Людмила Малкина
Ознакомление с историей страны как средством патриотического воспитания детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщенный педагогический опыт
воспитателя Малкиной Людмилы Александровны
по теме: «Ознакомление с историей страны как средством патриотического воспитания детей старшего возраста»
«Никто не забыт и ничто не забыто…»
Лебедянь, 2024
Содержание:
1. Сведения об авторе…стр. 3
2. Актуальность опыта …. стр. 5
3. Ведущая педагогическая идея опыта…. стр. 6
4. Значимость и перспективность опыта….стр. 7
5. Условия формирования опыта….стр. 8
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
6. Технология опыта…. стр. 8
7. Результативность опыта….стр. 17
1. Сведения об авторе:
Ф. И. О. : Малкина Людмила Александровна
Образование: высшее педагогическое.
Название (полное) учебного заведения, год его окончания:
Елецкий Государственный Университет им. Бунина,2013г.
Специальность по диплому:
Учитель начальных классов по специальности педагогика и методика начального образования. Диплом №139784 от 4 июля 2013 года.
Переподготовка
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Институт современного образования по программе «Дошкольная педагогика и психология» г. Воронеж. Диплом КТ 43241 от 30.09.2015 года.
Место работы:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 6 города Лебедянь Липецкой области.
Должность: воспитатель.
Педагогический стаж: 17 лет.
Стаж работы в занимаемой должности: 17 лет.
Квалификация: высшая.
Награды:
2013 год – награждена грамотой главы администрации Лебедянского муниципального района. За внедрение в образовательный и воспитательный процессы новых технологий, форм и методов обучения, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности.
2020 год - награждена золотым знаком отличия всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» Министерство спорта РФ.
2021 год - награждена грамотой отдела образования Лебедянского района Липецкой области, за 2 место в конкурсе «Воспитатель года-2021».
2021 год – награждена грамотой за участие во Всероссийском дистанционном конкурсе «Воспитатель года России – 2021». Заняла 1-место в регионе, 29 место по России и стала призером в номинации «Лучший сайт».
2021 год - награждена грамотой главы администрации Лебедянского муниципального района.
2024 год - награждена грамотой главы администрации Лебедянского муниципального района.
Работа по данной теме была начата в сентябре 2021 года с детьми старшей группы и будет закончена в мае 2023 года с детьми подготовительной к школе группы.
2. Актуальность темы
Одной из главных задач дошкольного образования является воспитание патриотизма и чувства любви к Родине. У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости за нашу Отчизну. Победа России завоевана неизмеримым подвигом советского народа. И именно события ВОВ являются самым ярким примером для воспитания патриотических чувств у дошкольников.
Тема войны непростая для детского понимания. Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Нельзя облагородить детское сердце, если оно не прочувствовало, не пережило величайшего горя нашей Родины - горя утраты миллионов жизней, горя страшных мучений – всего того, о чем наш народ не должен и не может забыть!». Воспитывать в детях гражданина страны невозможно без знания ее истории, в том числе и героической военной истории. Именно поэтому дети уже с дошкольного возраста должны знать о фронтовиках, о людях старшего поколения, о своих прадедах и дедах, как они отстояли эту Великую Победу. Как громили фашистов на фронте, как бессменно трудились в госпиталях, на фабриках и заводах. Немало важно рассказать детям о роли женщин в ВОВ, об их подвигах.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины.
3. Ведущая педагогическая идея опыта:
Цель: Создать условия для расширения знаний детей о героическом прошлом русского народа в Великой Отечественной войне через различные виды деятельности, способствующие нравственно-патриотическому воспитанию.
Задачи:
1. Изучить педагогический опыт, методическую литературу по данной теме.
2. Формировать и расширять элементарные знания детей о событиях в Великой Отечественной войне на основе ярких представлений, конкретных исторических фактах, доступных детям и вызывающие у них эмоциональные переживания.
3. Развивать интерес к истории своей страны, событиями прошлых лет, подвигами соотечественников.
4. Формировать толерантность, уважение к участникам Великой Отечественной войны, защитникам Родины, чувство гордости за свой народ.
5. Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, высказывать свои чувства.
6. Привлечение родителей к участию в педагогическом опыте.
7. Обобщить и определить эффективность данного опыта.
