МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Создание условий для развития речи детей»

Наталья Александровна Савельева
Консультация для воспитателей «Создание условий для развития речи детей»
▼ Скачать +Заказ

«Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» выдвигают в качестве основной цели педагогической работы – развитие каждого ребенка.

Познавательно-речевое направление может рассматриваться как основа для полноценного развития личности каждого малыша. (№2) Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, при планировании и обсуждении рисунка, наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе. Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствуют о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.

Публикация «Консультация для воспитателей „Создание условий для развития речи детей“» размещена в разделах

(№3) На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

(№4) Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.

(№5) Важнейшими задачами познавательно-речевого развития являются :

1. Развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями).

2. Формирование целостной картины мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта.

3. Сенсорное развитие.

4. Формирования способности к активной умственной деятельности.

5. Знакомство с родным языком.

6. Становление речи.

Решаемые задачи:

(№6)

1. Совершенствование диалогической речи, ее грамматической стороны.

2. Расширение и активизация словарного запаса детей.

3. Развитие выразительности речи, с использованием вербальных и невербальных средств.

Создание условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает : обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ; целенаправленную работу воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности; повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников; создание дополнительных услуг по развитию речи детей; изучение состояния устной речи детей; участие родителей в речевом воспитании детей.

В дошкольной педагогике под развивающей средой понимается естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная, разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В этой среде возможно включение в активную познавательно - творческую деятельность детей группы.

(№7) Большую роль в развитии речи детей играет речевая среда. Это связано с тем, что именно в данном возрасте отмечается рост критического отношения ребенка к речи окружающих (особенно к произношению звуков и слов); у детей появляется способность контролировать собственную речь. Исходя из всего сказанного, важно, чтобы:

• в окружении детей звучала чистая, правильная, грамотная, культурная и богатая речь;

• детям много выразительно читали;

• дети имели возможность прослушивать записи художественных произведений в исполнении профессиональных чтецов;

• окружающие взрослые умели тактично исправлять речевые ошибки и неточности ребенка;

• взрослые учили детей слушать себя, находить в собственной речи положительные и отрицательные моменты (например, педагог обращается к ребенку: «Как интересно ты сейчас рассказал про. Мне очень понравилось, как ты говорил. Как ты думаешь, что в твоей речи мне больше всего понравилось?» или «Как красиво ты сказал о цветке. Как ты думаешь, какие слова мне больше всего понравились? А какие слова понравились (не понравились) тебе?» и т. п.).

(№8) Одной из самых важных речевой развивающей среды является грамотная речь педагога, так как педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы культуры речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания, т. е. оказывает огромное влияние на все стороны речи. Речь педагога имеет обучающую и воспитательную направленность. Качества речи педагога : правильность, точность, логичность, чистота, выразительность.

Организация работы с родителям, должна быть направлена на формирование познавательно-речевого развития в семье. Для повышения педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития можно использовать прежде всего, традиционные формы, которые сослужили хорошую службу уже многим поколениям.

В приемной группы можно оформить в уголке для родителей рубрику «Мама поиграй со мной», где в течение года указывается перечень игр по познавательно-речевому развитию детей дома. Провести консультации «Познавательно-речевое развитие детей» с рекомендациями по созданию развивающей среды дома, «Роль игрушки в познавательно-речевом развитии ребенка». Практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.

Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира. 20.07.2011 года приказом № 2151 Министерства науки и образования РФ утверждены ФГТ к условиям реализации ООП дошкольного образования. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды.

Творческое развитие ребенка дошкольного возраста успешно формируется в условиях предметно-развивающей среды, которая обеспечивает разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка.

(№9) Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

С целью создания эффективной развивающей предметной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах должны быть оформлены познавательно-речевые уголки, представляющий возможность ребенку действовать индивидуально.

(№11) Педагогами должен использоваться разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: картотеки и пособия для проведения артикуляционных гимнастик, комплексы пальчиковых игр, физминуток, игрушки и игровые пособия для развития правильного речевого дыхания, тематические альбомы, игры для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматически правильного строя речи, связной речи, развития фонематического слуха, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук, пособия способствующие развитию детей : материалы для рассказывания, художественная литература. Для развития диалогической речи необходимо использовать театр (для того чтобы дети могли брать на себя роль персонажей сказок).

Также необходимо использовать различные средства обучения: тексты (рассказы, сказки, загадки, стихотворения); не только просто познакомить детей с разнообразными предметами, природой и явлениями, жизнью животных и растений, взаимоотношениями людей, представлениям о грамматических конструкциях, но и добиться, чтобы все это было сознательно использовано самими ребятами.

Широко используем средства ТСО. Создаются проблемные ситуации, в которых ребенку необходимо было бы высказаться.

Активное использование развивающих приемов должен носить комплексный и развивающий характер, направленный на развитие интеллекта и овладение коммуникативными навыками.

