Раниса Фазлутдинова
Дидактическое пособие «Ромашка» по автоматизации звуков [р]-[р’] у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие «Ромашка» по автоматизации звуков у детей дошкольного возраста
Цель: Правильное произношение и различение звуков Р - Р'
Актуальность:
Темочки:
- Автоматизация звуков. Дидактические игры
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звук [Р]. Игры, дидактические пособия
- Обучение грамоте, логопедия. Игры, дидактические пособия
- Ромашка. Все о ромашках для детей
- Ромашка. Игры, дидактические пособия с ромашками
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» сентябрь 2015
Современное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Разнообразные нарушения устной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом, - одна из распространенных причин неуспеваемости детей.
Согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте.
Структура речевого нарушения предполагает длительное логопедическое воздействие для постановки и полной автоматизации нарушенных звуков. Здесь особенно важна строгая продуманность каждого этапа занятия, систематизация речевого и картинного материала для индивидуальной работы с каждым ребенком, выбор приоритетных направлений в работе. В зависимости от характера речевого нарушения детям требуется разная продолжительность работы над звуком и, следовательно, большое количество разнообразного материала, позволяющего качественно и быстро преодолеть недоразвитие речи.
Наиболее полно решать поставленные задачи автоматизации звуков и развития не только речевых процессов, но и высших психических функций позволяет дидактическая игра «Ромашки». При разработке были учтены принципы наглядности, системности, последовательности, занимательности и доступности. Пособие удобно в использовании, доступно в изготовлении, позволяет на небольшом картинном материале решать основные задачи. Пособие представляет собой наборы отдельных картинок в виде лепестков ромашки и листа заданий к ним.
Принцип подбора картинок зависит от места нахождения звука :
- в прямых слогах с ударением на слоге; - в прямых слогах без ударения на слоге; - слова со стечением согласных в слоге; - в обратных слогах с ударением на слоге; - в обратных слогах без ударения на слоге; - различных позициях.
Количество наборов картинок и порядок их использования индивидуален и зависит от артикуляционных возможностей ребенка и от автоматизированного звука. Задания к картинкам подобраны на уровне слова, словосочетания, предложения, текста. Упражнения направлены на решение следующих задач:
• Автоматизация звука в слогах, словах;
• Развитие и совершенствование фонематических процессов;
• Развитие навыка звукового, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи, пространственных представлений;
• Развитие высших психических функций.
Задания к картинкам и упражнения
• Назвать картинки. Уточнить значение слов.
• «Кубик». Назвать слово столько раз, сколько выпало точек.
• «Клубок». Назвать картинки: по кругу, слева направо, справа налево, в разброску. Начиная с любой картинки, одновременно руками «наматывать нить на клубок. Темп речи зависит от движения руки.
• «Снежный ком». Назвать картинки с повторение предыдущих: рак; рак, карась; рак, карась, корова; рак, карась, корова, ворона … «Эхо». Повторить каждое слово3 раза с разной силой голоса.
• «Театр». Произнести слова с разной интонацией: удивленно, радостно, сердито, грустно, по секрету, обиженно.
• «Логические пары». Назвать картинки, подходящие друг другу по смыслу: ворона, рысь, рыба, корова – животные и т. д.
• «Отгадать загадки», «Доскажи словечко».
• «Справа от…». Назвать картинку, расположенную справа от, слева, под, над, перед, после.
• «Где картинка?» Назвать, где находится картинка, используя наречия и предлоги пространственного значения.
• «Четвертый лишний». Из предложенных четырех слов, изображенных на картинках, выбрать лишнее слово.
• Назвать картинки по памяти.
• «Назови ласково». Образовать уменьшительно-ласкательную форму слова.
• «Один – много».
• «Посчитай»». Согласовать количественные имена числительных с именами существительными.
• «Чего не стало?», «Что изменилось?». Образовать форму родительного падежа.
• Образовать форму винительного падежа, закончив фразу: «Вижу (несу, беру, купил, дарю).
• «Мой, моя, мое, мои». Соотнести слова на картинках с данными местоимениями.
• Подобрать однокоренные слова к слову, данному на картинке.
• Образовать притяжательное или относительное прилагательное от слов, данных на картинках.
• «Куда полетит бабочка». Определить место нахождения звука.
• «Длинные – короткие слова». Деление слов на слоги.
• Звуковой анализ слов :
- назвать первый, последний звук слова;
- определить место автоматизируемого звука (начало слова, середина, конец);
- определить, на каком по счету месте находится заданный звук;
- назвать в словах звуки по порядку, определить их количество;
- дифференциация твердых и мягких согласных;
- составить схемы слов, соотнести слова с заданными схемами;
- прочитать слово по первым звукам названий картинок.
• «Закончи предложение». Закончить предложение, используя слова, данные на картинках.
• Самостоятельно составить предложение.
• Составить предложения по сюжетным, предметным картинкам.
• Составить рассказ: по серии сюжетных картинок, сюжетной картине, картинному плану, образцу.
• Составить: рассказ-описание, рассказ-рассуждение, с использованием опорных слов, по данному началу или по данному концу.
• «Чистоговорки». Составить чистоговорки, используя слова, данные на картинках.
• Придумать загадку о данном слове.