Елена Ермакова
Создание специальных образовательных условий для детей с речевой патологией
▼ Скачать + Заказать документы
В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья следует рассматривать создание специальных образовательных условий.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Публикация «Создание специальных образовательных условий для детей с речевой патологией» размещена в разделах
Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития, в том числе и с тяжелыми нарушениями речи. Главным в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психофизических возможностей.
Процесс индивидуализации образования требует особой организации образовательно-воспитательной среды.
Основными механизмами достижения максимальной доступности и индивидуализации образования являются : проектирование образовательного процесса в каждой образовательной организации и индивидуальных образовательных маршрутов (адаптированных образовательных программ) обучающихся и воспитанников с особыми образовательными потребностями.
Алгоритм создания специальных образовательных условий :
1. Получение медицинского заключения с рекомендациями по организации образовательного процесса.
2. Комплексное психолого-медико- педагогическое обследование на ТПМПК, получение заключения и рекомендаций.
3. Определение ПМПк ОУ характера, продолжительности и эффективности создания специальных условий.
4. Составление программы коррекционной работы.
5. Выстраивание системы оптимального взаимодействия специалистов образовательного учреждения.
Важнейшей стороной развития ребенка является овладение языком как средством общения, мышления и регуляции поведения. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей (Выготский Л. С., Гвоздев А. Н., Левина Р. Е., Леонтьев А. А., Филичева Т. Б., Флерина Е. А. и др.).
Значительная роль в процессе зарождения речи не только генетических возможностей ребенка (его биологических особенностей, но и факторов внешнего воздействия, проявляемых в общении со взрослыми [4].
Для детей с речевой патологией типичными являются значительные внутригрупповые различия по уровню речевого развития. Одни расстройства речи могут быть резко выраженными, охватывающими все компоненты языковой системы. Другие проявляются ограниченно и в минимальной степени (например, в недостатках произношения отдельных звуков). Они, как правило, не влияют на речевую деятельность в целом. Однако у значительной части детей отмечаются особенности речевого поведения – незаинтересованность в вербальном контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, а в случае выраженных речевых расстройств – негативизм и значительные трудности речевой коммуникации.
Социальное развитие большинства детей с патологией речи происходит неполноценно в связи с недостаточным освоением способов речевого поведения, неумением выбирать коммуникативные стратегии и тактики решения проблемных ситуаций.
Таким образом, речевая патология у детей не только вызывает коммуникативные трудности, но и является причиной школьной и социальной дезадаптации.
Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи - дети с выраженными речевыми (языковыми, коммуникативными) расстройствами – представляют собой разнородную группу не только по степени выраженности речевого дефекта, но и по механизму его возникновения, уровню общего и речевого развития, наличию (отсутствию) сопутствующих нарушений.
Этиология речевой патологии может быть различна и соответственно этому будет различна структура аномальных проявлений.
Психолого-педагогическая характеристика развития ребенка с нарушениями речи существенно отличается от характеристики нормально развивающегося ребенка.
Приоритетным направлением деятельности по реализации права на образование детей с ОВЗ (в том числе и с тяжелыми нарушениями речи) является «выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми, имеющими такие нарушения, на максимально раннем этапе. Своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения на ступени начального общего образования и, таким образом, подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении [2]».
Правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста требуют всестороннего обследования их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей и социального развития [10].
При изучении детей должны быть учтены следующие принципы: онтогенический, этиопатогенический (учет ведущей возрастной деятельности, взаимосвязь речевого и общего психического развития [9].
В процессе изучения необходимо выявить объем речевых навыков у ребенка с речевой аномалией, сопоставить его с возрастными нормативами, а также с уровнем психического развития, определить соотношение дефекта и компенсаторного фона, речевой и коммуникативной активности и других видов психической деятельности [10].
При выявлении речевых дефектов необходимо проанализировать взаимодействие между процессом овладения звуковой стороной речи развитием лексического запаса и грамматического строя. Не менее важно также определить соотношение развития экспрессивной и импрессивной речи ребенка, выявить компенсаторную роль сохраненных звеньев речевой функции, сопоставить уровень развития языковых средств с их активным использованием в речевом общении.
По результатам диагностики определяются формы и методы коррекционно-развивающей работы [10].
Основными задачами логопедической работы являются:
- осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей;
- предупреждение нарушений устной и письменной речи;
- развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи;
-воспитание стремления детей преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде;
-совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника и школьника;
-пропаганда логопедических занятий среди педагогов, родителей (лиц их замещающих) и воспитанников;
-возможность интегрировать воспитание и обучение в обычной группе (классе) с получением специализированной помощи в развитии речи.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями речи проводится по нескольким направлениям:
- всесторонняя коррекция речи (звукопроизносительной стороны, слоговой структуры, лексико-грамматической и др.);
- развитие неречевых процессов;
- формирование личности ребенка в целом.
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, относятся:
• выявление детей группы риска и оказание логопедической помощи на раннем этапе речевого развития;
• организация обязательной логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в школе; преемственность содержания и методов дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию и преодоление отклонений речевого и личностного развития;
• получение образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, в соответствии с образовательными возможностями обучающегося и степенью выраженности речевой патологии;
• непрерывность реализуемого коррекционно-развивающего процесса;
• создание условий, нормализующих или компенсирующих состояние психических функций, на основе комплексного подхода при обследовании детей и коррекции речевых нарушений;
• осуществление комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения семьи, формирование партнерских отношений с целью активного включения родителей в коррекционно-развивающую работу с ребенком;
• возможность адаптации образовательной программы с учетом необходимости коррекции речевой патологии и оптимизации коммуникативных навыков обучающегося;
• обеспечение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации дефекта, нормализации соматического здоровья;
• индивидуальный темп обучения, расширение или сокращение содержания отдельных образовательных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий в процессе обучения для разных категорий обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;
• проведение постоянного мониторинга результативности обучения и сформированности жизненной компетенции обучающегося, уровня и динамики речевого развития;
• применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за речью;
• возможность обучения на дому (дистанционно) при наличии медицинских показаний;
• расширение образовательного пространства, увеличение социальных контактов с целью профилактики и коррекции социальной и школьной дезадаптации; обучение применению коммуникативных навыков.
Социализация детей с ОВЗ будет наиболее успешной при создании следующих условий :
• комплексный подход к решению проблем, возникающих в процессе коррекционно-развивающей работы и социальной адаптации детей;
• взаимодействие специалистов, педагогов, родителей;
• организация психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ;
• стимулирование заинтересованности ребенка;
• обеспечение ребенка условиями для принятия оптимального решения;
• организация содержательной деятельности, направленной на развитие социальных качеств личности.
Таким образом, логопедическое воздействие обеспечивает образовательный процесс и максимальную социальную адаптацию детей, имеющих речевую патологию, путем развития познавательной деятельности, коррекции речевых нарушений и формирования речи как средства коммуникации.
Литература:
1. Волосовец Т. В. «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.» М., 2002г.
2. Зеленкова Т. В., Селезнева Е. В., Солдатов Д. В., Солдатова С. В. «Методические рекомендации по созданию инновационных организационных форм по обеспечению детей с ограниченными возможностями здоровья психолого-педагогической коррекционной поддержкой при обучении в Московской области». – Орехово-Зуево: МГОГИ, 2014. – 194 с. УДК 373.2
3. Методические материалы по обеспечению психолого- педагогической поддержки и коррекционной работы при обучении детей с ограниченными возможностями г. Орехово-Зуево: МГОГИ, 2014 г. -180с
4. Назарова Е. В. «Формирование лексико-грамматической организации речевого высказывания у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи» Дис…канд. пед. наук, М., 2000г.
5. «Современные тенденции образования детей с ограниченными возможностями здоровья» : материалы науч. -практ. Конф. 10-13 мая 2011г. - М. :ГОУ Пед. акад., 2011г. -260с / статья М. Ю. Криворотовой «Особенности работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»; с. 13-14.
6. Туманова Т. В. «Особенности формирования словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи» Автореф. Дис. Канд. пед. наук, М., 1997г.
7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
8. Филичева Т. Б. «Особенности речевого развития дошкольников» «Дети с проблемами в развитии»№1, Спб., 2004г.
9. Филичева Т. Б., Чиркина Т. В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», М., 2004г.
10. Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. «Логопедическая работа с дошкольниками», М., 2003г.