4. Значимость опыта:
В 2023 году Россия отметит 78-летие с момента окончания Великой Отечественной войны. Все меньше и меньше остается живых свидетелей тех страшных дней, которые могли бы рассказать подрастающему поколению о событиях великой битвы русского народа за освобождение своей страны, о подвигах солдат и рядовых граждан на фронтах и в тылу. Прямая обязанность взрослых – помочь сохранить память о героических фактах нашей истории, воспитывать у маленьких граждан гордость за свою Родину. Ведь память не имеет возраста, а гражданская позиция и любовь к своей стране не возникает вдруг, из неоткуда.
К сожалению, сегодня, в период смены общественных формаций, нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. Современное поколение недостаточно знает и интересуется событиями Великой Отечественной войны. Очень важно, чтобы с дошкольного возраста дети как можно больше узнали о трагических событиях 1941-1945 годов.
Перспективность опыта:
- Обогащение предметно-развивающей среды разнообразным материалом и пособиями;
-Внедрение эффективных современных технологий в работе с детьми по ознакомлению со страной;
-Привлечение родителей к активному сотрудничеству по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
5. Условия формирования опыта.
На формирование опыта оказали влияние следующие факторы:
-изучение опыта коллег;
-изучение методической литературы.
6. Технология опыта
Принципы построения педагогического процесса: гуманизм, дифференциация.
Методы и приемы: исследование, моделирование, формирование нравственного поведения, положительный пример взрослого, игра, наблюдение.
Направления образовательной работы: диагностика, создание развивающей среды, организация работы с детьми, взаимодействие с семьей.
Развивающая среда : Нами была собрана видеотека с фильмами о родной стране. Видеотека о городах героях нашей страны. Видеотека о детях героях. С детьми оформили альбом рисунков «Страна, в которой я живу». Была изготовлена и проведена квест-игра: «Моя Родина Россия».
Содержание деятельности по реализации опыта:
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности, цель.
Познавательная деятельность Беседа «Детям о Великой Отечественной войне». Цель: познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны; дать представление о том, что она была освободительной, велась во имя мира, процветания и благополучия нашей Родины; воспитывать чувство гордости за свой народ, стремление быть похожими на тех солдат, которые отстояли нашу Родину.
Экскурсия в краеведческий музей. Цель: Закрепить представления детей о Великой Отечественной войне; продолжать знакомить детей с героическим наследием родного края.
Непосредственно образовательная деятельность «Города герои». Цель: познакомить детей с героическими подвигами защитников нашей Родины, формировать понимание значимости патриотического подвига всех граждан страны.
Беседа «Земляки-фронтовики» Цель: познакомить детей с ветеранами Великой Отечественной войны, которые проживали в нашем родном крае, воспитывать сострадание и уважение к пожилым людям
Экскурсия в военно-патриотический музей. Цель: закрепить представления о Великой Отечественной войне; продолжать знакомить с героическими подвигами героев-земляков.
Непосредственно образовательная деятельность «Великая Отечественная война: лица Победы, дети войны». Цель: познакомить детей с героями войны, совершившими подвиги ради жизни других людей, воспитывать уважение к воинам-героям.
Непосредственно образовательная деятельность «Великая Отечественная война в изобразительном искусстве». Цель: подвести детей к восприятию художественных произведений о Великой Отечественной войне; воспитывать чувства патриотизма, уважение к истории нашего народа.
Экскурсия в библиотеку. Цель: познакомить детей с литературными произведениями, посвященными Великой Отечественной войне; героическом подвиге нашего народа.
Поисковая работа в кругу семьи «В нашей семье есть герои». Цель: развитие самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Конкурс чтецов: «Мы помним и чтим…» Цель: подготовить к празднованию Победы, воспитывать уважение к героям Великой Отечественной войны, гордость за народ, победивший врага.
Игровая деятельность Дидактические игры: «Одень солдата», «Что в военном пакете?», «Сигнальные флажки», «Салют», «Будем в армии служить», «Ордена войны», «Род войск и боевая техника», «Кто больше знает», «Похож-не похож».
Цель: Закреплять знания воспитанников о событиях Великой Отечественной войне, памятных мест нашей страны, боевой техники, родах войск. Развивать логическое мышление, память, речь, наблюдательность, любознательность.
