Анна Коршикова
Консультация для родителей «Малыши и гаджеты: польза или вред»
▼ Скачать + Заказать документы
Малыши и гаджеты: польза или вред
Правда ли, что телефоны и компьютеры необходимы современным детям для нормального развития, или это лишь рекламный трюк?
Eсли задать вопрос о пользе и вреде для детей гаджетов на каком-нибудь «мамском» форуме, мнение большинства можно будет выразить так: да, компьютер, телефон, телевизор не слишком полезны, но куда же без них, если нет помощников, да и вообще не хочется, чтобы ребенок выглядел среди сверстников белой вороной… Есть ли детство без гаджетов?
Темочки:
Психологи всерьез обеспокоены: массовое увлечения виртуальными забавами вытесняет другие виды занятий, естественных и необходимых для развития ребенка. Сокращается время прогулок, подвижных игр, чтения, общения с родителями и со сверстниками.
Все родители знают, насколько притягательны для детей телевизионные пульты, телефоны, клавиатуры и прочие «девайсы». Малыши гораздо активнее тянутся к ним, чем к погремушкам и сугубо детским забавам. В этом выражается не детский интерес к технике как таковой, а желание подражать взрослым, овладеть их умениями. Некоторые родители начинают этим пользоваться, чтобы отвлечь и занять ребенка. Тут кроется первая опасность: «чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало».
До трех лет ребенка важно научить взаимодействовать с окружающим миром и людьми: доверять, устанавливать контакт, выражать свои чувства, верить в собственные силы. Для этого необходимо вовлекать детей в жизнь семьи, разговаривать сними, играть, общаться, гулять. Отвлечь малыша смартфоном или мультфильмом на планшете очень легко, но стоит ли? Цена лишних минут свободного времени слишком велика.
По данным исследования, проведенного Институтом современных медиа MOMRI (Modern Media Research Institute) :
• К 10 годам почти у каждого ребенка в России есть свой гаджет;
• У 25% детей уже в 3–4 года имеется какой-либо гаджет;
• самый распространенный «детский» гаджет – планшет;
• 71% детей в возрасте от 3 до 10 лет играют в игры и используют приложения на телефоне или планшете;
• При том что 76% родителей играют с ребенком в различные развивающие игры, только 15% пап и мам играют в развивающие игры вместе со своими детьми, используя телефон и планшет.
Сеть интернет помогает родителям уже с первых месяцев жизни включать своим детям развивающие мультфильмы.
А для деток постарше созданы тысячи развивающих игр. Но не слишком ли вредно это «развитие» для наших детей?
Для начала, рассмотрим позитивные стороны использования гаджетов детьми дошкольного возраста:
• развитие логического мышления;
• развитие мелкой моторики рук;
• развитие внимания и памяти;
• стимуляция ребенка мыслить аналитически;
• развитие быстроты реакции;
• обучение ребенка достигать поставленных целей;
• возможность изучать иностранные языки.
Когда ребенок садится за компьютер, планшет или смартфон, он становится немного уверенней, так, как ему дали доступ к современным технологиям. Для ребенка это имеет большое значение, так как родители доверяют ему «взрослые» вещи.
Работа с клавиатурой позволяет развивать пальцы ребенка, делает его движения точными и быстрыми. Играя в логические игры, ребенок учится находить выход из различных ситуаций, что позволяет ему делать правильные решения в реальной жизни.
Специально разработанные программы могут обучать ребенка иностранным языкам. Они позволяют изучать и запоминать новые слова намного эффективнее, так как в игровой форме ребенок усваивает информацию лучше.
Игры для ребенка в наше время практически незаменимая вещь, но они имеют как свои плюсы, так и минусы.
Теперь рассмотрим негативные стороны использования гаджетов детьми дошкольного возраста:
• ухудшение зрения ребенка;
• переутомление и нарушение функций организма вследствие гиподинамии;
• психологическая зависимость от игр;
• негативное влияние на осанку;
• сужение кругозора из-за отсутствия необходимости развивать свою фантазию;
• перенесение действий в игре в реальную жизнь.
Конечно, это все не проявляется сразу. Родители обычно начинают замечать изменения по истечении некоторого времени, но эти последствия оказываются намного серьезнее, чем предполагается.
Важным вопросом является детская агрессия. Многие считают, что именно компьютерные игры приводят к агрессивному поведению. На самом деле агрессия возникает не сама по себе, она уже есть у ребёнка и ищет выход. Способом выплеснуть агрессию становится компьютерная игра. Родители частот не поощряют агрессивное поведение, стремятся подавить его, но отрицательные эмоции не проходят, они уходят вглубь. Игра – это возможность выплеснуть отрицательные переживания. Игры не порождают агрессию, а показывают есть ли она у ребенка. Если в игре ребенок часто выбирает отрицательного персонажа, уничтожает мирных жителей, то это тревожный звоночек, и возможно ему нужна помощь психолога. Причины такого поведения могут быть разными, и, часто, неблагоприятная семейная атмосфера может быть одной из них.
Какие из рекомендаций ближе выбирать родителям, но придется признать, что полностью запретить использование гаджетов не получится, а вот минимизировать вред от них можно :
1. Ознакомьтесь, во что именно играет ваш ребенок.
2. Не следует в подарки детям преподносить игру, даже если они вас об этом попросят.
3. Не устанавливайте игровой компьютер в спальне ребенка.
4. Нормируйте время, проводимое ребенком за игрой, введите ограничения по времени и частоте.
5. Следите за всеми каналами информации, которыми пользуется ваш ребенок, в том числе телевидение, кино и интернет.
6. Контролируйте Интернет – там много бесплатных игровых сайтов онлайн.
Для профилактики компьютерной зависимости и работы с зависимыми детьми психологи рекомендуют родителям следующее :
1. Живите с ребенком ВМЕСТЕ!
2. Показывайте личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре.
3. Ограничьте время игр с компьютером, установив четко определенный временной интервал. Резко запрещать работать на компьютере нельзя: обозначьте для ребенка, что при соблюдении установленных границ времени, после перерыва возможно возобновление занятий.
4. Предложите другие возможности времяпровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия. Предложите ребенку альтернативу компьютеру: интерактивные игры со сверстниками, познавательные путешествия, прогулки, чтение книги, рисование.
Несколько советов для мам и пап:
• Подчеркивайте словом и действием, что эта «умная машина» – рабочий инструмент.
• Покажите, что вы используете компьютер только для дела. Например, строите с его помощью графики или пишите статьи. Для ребенка важно именно ваше поведение, а не то, что вы говорите.
• Не используйте агрессивные игры, чтобы расслабиться после работы или, хотя бы, не играйте в них при ребенке.
• Не делайте из компьютера тайны за семью печатями, а, наоборот, обеспечьте свободный доступ к обучающим и развивающим программам.
Что же мы имеем в итоге? Как выяснилось, все упирается в чувство меры и разновидность игры. Виртуальная реальность не должна занимать все свободное время человека, она также не должна провоцировать его на жестокость, развивать в нем агрессию и озлобленность. Это должен быть просто один из вариантов отдыха, наряду с занятиями спорта, прогулками на свежем воздухе, чтением книг, просмотром фильмов, встречами с друзьями…