживают в семье здоровый образ жизни.
4. Во многих семьях есть спортивный инвентарь. Самым распространенным является мяч – 40%, скакалки – 25%, ролики – 20%, обруч – 5%, велосипеды – 10%.
Редко встречается наличие шведской стенки, турников, велотренажеров, беговой дорожки. Нужно обратить внимание, что редко встречаемый спортивный инвентарь дорогостоящий и не каждая семья может его приобрести.
5. 70% детей не посещают спортивные секции, только 30% - посещают.
6. В чем причина? У многих родителей нет времени. Так как в современном мире нужно трудиться и зарабатывать деньги, чтобы прокормить семью. Во многих секциях принимают детей только с 7 лет.
У многих родителей финансовые затруднения. Кто-то еще не определился, чем именно хотят заниматься.
Заниматься в основном хотят гимнастикой, так как это основа всех видов спорта, ходить в бассейн, заниматься спортивными танцами, карате.
9 родителей не ответили, какая все-таки причина в том, что дети не посещают секции. 1 родитель ничем не интересуется.
7. 92% родителей ответили, что занятия физической культурой в детском саду должны быть ежедневными, 8% - против.
8. 100% родителей хотят, чтобы в детском саду во вторую половину дня была организована работа спортивной секции, для того, чтобы ребенок там занимался.
Это говорит о том, что родители хотят, чтобы их ребенок был здоров, находился в безопасной обстановке и получал удовольствие от жизни, добиваться поставленных целей и меньше тратить времени на хождение в какую-нибудь секцию. На это нужно время и средства.
9. Многие родители детского сада хотят, чтобы их дети занимались спортом: - спортивная гимнастика 50%;
- оздоровительная физкультура 15%;
- легкая атлетика 20%;
- бассейн – 5%.
10. Очень радует, что наши современные дети мало болеют. 66% не
болеют, 34 % болеют (бронхит, ОРВИ, ангина, ОРЗ).
А здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.
Как только дети начинают посещать детский сад – жизнь для них изменяется. Социальные и культурные нормы, с которыми они знакомятся, могут оказать мощное воздействие на принимаемые ими решения, повлиять на их физическое и психическое здоровье.
Проблема здоровья подрастающего поколения дошкольников – одна из важнейших в жизни современного общества. Как добиться того, чтобы ребенок был здоров, что нужно делать до этого, какие меры принять. В решении этого вопроса педагоги должны прийти к единому мнению: привлечение детей к активному образу жизни, их участие в подвижных играх и спортивных соревнованиях помогает развивать у них позитивное отношение к здоровой жизни. Ведь физиологическое определение здоровья ребенка - это динамические и вместе с тем устойчивые к патологическим и экстремальным воздействиям детского организма.
11. Игра - ведущий вид деятельности дошкольника. Основные виды игры - сюжетно-ролевые. Дети 5-6 лет любят играть: девочки в куклы, мальчики в солдатики, идет процесс формирования семьи. В эти игры играют 30% детей.
В возрасте 5-6 лет дети очень любят рисовать (40%, тем самым они познают мир. Многие дети увлекаются лего, конструированием, пазлами, кубиками.
Педагоги должны прививать детям подвижные игры. Подвижные игры - это незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развитие мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры создаются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся двигательных навыках, но и совершенствование и формирование качеств личности.
12. 65% родителей считают, что их ребенок получает достаточный объем двигательной активности в течение дня. 35% считают недостаточным двигательной активности. Современные образовательные программы и требования к содержанию и методам работы, осуществляемые в ДОУ, нацеливают педагогов на формирование широкой двигательной культуры дошкольников, использование на физкультурных занятиях и повседневной жизни разнообразных физических упражнений, воспитания у дошкольников интереса к двигательной деятельности.
13. 35% родителей считают своих детей гиперактивными. Отсюда следует, что эти дети на физических занятиях могут быть невнимательными, плохо запоминают новый материал, часто отвлекаются, погружены в свои мысли, мешают своим сверстникам.
30% считают своих детей очень эмоциональными. С одной стороны это помогает на выступлениях перед родителями. С другой стороны это минус. Такие дети часто обижаются на замечания, плаксивы, недружелюбны к другим детям. 15% - дети спокойные. Спокойный ребенок непредсказуемый в своем поведении и своих эмоциях. Часто у него происходят внутренние переживания.
25% - это дети в меру эмоциональные, эмоциональные и малоэмоциональные.
14. Занятия физкультурой и спортом положительно влияют на психоэмоциональное состояние ребенка. 65% родителей положительно ответили на этот вопрос. 34% возможно, 1% против.
Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка, формирует навыки будущего поведения в обществе. Основные условия такого формирования следующие :
- воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий;
- развитие воображения в процессе освоения двигательных действий;
- создание условий для творчества и преобладания положительных эмоций на физкультурных занятиях;
- создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.
4. Заключение
В современном мире многие дети страдают от гиподинамии.
Дети имеют проблемы с позвоночником, увеличился процент детей с нарушением осанки, плоскостопием. Научно-технический прогресс является основной причиной снижения двигательной активности (компьютер, планшет, сотовый телефон). Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные функции организма. Гигиенисты и врачи утверждают: без движения ребенок не может вырасти здоровым. Движение - это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами.
Движение - это и эффективное лечебное средство.
По мнению психологов, маленький ребенок - деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещения в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений - один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте.
Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движение - важное средство воспитания. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движения - первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка, а у более старших детей - форма проявления этих важных качеств.
Игры с движениями дают детям яркие мгновения чудесного человеческого общения, развивают опыт поведения. Ощущение умения красиво двигаться приносит истинную радость и эстетическое удовольствие. Поэтому занятия физической культурой и спортом эффективно влияют на здоровье ребенка, формируют его психику, способности, жизненную, физическую активность, т. е. создают фундамент настоящего и будущего здоровья детей, их гармонического физического развития.