Наталья Хохлюк
Занятие по обучению грамоте для детей с ТНР старшего дошкольного возраста «Дифференциация звуков [л]-[л’]. Буква Л»
▼ Скачать + Заказать документы
Подгрупповое занятие по обучению грамоте для детей с ТНР старшего дошкольного возраста (6- 8 лет).
Автор: Учитель – логопед МДОУ города Иркутска детского сада № 167
Хохлюк Наталья Юрьевна
Тема: «Дифференциация звуков (Л - ЛЬ). Буква Л».
Задачи.
Закрепить артикуляционные и фонетические особенности звуков (Л, ЛЬ).
Дифференцировать понятия: «звук - буква», «гласный-согласный звуки», «глухой – звонкий звуки», «твёрдый – мягкий звуки», «слог - слово».
Упражняться в назывании слогов и слов со звуками (Л, ЛЬ).
Публикация «Занятие по обучению грамоте для детей с ТНР старшего дошкольного возраста „Дифференциация звуков [л]-[л’], Буква Л“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Упражняться в согласовании местоимений: мой, моя, моё с существительными.
Продолжать учиться чёткому, внятному, быстрому проговариванию текста скороговорки.
Закреплять навык послогового чтения.
Учиться навыкам сотрудничества, инициативности, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Оборудование:
Домик согласных звуков; звуковые фишки; магнитная доска: мяч; презентация; карточки со словами для индивидуального чтения; наглядная модель для запоминания скороговорки.
Ход занятия.
1. Игра – приветствие «Доброе утро».
Дети стоят в кругу.
- Сегодня мы будем не просто приветствовать друг друга, будем «петь» приветствие.
- Доброе утро, Саша!
Спеть и взять руку рядом стоящего ребёнка, чьё имя произносил. Когда все имена по кругу названы, круг «смыкается». Дети приглашаются за столы.
2. Определение темы занятия.
Презентация.
- У нас снова в гостях герои мультфильма – Лунтик и Пчелёнок. Вспомните и скажите, с какими звуками они помогали нам знакомиться на прошлом занятии? Сегодня эти персонажи предлагают нам игры, в которых мы с вами поучимся различать звуки (Л) и (ЛЬ).
3. Произнесение изолированных звуков (Л, ЛЬ). Выяснение артикуляции и характеристики звуков (Л, ЛЬ).
А). – Пчелёнок и Лунтик – отличные пилоты. Лунтик прилетел к нам на самолёте. Самолёт в полёте гудел: Л-Л-Л.
Произнесение детьми звука (Л): хором, по одному.
- Как правильно и красиво произнести звук (Л?
Губы немного улыбаются. Широкий язык поднят и находится за верхними зубами. Кончик языка упирается в верхние зубы.
- Пчелёнок прилетел на вертолёте. Когда он заводил моторчик своего вертолёта, мотор издавал звук: ЛЬ-ЛЬ-ЛЬ.
Произнесение на одном дыхании: хором, по одному.
- Как правильно и красиво произнести звук (ЛЬ?
Губы улыбаются. Широкий язык поднят и находится за верхними зубами. Кончик языка упирается в бугорки.
Б). – Какой звук (Л).
– Какой звук (ЛЬ).
В). – Чем похожи звуки (Л) и (ЛЬ?
– Чем отличаются звуки (Л) и (ЛЬ?
4. Игра «Повторюшки».
- Наши гости любят играть в игру «Повторюшки». Предлагают поиграть и нам. В ней надо внимательно слушать и повторять цепочку из слогов.
ЛА -ЛИ - ЛО ЛЫ – ЛЯ - ЛА
ЛЯ – ЛЕ - ЛА ЛУ – ЛИ - ЛУ
ЛО – ЛЁ - ЛЕ ЛА – ЛИ - ЛИ
ЛЫ – ЛИ - ЛЫ ЛЁ – ЛО - ЛО
ЛЕ – ЛЭ - ЛЕ ЛИ – ЛЫ - ЛИ
ЛО – ЛЯ - ЛИ ЛЮ – ЛУ - ЛУ
5. Игра «Полянки слов».
Презентация.
- У Лунтика и Пчелёнка есть любимые полянки. Они любят на них играть. Давайте разместим на полянки друзей картинки с их звуками.
- Для Лунтика с каким звуком будем подбирать картинки? (Со звуком (Л).
- А для Пчелёнка с каким звуком надо картинки? (Со звуком (ЛЬ).
Луна, колесо, полка, шмель, лебедь, белка, футбол, клён, лото, улитка.
Дети называют картинки по порядку и отвечают, какой звук слышится в слове, в какой части слова он находится, а также, на чью полянку надо переместить картинку. Если ребёнок отвечает правильно, то на слайде по щелчку картинка передвигается в нужном направлении: на полянку Лунтика или на полянку Пчелёнка.
Пример ответа: Л-Л-ЛУНА. В этом слове слышится звук (Л) в начале слова. Эта картинка для Лунтика.
- Молодцы, ребята! Лунтик и Пчелёнок остались очень довольны! (на слайде по щелчку фигурки Лунтика и Пчелёнка выполняют анимацию «качание»).
6. Игра «Разгадайте ребус».
Презентация.
- Пчелёнок и Лунтик благодарят вас за картинки и предлагают вам разгадать ребусы, в которых зашифрованы слова.
ЛУНА, ЛИСТИК.
По мере отгадывания ребусов открываются картинки отгадки.
- А теперь надо «записать» эти слова звуковыми фишками.
Дети работают звуковыми фишками за столами, а один ребёнок выкладывает звуковую схему у доски магнитами 3-х цветов.
- Вы хорошо справились с этим заданием, молодцы!
Дети приглашаются на ковёр.
7. Игры на ковре.
- А теперь пришло время играм на ковре. И первая игра – подвижная. На полянке, где часто гуляют Лунтик и Пчелёнок резвятся две лягушки. Давайте встанем в круг и выполним упражнения со стихами про этих лягушек.
А). Динамическая пауза.
На полянке две лягушки,
Две зеленые подружки.
Рано утром умывались,
Полотенцем растирались.
Этими лапками топали,
Этими лапками хлопали.
Вправо - влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет
Всем друзьям - физкульт привет! Прыжки на месте.
Имитация умывания лица.
Руки в стороны и к плечам.
По тексту.
По тексту.
Наклоны вправо, влево: одна рука на поясе, другая вверх.
Стоять прямо, руки вдоль туловища, ноги вместе.
Помахать правой рукой.
Б). Игра «Мой, моя, моё».
Проводится сидя на ковре с мячом.
- Лунтик и Пчелёнок часто делают ошибки. Они могут сказать: «Мой полотенце» или «Мой поляна». Давайте поможем им правильно сочетать слова: МОЙ, МОЯ, МОЁ с другими словами.
Поляна, клоун, полотенце, земляника, клён, слово, клубника, клей, болото, лошадь, лебедь, бельё.
- Лунтик и Пчелёнок очень благодарны вам за то, что вы им помогли разобраться со словами: мой, моя, моё.
В). Игра «Расскажи скороговорку».
Используется наглядная модель для запоминания (изображена в презентации – слайд № 13).
- Наши гости принесли для вас вот такую картинку. Она поможет вам запомнить скороговорку. Слушайте внимательно и запоминайте.
Я ловил на лавочке
Мотыльков и бабочек.
Всё ловил, ловил, ловил…
Пожалел и отпустил.
Повтор скороговорки хором, затем дети передают по кругу наглядную модель и рассказывают её по очереди. Делается акцент на правила рассказывания скороговорки – рассказывать чётко, внятно и быстро.
- Молодцы! Вам можно участвовать в конкурсе скороговорщиков!
8. Чтение слов с буквой Л.
Детям предлагается сесть на стульчики, расставленные полукругом.
- Лунтик и Пчелёнок убедились, что вы много знаете и умеете. А сейчас они предлагают вам два задания, в которых надо будет показать, как вы умеете читать.
- Первое задание: нужно прочитать слова на карточке.
Каждому ребёнку даётся карточка для чтения со словами (слова разные).
Лук, лак, лом, кол, лик, Мила, лама, луна, лист, лимон, Алина, молоко, малина, Лунтик, настил, ластик, листик.
Работа со словом (объяснение даёт педагог): ЛИК, НАСТИЛ.
9. Игра «Буквенная путаница».
Детям предлагается разделиться на 2 группы. Каждой из них предлагается листок с напечатанными вразброс буквами, из которых нужно будет устно составить слова. В презентации слайды № 15, 16.
- Для каждой группы детей Лунтик и Пчелёнок приготовили буквенные путаницы. Как вы думаете, что с ними нужно делать?
- Да, из них друзья предлагают вам составить слова. Правило такое: в слове могут быть только буквы, изображённые на листке. В состав слова обязательно должна входить буква Л.
• М, Н, О, Л, К, И, А, У (примерные слова: Мила, лук, лак, лом, кол, лимон, молоко, лама, лик, Алина, малина)
• Л, Н, А, С, У, Т, И, К (примерные слова: Лунтик, луна, лак, лук, лист, настил, Алина, ластик, листик).
- Молодцы, ребята! Вы успешно справились с этими двумя заданиями Лунтика и Пчелёнка.
10. Рефлексия.
- Наше занятие подходит к концу. Лунтик и Пчелёнок прощаются с нами. А нам надо подвести итоги занятия.
- Какие звуки мы сегодня учились произносить правильно?
- Какой звук (Л? Почему?
- Какой звук (ЛЬ? Почему?
- Назовите слова на звуки (Л, (ЛЬ).
- Какие игры вам понравились?
- Что было для вас трудным!
Оценка детей своей деятельности.
Оценка педагога работы детей.