Елена Алексеева
«Создание условий необходимых для реализации задач духовно-нравственного воспитания детей к истокам народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
«Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
К. Д. Ушинский.
Гармоничное развитие ребёнка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимает вопросы духовно-нравственного воспитания.
Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, благотворно влияющие на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его эстетическое этическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Публикация «„Создание условий необходимых для реализации задач духовно-нравственного воспитания детей к истокам народной культуры“» размещена в разделах
Обращение к духовно-нравственному воспитанию в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждается в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни : территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако, к ним не сводится, и они ее не заменяют. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни ведет к общению и взаимодействию, которое порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
Глубокий, духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но, подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и у ребенка пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Именно поэтому родная культура, как отец и мать должны стать неотьемлимой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Поэтому, исходя из выше сказанного к «Приобщению детей к истокам народной культуры» является:
1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательности, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русого народа.
2. Следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д., т. к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присуще ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбию, верности. Знакомя детей с пословицами, поговорками, загадками, сказками мы тем самым приобщаем к общечеловеческим нравственным целям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слова и музыкальный ритм, пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируется тончайшие наблюдения за характерными особенностями, происходящими в природе и быту человека.
4. И последнее, ознакомление детей с народной декоративной росписью, которая пленяет душу гармонией и ритмом, позволяет увлечь детей национальным изобразительным искусствам. Приобщение детей ко всем видам национального искусства – от архитектурного до живописи и орнамента, от пляски, сказки и музыки до театра.
Опираясь на эти сведения в нашей группе был оформлен уголок «Кубанского быта», который включает в себя:
Казачий двор в нем располагается: хата казака, плетень, русская печь, стог сена, домашние животные.
Подборка фотоматериала: фотографии растение и животных Краснодарского края.
Достопримечательности станицы Старощербиновской и символика Краснодарского края, декоративно-прикладное искусство.
и в конце хочу закончить цитатой Д. Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… национальные отличия сохранятся и в ХХ! веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».