Важно, что бы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.

УГОЛОК ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.

Цель: Оказание помощи в организации речевого уголка. Обучение приёмам,

использованию игрового материала для развития речи, познавательных и творческих способностей детей.

В групповой комнате выделить место, где будет находиться уголок по развитию речи. Под уголок можно занять несколько открытых полок в шкафу, стеллаже. Его обозначить красочной эмблемой: картинкой, иллюстрацией, панно, персонажем из сказки, мультфильма, художественного произведения - хорошо знакомого детям. Эмблему изготовить из плотной бумаги, картона, фанеры, пластмассы, поролона или другого материала.

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Ребенок не просто общается в развивающей среде, он должен чувствовать себя полноправным владельцем пространства, в котором он находится, он становится творцом своего окружения, своего Я. Предметно-развивающая среда должна быть яркой, познавательной, эстетичной, поучительной, гармоничной, доступной, с учетом потребностей и интересов детей. От того как воспитатель сумеет правильно подобрать необходимые материалы и пособия, с учетом возраста детей, правильно и удобно расположить их в групповой комнате, создать определенную атмосферу, во многом зависит проявление у детей интереса к самостоятельной речевой деятельности.

Первая младшая группа (2 - 3 года) (№11)

В группах раннего возраста выделено большое открытое пространство, где детям предоставлена возможность играть с крупными игрушками, игрушками-двигателями, широко представлены игры и материалы по сенсорному развитию, игры по развитию речи.

Образно - символический материал

1. Наборы картинок для группировки:

• животные с детенышами, птицы, рыбы,

• домашние животные, дикие животные,

• деревья, цветы, овощи, фрукты,

• продукты питания, одежда, посуда,

• мебель, транспорт, предметы обихода

2. Наборы парных картинок (предметные) для сравнения, той же тематики

3. Наборы парных картинок типа "лото" (из 3 - 4 частей, той же тематики

4. Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению, цвету, величине)

5. Разрезные (складные) кубики с предметными картинками, разделенными на 4 - 6 частей

6. Разрезные предметные картинки разделенные на 2 - 4 части по горизонтали и вертикали.

7. Серии из 3 - 4 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, социобытовые ситуации)

8. Серии из 4 картинок; части суток (деятельность людей ближайшего окружения)

9. Серии из 4 картинок; времена года (природа и сезонная деятельность людей)

10. Сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой, крупного формата (A4)

Вторая младшая группа (№12)

Книжный уголок.

Задачи: Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; Формирование и расширение представлений об окружающем.

Прочитать сказку или рассмотреть любимую иллюстрацию в книге нам поможет книжный уголок. На удобных для детей полочках расположены предметные и сюжетные картинки, сказки и рассказы для малышей, книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки;

есть герои мультфильмов – игрушки, с которыми дети разыгрывают сценки. Здесь дети с удовольствием листают любимые книги. Должно происходить постоянное обновление книг (учитывая сезонность, тематику недели). В книжной витрине группы выставляют обычно 4-5 книг, как правило уже знакомые детям, с яркими, крупными иллюстрациями. Срок пребывания книги в уголке определяют интересом детей к этой книге. В среднем срок ее пребывания в нем составляет 2 -2,5 недель. В уголке даются детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомим с уголком книги, его устройством и назначением, учим рассматривать книги только там (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место).

Материалы по развитию речи и познавательной деятельности.

(те же, что и в первой младшей)

1. Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад»; альбом с семейными фотографиями детей группы.

2. Наборы картинок для группировки: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.

3. Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т. п.).

4. Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации).

5. Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).

6. Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).

7. Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой).

8. Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания.

9. Дидактические игры: «Собери машинку», «Светофор», игры-лото и многие другие.

Материал уголка используется как на занятиях, так и для индивидуальной работы с детьми и в самостоятельной деятельности детей.

Средняя группа (№13)

Мини библиотека представляет собой столик с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Мини библиотека размещена рядом с центром творчества, чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же рисовать к ним иллюстрации. Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2 раза в месяц. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению.

Образно символический материал

1. Наборы картинок для группировки и обобщения тематики: животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др.

2. Наборы парных картинок типа "лото" из 6 - 8 частей (той же тематики, в том числе с сопоставлением реалистических и условно-схематических изображений)

3. Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение) : найди отличия (по внешнему виду, ошибки (по смыслу)

4. Наборы табличек и карточек для сравнения по 1 - 2 признакам (логические таблицы)

5. Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2 - 3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина)

6. Серии картинок (по 4 - 6) для установления последовательности событий (сказки, литературные сюжеты, социобытовые ситуации)

7. Серии картинок "Времена года" (сезонные явления и деятельность людей)

8. Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата.

9. Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6 - 8 частей)

10. Разрезные сюжетные картинки (6 - 8частей)

11. Разрезные контурные картинки (4 - 6 частей)

12. Графические "головоломки" (лабиринты, схемы маршрутов персонажей и т. п.) в виде отдельных бланков, буклетов, настольно-печатных игр.

13. Иллюстрированные книги, альбомы, плакаты, планшеты познавательного характера

14. Набор кубиков с буквами и цифрами.

15. Набор карточек с изображением предмета и названием

Старший возраст (№14)

Возрастает роль книги как источника новых знаний. Так же как и в средней группе, наряду с художественной литературой в книжном уголке должна быть представлена справочная, познавательная литература, энциклопедии (общие и тематические) для дошкольников. Желательно расставить книги в алфавитном порядке, как в библиотеке, или по темам (природоведческая литература, сказки народные и авторские, литература о городе, стране и т. п.). Воспитатель показывает детям, как с помощью книги можно получить ответы на самые сложные и интересные вопросы. Хорошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов дошкольника. Воспитатель учит детей выбирать книгу, правильно пользоваться ею. Необходимо иметь материалы для починки книг. Целесообразнее размещать книжный уголок в самом спокойном, хорошо освещенном месте группы, поставив там небольшой столик и стулья или диванчик.

Старшая и подготовительная группы (5 - 7 лет)

Образно - символический материал

1. Наборы картинок для иерархической классификации (установления родо- видовых отношений) : виды животных; виды растений; виды ландшафтов; виды транспорта; виды строительных сооружений; виды профессий; виды спорта и т. п.

2. Наборы "лото" (8 - 12 частей, в том числе с соотнесением реалистических и условно-схематических изображений

3. Наборы таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2 - 3 признакам одновременно (логические таблицы).

4. Серии картинок (до 6 - 9) для установления последовательности событий (сказочные и реалистические истории, юмористические ситуации)

5. Наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов: раньше - сейчас (история транспорта, история жилища, история коммуникации и т. п.)

6. Серии картинок: времена года: (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей)

7. Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение) : найди отличия, ошибки (смысловые)

8. Разрезные сюжетные картинки (8 - 16 частей, разделенные прямыми и изогнутыми линиями

9. Графические головоломки (лабиринты, схемы пути и т. п.) в виде отдельных бланков, буклетов, настольно-печатных игр.

10. Набор карточек с изображением знаков дорожного движения.

11. Набор карточек с символами погодных явлений (ветер, осадки, освещенность, облачность).

12. Календарь настольный иллюстрированный.

13. Календарь погоды настенный.

14. Физическая карта мира (полушарий).

15. Глобус

16. Детский атлас (крупного формата)

17. Иллюстрированные книги, альбомы, плакаты, планшеты, аудио- и видеоматериалы.

18. Разрезная азбука и касса знаковый материал.

Публикации по теме:

Аналитический отчет «Создание условий для формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» С каждым годом растет объем информации, который нужно передавать подрастающему поколению. Речь помогает передать накопление предыдущими.

Создание условий для развития речи дошкольников Тема: «Условия необходимые для развития речи дошкольников» Воспитатель: Степанец Н. А. г. Сафоново 2016г. Сегодня вопрос развития речи.

Консультация для воспитателей «Создание психологического климата в группе и условий доброжелательного отношения между детьми» Цель: создания позитивного психологического климата в группе ДОУ. Задачи: познакомить педагогов с формами и методами работы, способствующие.

Консультация для воспитателей «Создание условий для эмоционального благополучия ребенка в группе».Консультация для воспитателей «Создание условий для эмоционального благополучия ребенка в группе». Содержание учебной программы дошкольного образования Республики Беларусь ориентировано на развитие способностей детей в различных видах.

Консультация для воспитателей: «Взаимозависимость процессов развития движений и речи у детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей Тема: Взаимозависимость процессов развития движений и речи у детей дошкольного возраста. Заботиться о своевременном.

Обобщение педагогического опыта «Создание условий для развития экологической культуры детей» Обобщённый педагогический опыт педагога Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего.

Создание условий для художественно-эстетического развития дошкольников Рекомендация педагогам «Создание условий для художественно-эстетического развития дошкольников» Подготовила: Воспитатель МБДОУ №с 47 г.

Создание условий для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей в группе раннего развитияСоздание условий для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей в группе раннего развития Создание условий для развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей группа № 3 (Раннего развития). В нашей группе есть.

Создание условий для развития сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возрастаСоздание условий для развития сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста Игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольника. Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее.

Создание условий для успешного развития и воспитания детей раннего возраста в ДОУ В нашем городском округе был проведён анализ оказания психолого-медико-педагогической помощи детям в дошкольном возрасте. Был выделен ряд.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Создание условий для развития речи детей»
Опубликовано: 25 мая 2017 в 19:24
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Создание условий для развития речи детей»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Александровна Савельева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД