Саяна Ванчикова
Игры для дифференциации звуков [Л] и [Р]
▼ Скачать + Заказать документы
Различение звуков Р-Л на слух и в произношении.
Цель: дифференциация звуков Р-Л.
Задачи:
1. Формировать у дошкольников правильного звукопроизношения, умения дифференцировать звуки Р-Л в своей речи, употреблять их правильно.
2. Разнообразить с помощью дидактической игры работу над закреплением правильного звукопризношения, заинтересовать детей.
Публикация «Игры для дифференциации звуков [Л] и [Р]» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буква Р. Игры, дидактические пособия
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Описание: Звуки Р-Л ребенок смешивает очень часто, причем не только на слух, но и в произношении. Работа, описанная мною, по дифференциации звуков Р-Л помогает более четкому, осознанному произношению в целом, а так же является основой грамотности письма. Данные игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям.
Содержание
Первый этап
Различение звуков Р-Л изолированно, в слогах и словах.
1. Дифференциация звуков Л-Р в прямых слогах с одинаковыми гласными звуками.
Игра "Повторялки" - четко проговаривать слоги (сначала по 2, а затем по 3 слога). Сначала в роли ведущего выступает взрослый, а затем можно предложить ребенку задавать слоги, а другие дети или педагог повторяют. Задача ребенка-ведущего заметить ошибки и исправить их.
ла-ра ло-ро лу-ру лы-ры ра-ла ро-ло ру-лу ры-лы
ла-ра-ла ло-ро-ло лу-ру-лу лы-ры-лы ра-ла-ра ро-ло-ро ру-лу-ру ры-лы-ры
2. Дифференциация звуков Р-Л в прямых слогах с разными гласными звуками.
На этих слогах так же проводится игра "Повторялки"
ла-ро лу-ры лы-ра лэ-ро ру-ла ры-ло ра-лы
ло-ра-лы лу-ры-ла лы-ра-лу лэ-ро-ла ры-лу-ро ро-лы-ру рэ-лу-ро ра-лу-ры ру-лы-рэ
3. Дифференциация звуков С-Ш в словах.
Игра "Повторялки"
Сначала ребенку предлагается за взрослым повторить пары похожих слов, которые отличаются только одним звуком :
рама-лама, лов-ров, ложки-рожки, ложь-рожь, игра-игла, лак-рак, роза-лоза, рука-Лука, пир-пил, блошка-брошка, свалка-сварка.
На этих же словах можно проводить и игру "Измени слово" - необходимо, прослушав первое слово, мысленно заменить в нем звук Л на Р или наоборот.
Игра "Запоминалки" - берутся картинки, которые дети называли при автоматизации каждого из звуков, перемешиваются и выкладываются перед ребенком по 6 штук. Во время выкладывания ребенок называет каждую картинку. После этого, ребенок запоминает все 6 картинок и закрывает глаза. Педагог убирает по 1-й картинке, а ребенок открыв глаза, должен назвать какую картинку забрал педагог. Сначала берем картинки, где в словах находится только 1 звук. Например, лучи-ручьи-лампа-рука-конура-акула. Затем берутся слова с обоими звуками, типа глухарь-журнал-мармелад-прыгалка-рыболов-зеркало.
Второй этап
Различение звуков Р-Л в предложениях и связной речи.
1. Дифференциация звуков Р-Л в самостоятельно составленных предложениях.
Игра "Придумай предложение". Данная игра проводится на материале тех же картинок, о которых шла речь ранее.
Ребенку дают картинку и просят его придумать с этим словом предложение. Если занимаешься с группкой детей, то можно устроить соревнование, кто больше придумает предложений. За каждое составленное предложение дается фишка,
затем подсчитывается результат. У кого больше фишек, тот и выиграл.
2. Дифференциация звуков Р-Л в рифмовках.
Игра "Повторялки" - повторить за педагогом рифмовки сначала медленно, а затем быстро.
У Нюры юла красива, да мала.
Мила - краса, голубые глаза.
Рисовал художник ламу и картину вставил в раму.
Дедушку зовут Лука, у него болит рука.
В руках игла - это не игра.
У нашей Луши в руках две груши.
Малы комары, да злы до поры.
Мыло серо, а моет бело.
Среди белых голубей один серый воробей.
Лесорубы на столы положили топоры.
Ловкий крот влез на плот.
Ловко я беру пилу и пилой дрова пилю.
3. Дифференциация звуков Р-Л в стихотворных текстах.
На лужайке сидел рыболов,
Терпеливо копал червяков,
Увидал рыболова скворец
И сказал: "Настоящий отец!
Ищет корм даже лучше, чем я,
Сразу видно - большая семья!"
Хочет в сад попасть улитка,
Да мешает ей калитка.
Я открыть калитку рад,
Пусть ползет улитка в сад.
Целый час держал калитку -
Тихо ползает улитка.
Старый пес среди двора
Караулил куль добра,
Воры куль добра не брали,
Воры сторожа украли.
Что ты, ветер, натворил?
Что ты в небе смастерил?
Из курчавых облаков
Сделал рыб, коров, слонов.
Ветер, видно, не услышал,
Ветер из терпенья вышел,
Рассердился, набежал,
Облака перемешал.
Где картины? Где река?
В небе просто облака.