Татьяна Кузьмина
Дидактические игры по развитию связной речи и обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры по речевому развитию.
В последнее время наблюдается тенденция "плохоговорящих" детей. Во многом это связано с тем, что дети мало говорят, увлекаясь компьютерными играми и просмотром мультфильмов. Родители, в силу своей занятости, мало времени уделяют разговорам с детьми, чтению художественной литературы с последующим обсуждением, играм по развитию речи.
Публикация «Дидактические игры по развитию связной речи и обучению грамоте» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Одной из основных задач общеобразовательной программы дошкольного образования является речевое развитие детей.
На занятиях и в свободное от занятий время мы с детьми читаем художественную литературу, учим стихи, составляем предложения и рассказы по картинам. Чтобы развитие связной речи и обучение грамоте проходило интереснее используем дидактические игры.
«Поезд»
В разных местах комнаты расставляют игрушки (мишка, Чиполлино, кукла, заяц, лиса, матрешка). Названия игрушек – это названия станций, на которых останавливается поезд. Станции объявляет машинист. Роль машиниста берет на себя взрослый, а дети, встав за машинистом, – роли пассажиров. Машинист дает сигнал, и поезд отправляется в путь, имитируя стук колес, гудок. На станции (около игрушки)поезд останавливается, и машинист объявляет ее: «Станция «Зайка», следующая станция «Чиполлино» и т. д. После того как поезд сделает полный круг, игра повторяется. Взрослый и дети меняются ролями. Затем игрушки выставляют на стол. Детям предлагают называть игрушки. Обращают их внимание на то, что, назвав игрушку, ребенок сказал слово («Ты назвал игрушку, сказал слово мишка. Теперь скажи это слово громко, ласково»)
«Закончи предложение»
Воспитатель читает текст стихотворения. Как только она останавливается, дети должны вставить подходящее слово, чтобы закончить предложение.
Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.
И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.
Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.
Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.
Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.
И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.
Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!
Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,
Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.
А когда собрал их много, то отправился домой,
И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.
Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,
А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!
Кто как разговаривает?
Количество играющих: 16 человек.
Инвентарь: мяч.
Ведущий поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как животное «разговаривает». Например:
корова — мычит
тигр — рычит
змея — шипит
комар — пищит
собака — лает
волк — воет и т. д.
У этой игры может быть другой вариант. Ведущий бросает детям мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «Кто мычит?», «Кто крякает?» и т. д.
Чей домик?
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: мяч.
Бросая мяч поочередно каждому ребенку, ведущий задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает. Примеры вопросов:
Кто живет в дупле? — белка
Кто живет в гнезде? — ласточки, кукушки и др.
Кто живет в будке? — собака
Кто живет в норе? — лиса
Кто живет в берлоге? — медведь
Возможен обратный вариант. Ведущий спрашивает, где живут звери, а ребенок отвечает.
Скажи ласково
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: мяч.
Ведущий, бросая мяч ребенку, называет слово ( например: шар, а ребенок, возвращая мяч ведущему, образует другое слово при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Например:
стол — столик, ключ — ключик
шапка — шапочка, белка — белочка
книга — книжечка, ложка — ложечка
кукла — куколка, шкаф -шкафчик и т. д.