Шляндина Маргарита
Дифференциальная диагностика моторной и сенсорной алалии
▼ Скачать + Заказать документы
Дифференциальная диагностика моторной и сенсорной алалии
Критерии
сравнения Моторная алалия Сенсорная алалия Задания
Восприятие речи Восприятие речи сохранно на перцептивном уровне Грубо нарушено «Найди и покажи»
Перед ребенком раскладывают 6-8 картинок, и он должен показать последовательно 2-3 предмета: «Где стакан, книга, ручка, где перчатки, фартук, сачок?».
«Угадай-ка»
Публикация «Дифференциальная диагностика моторной и сенсорной алалии» размещена в разделах
логопед называет и просит показать предметы, которые не находятся непосредственно в поле зрения ребенка, но он должен их найти у себя или в окружающей обстановке: «Покажи глаз, ухо, нос. Покажи колено, локоть, подбородок, брови. Покажи окно, подоконник, форточку, замок».
Понимание речи Понимание речи соответствует возрасту, возможно без опоры на зрительное восприятие артикуляции Понимание речи нарушено, может незначительно улучшатся при зрительном восприятии артикуляции говорящего «Покажи, изобрази»
А) Логопед раскладывает перед детьми сюжетные картинки (3-4, на которых одно и тоже лицо (мальчик или девочка) совершает различные действия.
Сначала логопед даёт возможность рассмотреть картинки, потом задаё т вопросы: Покажи, где девочка кушает? А где девочка идёт? и т. д.
«Покажи, как ты кушаешь)»
Б) Вопросы к смежным картинкам - где изображены действия, сходные (близкие) по ситуации: Покажи, кто умывается, а кто вытирается? Покажи какой мальчик пишет, а какой рисует?
«Найди пару»
Установить при помощи вопросов к сюжетным картинкам: где? С чем? Чем? Куда? и т. д.
Картинка -девочка сидит за столом. Логопед спрашивает: Покажи, чем кушает девочка? Что она кушает? На чём девочка сидит?
Слуховое внимание Сохранно Нарушено «Сосчитай-ка»
Ребенку предлагается прослушать серию ритмов: «Покажи на пальчиках, по сколько раз я стучала». Предлагаются следующие ритмы:
///, // //, / // /, // / /.
«Зеркало»
Ребенку предлагается прослушать серию ритмов и воспроизвести точно также: «Прослушай внимательно и стучи так, как я». Предлагаются следующие ритмы: / //, ///, / / /, // // /, // /, / ///, // /// //, / /// /.
«Что звучит?»
Дать послушать ребенку звучание различных предметов (колокольчик, листы бумаги, карандаш, ножницы, ключи). Затем закрыть руки ширмой, воспроизвести звучание одного из предметов. Ребенку предлагается определить, какой звук слышится из-за ширмы.
Эхолалия Отсутствует Присутствует Наблюдене
Повторение услышанного Затрудняются повторить слово, фразу Повторяют, не понимания смысла проговоренного слова «Эхо»
«Повтори за мной» :
- Ряды гласных;
- Слова;
- Фразы.
Коммуникация
Отмечается стремление к языковой коммуникации (невербальной и вербальной) Нежелание (и невозможность) вступать в общение Наблюдение, беседа.
Мимико-жестикуляторная речь Активное использование жестов, выразительная мимика Отсутствие жестов и амимичность или невыразительность мимики Наблюдение, беседа.
Наличие компенсаторных средств Как компенсаторные средства выступают мелодика, звукоподражания, «звуковые жесты» Отсутствие компенсаторных средств Наблюдение, беседа.
Динамика улучшения речи Отмечается динамика в овладении речью при ее спонтанном и направленном формировании Крайне низкий темп при направленном формировании речи Мониторинг результатов.