Подвижные игры: «Саперы», «Снайперы», «Стенка-мишень», «Кто дальше?», «Переправа через мост», «Разведчики», «Кто быстрее соберется по тревоге», «Письмо на ходу», «Кто быстрее соберет…», «Пограничники», «Не попадись», «Полоса препятствий».
Цель: Укреплять физическое и психическое здоровье воспитанников, формировать патриотические чувства.
Русские народные игры: «Русское единство», «Снять часового».
Цель: Воспитывать уважение и интерес к культурному прошлому России, развивать интерес к русским народным играм. Развивать смекалку, любознательность, ловкость, чувство товарищества.
Сюжетно-ролевые игры: «Пограничники», «Военные», «Медсестры», «Военные моряки», «Разведчики». Цель: развитие игровой деятельности детей, формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Изобразительная деятельность Рисование «Памятники воинской славы нашего страны», «Храбрые защитники», «Парад Победы», «Салют Победы».
Цель: Развивать умение использовать различные художественно-изобразительные материалы (акварель, карандаши) для придания образу большей выразительности и точного воплощения замысла; закреплять знания о событиях Великой Отечественной войны; воспитывать уважение, чувства благодарности к людям, отдавшим все для фронта.
Создание самодельных книг «Наша страна в годы Великой Отечественно войны», «Дети войны», «Герои тыла».
Оформление альбомов «Великая Отечественная война в изобразительном искусстве», «Ордена и медали Великой Отечественной войны».
Цель: закреплять умение отображать в рисунке впечатления от увиденного и услышанного, развитие навыков партнерской деятельности и сотрудничества, умения взаимодействовать друг с другом.
Конкурс рисунков: «Мы за мир».
Цель: воспитание у детей чувства патриотизма, гордости за ветеранов, совершивших ратные и трудовые подвиги во имя Победы, развитие творческих способностей подрастающего поколения.
Лепка барельефов: «Звезда», «Танк», «Самолет», «Медали наших прадедов».
Цель: вызвать интерес к лепке. Закрепить полученные знания.
Закреплять умение передавать в лепке образы знакомых предметов. Развитие мелкой моторики пальцев рук, чувства объема и формы. Развивать самостоятельность, желание заниматься творчеством
Аппликации: «Мир на земле», «Поздравительные открытки к 9 мая», изготовление книжных закладок для ветеранов.
Цель: закрепить у детей навыки работы с бумагой. Формировать умение составлять композицию. Воспитывать чувство уважения к ветеранам, чувство благодарности к людям, отдавшим все для Победы.
Конструирование Конструирование из бумаги «База подводных лодок», «Эскадрилья самолетов».
Цель: развитие познавательных интересов; творческих способностей в процессе конструирования из бумаги.
Конструирование из бросового материала: «Танки-оружие Победы».
Цель: развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания поделки, используя различные материалы и техники.
«Мы склонились низко-низко у подножья обелиска» (коллективная работа по созданию макета Обелиска, Вечного огня). Цель: формировать патриотические чувства, воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. Вызвать эмоционально-ценностное отношение к героическому прошлому родного края. Приучать детей чтить память павших в Великой Отечественной войне.
Коммуникативная, музыкальная деятельность; восприятие художественной литературы. Прослушивание марша «Прощание славянки» (муз. В. Агапкина, сл. В. Лазарева, «У Кремлевской стены» муз. М. Магиденко; Слушание фронтовых песен; «Из чего наш мир состоит» (муз. Б. Савельевой, сл. М. Танича); «Вечный огонь» (муз. А. Филиппенко, сл. Д. Чибисова); «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. Лебедева-Кумача).
Цель: передача положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве.
Чтение пословиц и поговорок о героизме и храбрости.
Чтение «Рассказов о Великой Отечественной войне» А. Митяева.
Чтение произведений Л. В. Воронковой «Девочка из города», В. Давыдова «Дозор», О. Высотской «Мой брат уехал на границу», Е. Благининой «Миру-мир», К. Смирнова «Товарищ», А. Твардовского «Рассказ танкиста», В. Катаева «В разведке», А. Акима «Цветные огоньки», П. Воронько «Лучше нет родного края».
Чтение стихотворения В. Берестова «Нет, слово «мир» останется едва ли…»
Цель: продолжать развивать интерес детей к художественной литературе; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям произведений.
Реализация воспитательно-образовательного процесса с учетом интеграции образовательных областей:
Социализация
Развитие игровой деятельности детей. Формирование патриотических чувств.
Труд
Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности. Воспитывать уважение к людям труда. Продолжать знакомить с профессиями, связанными со спецификой родной страны.
Безопасность
Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
Познание
Продолжать знакомить с музеями. Формировать интерес к зданиям и сооружениям, расширять кругозор детей.
Коммуникация
Развитие свободного общения взрослых и детей.
Чтение художественной литературы
Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе.
Художественное творчество
Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства.
В период работы над темой опыта мною:
- Разработан проект «Ознакомление с историей страны как средством патриотического воспитания детей старшего возраста», «Никто не забыт и ничто не забыто…». Цель которого: создать условия для расширения знаний детей о героическом прошлом русского народа в Великой Отечественной войне через различные виды деятельности, способствующие нравственно-патриотическому воспитанию.
-Составлены перспективные планы работы (на старшую и подготовительную группу).
- Разработаны конспекты и беседы по ознакомлению дошкольников с историей страны.
-Разработан цикл экскурсий.
-Оформлен информационный альбом «Герои нашего города», «Города Герои».
- Разработан консультационный материал для родителей.
- Подготовлены методические рекомендации для педагогов.
Перед тем как приступить к планированию работы, мною было проведено анкетирование родителей и беседы с детьми по выявлению уровня знаний об истории страны. Исходя из анкетирования и бесед, был составлен план работы. Работу начали с путешествия к Вечному огню в центральную часть города. На площади мы рассмотрели Мемориал Славы в честь павших воинов в годы ВОВ. Посетили краеведческий музей г. Лебедянь.
По ходу мероприятий, посвященных победе нашего народа в ВОВ, дети узнают о том, когда и как начиналась война, какие сражения сыграли важную роль в ходе военных операций, о роли женщин в войне, о том, какой ценой досталась нашему народу Победа. Дети узнали о бесстрашных героях войны, о тысячах солдат, погибших в эти страшные годы, о братских могилах, оставшихся на полях сражений, о могиле неизвестного солдата у Кремлевской стены, куда приходят поклониться подвигу миллионы людей.
Проведены занятия-беседы:
- о Великой Победе;
- почему война называется Великой Отечественной;
- дети и война;
- женщины на защите Отечества;
- женщины на защите Отечества;
- блокада Ленинграда;
- Сталинградская битва;
- партизанские отряды.
В конкурсе «Дети рисуют войну» воспитанники отразили свои впечатления от знакомства с событиями далеких военных лет.
В создании развивающей среды активное участие приняли родители. Совместно были организованы мини-музей, фотовыставка «Поклонимся великим тем годам…». Вместе с детьми они пересматривали семейные архивы, по крупицам собирали сведения о своих предках. И теперь дети с гордостью рассказывают своим друзьям о своих героях, ковавшим Победу.
С большим азартом и удовольствием дети приняли участие в военно-спортивной игре «Зарница». Дошкольники старательно выполняли приказы командира, радовались каждому подбитому танку, грамотно оказывали помощь раненому и выносили его с поля боя, сами готовя атрибуты к игре.
Стало традицией ежегодно после праздничных утренников, посвященных 9 Мая, возлагать цветы к памятнику неизвестного солдата.
В ходе опыта прочли много литературы о войне. Особенно детям запомнилась повесть Л. Воронковой «Девочка из города».
В ходе опыта воспитанники научились более осознанно воспринимать события, факты явления социальной действительности, анализировать их. Активизировался процесс нравственно-духовного и патриотического воспитания в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Благодаря этой тесной связи, активной их помощи, улучшилось качество учебно-воспитательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников.
Из наблюдений за детьми, бесед с родителями можно сделать вывод о том, что большинство детей применяют полученные знания в добрых делах и поступках. У них появилась мотивационная потребность изучения родной страны и её истории.
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у своих детей чувство безграничной любви к Родине».
7. Результативность опыта
В результате опыта данной темы, дети узнали и полюбили нашу страну, ее красоту и богатство. Совместно с родителями мы добились у детей четкого понимания слова «Родина». Вместе заложили росток любви к нашей огромной стране. Ознакомление с историей родной страной с помощью разнообразных видов деятельности создает неповторимую атмосферу патриотизма и гордости.