МААМ-картинки

Занятие по обучению грамоте для детей с ТНР старшего дошкольного возраста «Дифференциация звуков [л]-[л’]. Буква Л»

Наталья Хохлюк
Занятие по обучению грамоте для детей с ТНР старшего дошкольного возраста «Дифференциация звуков [л]-[л’]. Буква Л»
▼ Скачать + Заказать документы

Подгрупповое занятие по обучению грамоте для детей с ТНР старшего дошкольного возраста (6- 8 лет).

Автор: Учитель – логопед МДОУ города Иркутска детского сада № 167

Хохлюк Наталья Юрьевна

Тема: «Дифференциация звуков (Л - ЛЬ). Буква Л».

Задачи.

Закрепить артикуляционные и фонетические особенности звуков (Л, ЛЬ).

Дифференцировать понятия: «звук - буква», «гласный-согласный звуки», «глухой – звонкий звуки», «твёрдый – мягкий звуки», «слог - слово».

Упражняться в назывании слогов и слов со звуками (Л, ЛЬ).

Темочки:

Упражняться в согласовании местоимений: мой, моя, моё с существительными.

Продолжать учиться чёткому, внятному, быстрому проговариванию текста скороговорки.

Закреплять навык послогового чтения.

Учиться навыкам сотрудничества, инициативности, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

Оборудование:

Домик согласных звуков; звуковые фишки; магнитная доска: мяч; презентация; карточки со словами для индивидуального чтения; наглядная модель для запоминания скороговорки.

Ход занятия.

1. Игра – приветствие «Доброе утро».

Дети стоят в кругу.

- Сегодня мы будем не просто приветствовать друг друга, будем «петь» приветствие.

- Доброе утро, Саша!

Спеть и взять руку рядом стоящего ребёнка, чьё имя произносил. Когда все имена по кругу названы, круг «смыкается». Дети приглашаются за столы.

2. Определение темы занятия.

Презентация.

- У нас снова в гостях герои мультфильма – Лунтик и Пчелёнок. Вспомните и скажите, с какими звуками они помогали нам знакомиться на прошлом занятии? Сегодня эти персонажи предлагают нам игры, в которых мы с вами поучимся различать звуки (Л) и (ЛЬ).

3. Произнесение изолированных звуков (Л, ЛЬ). Выяснение артикуляции и характеристики звуков (Л, ЛЬ).

А). – Пчелёнок и Лунтик – отличные пилоты. Лунтик прилетел к нам на самолёте. Самолёт в полёте гудел: Л-Л-Л.

Произнесение детьми звука (Л): хором, по одному.

- Как правильно и красиво произнести звук (Л?

Губы немного улыбаются. Широкий язык поднят и находится за верхними зубами. Кончик языка упирается в верхние зубы.

- Пчелёнок прилетел на вертолёте. Когда он заводил моторчик своего вертолёта, мотор издавал звук: ЛЬ-ЛЬ-ЛЬ.

Произнесение на одном дыхании: хором, по одному.

- Как правильно и красиво произнести звук (ЛЬ?

Губы улыбаются. Широкий язык поднят и находится за верхними зубами. Кончик языка упирается в бугорки.

Б). – Какой звук (Л).

– Какой звук (ЛЬ).

В). – Чем похожи звуки (Л) и (ЛЬ?

– Чем отличаются звуки (Л) и (ЛЬ?

4. Игра «Повторюшки».

- Наши гости любят играть в игру «Повторюшки». Предлагают поиграть и нам. В ней надо внимательно слушать и повторять цепочку из слогов.

ЛА -ЛИ - ЛО ЛЫ – ЛЯ - ЛА

ЛЯ – ЛЕ - ЛА ЛУ – ЛИ - ЛУ

ЛО – ЛЁ - ЛЕ ЛА – ЛИ - ЛИ

ЛЫ – ЛИ - ЛЫ ЛЁ – ЛО - ЛО

ЛЕ – ЛЭ - ЛЕ ЛИ – ЛЫ - ЛИ

ЛО – ЛЯ - ЛИ ЛЮ – ЛУ - ЛУ

5. Игра «Полянки слов».

Презентация.

- У Лунтика и Пчелёнка есть любимые полянки. Они любят на них играть. Давайте разместим на полянки друзей картинки с их звуками.

- Для Лунтика с каким звуком будем подбирать картинки? (Со звуком (Л).

- А для Пчелёнка с каким звуком надо картинки? (Со звуком (ЛЬ).

Луна, колесо, полка, шмель, лебедь, белка, футбол, клён, лото, улитка.

Дети называют картинки по порядку и отвечают, какой звук слышится в слове, в какой части слова он находится, а также, на чью полянку надо переместить картинку. Если ребёнок отвечает правильно, то на слайде по щелчку картинка передвигается в нужном направлении: на полянку Лунтика или на полянку Пчелёнка.

Пример ответа: Л-Л-ЛУНА. В этом слове слышится звук (Л) в начале слова. Эта картинка для Лунтика.

- Молодцы, ребята! Лунтик и Пчелёнок остались очень довольны! (на слайде по щелчку фигурки Лунтика и Пчелёнка выполняют анимацию «качание»).

6. Игра «Разгадайте ребус».

Презентация.

- Пчелёнок и Лунтик благодарят вас за картинки и предлагают вам разгадать ребусы, в которых зашифрованы слова.

ЛУНА, ЛИСТИК.

По мере отгадывания ребусов открываются картинки отгадки.

- А теперь надо «записать» эти слова звуковыми фишками.

Дети работают звуковыми фишками за столами, а один ребёнок выкладывает звуковую схему у доски магнитами 3-х цветов.

- Вы хорошо справились с этим заданием, молодцы!

Дети приглашаются на ковёр.

7. Игры на ковре.

- А теперь пришло время играм на ковре. И первая игра – подвижная. На полянке, где часто гуляют Лунтик и Пчелёнок резвятся две лягушки. Давайте встанем в круг и выполним упражнения со стихами про этих лягушек.

А). Динамическая пауза.

На полянке две лягушки,

Две зеленые подружки.

Рано утром умывались,

Полотенцем растирались.

Этими лапками топали,

Этими лапками хлопали.

Вправо - влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет

Всем друзьям - физкульт привет! Прыжки на месте.

Имитация умывания лица.

Руки в стороны и к плечам.

По тексту.

По тексту.

Наклоны вправо, влево: одна рука на поясе, другая вверх.

Стоять прямо, руки вдоль туловища, ноги вместе.

Помахать правой рукой.

Б). Игра «Мой, моя, моё».

Проводится сидя на ковре с мячом.

- Лунтик и Пчелёнок часто делают ошибки. Они могут сказать: «Мой полотенце» или «Мой поляна». Давайте поможем им правильно сочетать слова: МОЙ, МОЯ, МОЁ с другими словами.

Поляна, клоун, полотенце, земляника, клён, слово, клубника, клей, болото, лошадь, лебедь, бельё.

- Лунтик и Пчелёнок очень благодарны вам за то, что вы им помогли разобраться со словами: мой, моя, моё.

В). Игра «Расскажи скороговорку».

Используется наглядная модель для запоминания (изображена в презентации – слайд № 13).

- Наши гости принесли для вас вот такую картинку. Она поможет вам запомнить скороговорку. Слушайте внимательно и запоминайте.

Я ловил на лавочке

Мотыльков и бабочек.

Всё ловил, ловил, ловил…

Пожалел и отпустил.

Повтор скороговорки хором, затем дети передают по кругу наглядную модель и рассказывают её по очереди. Делается акцент на правила рассказывания скороговорки – рассказывать чётко, внятно и быстро.

- Молодцы! Вам можно участвовать в конкурсе скороговорщиков!

8. Чтение слов с буквой Л.

Детям предлагается сесть на стульчики, расставленные полукругом.

- Лунтик и Пчелёнок убедились, что вы много знаете и умеете. А сейчас они предлагают вам два задания, в которых надо будет показать, как вы умеете читать.

- Первое задание: нужно прочитать слова на карточке.

Каждому ребёнку даётся карточка для чтения со словами (слова разные).

Лук, лак, лом, кол, лик, Мила, лама, луна, лист, лимон, Алина, молоко, малина, Лунтик, настил, ластик, листик.

Работа со словом (объяснение даёт педагог): ЛИК, НАСТИЛ.

9. Игра «Буквенная путаница».

Детям предлагается разделиться на 2 группы. Каждой из них предлагается листок с напечатанными вразброс буквами, из которых нужно будет устно составить слова. В презентации слайды № 15, 16.

- Для каждой группы детей Лунтик и Пчелёнок приготовили буквенные путаницы. Как вы думаете, что с ними нужно делать?

- Да, из них друзья предлагают вам составить слова. Правило такое: в слове могут быть только буквы, изображённые на листке. В состав слова обязательно должна входить буква Л.

• М, Н, О, Л, К, И, А, У (примерные слова: Мила, лук, лак, лом, кол, лимон, молоко, лама, лик, Алина, малина)

• Л, Н, А, С, У, Т, И, К (примерные слова: Лунтик, луна, лак, лук, лист, настил, Алина, ластик, листик).

- Молодцы, ребята! Вы успешно справились с этими двумя заданиями Лунтика и Пчелёнка.

10. Рефлексия.

- Наше занятие подходит к концу. Лунтик и Пчелёнок прощаются с нами. А нам надо подвести итоги занятия.

- Какие звуки мы сегодня учились произносить правильно?

- Какой звук (Л? Почему?

- Какой звук (ЛЬ? Почему?

- Назовите слова на звуки (Л, (ЛЬ).

- Какие игры вам понравились?

- Что было для вас трудным!

Оценка детей своей деятельности.

Оценка педагога работы детей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Предлагаю вашему вниманию свою новую работу из серии - развивающие сказки. Данную сказку можно использовать как обобщающее занятие по формированию.

Дидактическая игра своими руками для детей старшего возраста по обучению грамотеДидактическая игра своими руками для детей старшего возраста по обучению грамоте Дидактическая игра для детей старшего возраста по обучению грамоте своими руками. Цель:развитие звукового анализа слов, фонематического.

Дидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие по обучению грамоте «АБВГдейка» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Хлус Наталья Сергеевна,воспитатель.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [л]-[л’], буква Л» Цель: закрепить знания детей о букве Л и звуке Л и ЛЬ. Задачи: развивать умение определять место звука Л в словах, запоминать и воспроизводить.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звуки [П] и [П’], буква П» Цель: Закрепить знания детей о звуке П и ПЬ, о букве П. Образовательные задачи: - закреплять навык чтения слов; - закреплять тему «Транспорт»;.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей»Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей» Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Тема: Мишка - Грамотей Задачи: • Закрепить умения.

Конспект занятия по развитию речи «Один дома. Звуки [М]-[М’], дифференциация звуков в словах. Буква «М» Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе «Один дома» Звуки [ М-МЬ], дифференциация звуков в словах.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Весна» Из опыта работы по программе "Вдохновение" Цель: Обобщить представления детей о весне. Активизировать речевую деятельность детей через игровую.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Логопедическое занятие для средней группы по теме: «Дифференциация звуков К-Г». Цель: Научить детей различать на слух согласные звуки.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л»Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л» Цель:Закрепит звуки л,ль. Упражнять в звуко-буквенном анализе, формировать навык чтения, развивать зрительное восприятие. Оборудование: интеракивная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по обучению грамоте для детей с ТНР старшего дошкольного возраста «Дифференциация звуков [л]-[л’]. Буква Л»
Опубликовано: 31 марта 2021 в 14:56
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по обучению грамоте для детей с ТНР старшего дошкольного возраста «Дифференциация звуков [л]-[л’]. Буква Л»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Хохлюк (УИ 1323314) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД