Надежда Кривасова
Дидактические игры, стимулирующие двигательную активность детей с общим недоразвитием речи, при обучении грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток представлений, понятий
об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности.»
В. А. Сухомлинский.
В последнее время увеличилось количество детей с отклонениями в физическом, психическом, речевом развитии. Подобные нарушения у детей становятся главной причиной неподготовленности их к обучению в школе.
Публикация «Дидактические игры, стимулирующие двигательную активность детей с общим недоразвитием речи, при обучении грамоте» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июнь 2018
Среди воспитанников логопедических групп встречаются не только дети с речевыми недостатками, но и с нарушениями опорно – двигательного аппарата, в особенности общей и мелкой моторики. Для детей логопедической группы с недоразвитием речи характерны также нарушения внимания, памяти, быстрая утомляемость. Поэтому в процессе дошкольного воспитания и обучения в группах компенсирующей направленности (ОНР) коррекционная работа учителя-логопеда и воспитателей должна быть направлена на развитие речевой, познавательной деятельности, а также на активизацию двигательной сферы ребенка.
Двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает активный отдых, повышает работоспособность, предупреждает переутомление, способствует развитию подвижности нервных процессов. Чем выше двигательная активность детей, тем лучше развивается их речь.
При планировании непрерывной образовательной деятельности, в том числе по подготовке к обучению грамоте, перед учителем-логопедом стоит задача сохранения и укрепления здоровья детей. Это подразумевает применение здоровьесберегающих технологий (использование физкультминуток, динамических пауз, повышение двигательной активности детей на занятиях и т. д.).
Как обязательное условие проведения фронтальных логопедических НОД с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, в «Программе коррекционного обучения детей с ОНР» отмечено «включение в занятие разнообразных игровых и дидактических упражнений с элементами соревнования, контроля за своими действиями и за действиями товарищей».
Так как, на мой взгляд, фронтальная НОД по подготовке к обучению грамоте у старших дошкольников являются наиболее статичной, я предлагаю игры, которые логопед и воспитатели могут использовать в целях повышения двигательной активности детей.
Нельзя забывать, что ребята, которые попадают в логопедические группы, зачастую имеют проблемы с координацией движений, что мешает им легко ориентироваться в пространстве, сказывается на общем физическом развитии и
состоянии здоровья, может привести к гиподинамии. Устранению двигательных расстройств помогают дидактические игры, которые я разработала и использую в непрерывной образовательной деятельности при обучении грамоте.
Дидактическая игра "Поиграем в классики"
Цель.
Обучать детей чтению двухсложных слов без стечения согласных.
Задачи.
Совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности на уровне слова.
Формирование навыка слогового чтения слов.
Закрепление понятий «ударный», «безударный слог».
Закрепление правила написания имен собственных с большой буквы.
Развитие фонематических процессов, общей, артикуляционной моторики, памяти, внимания, мышления.
Воспитание навыков сотрудничества в игре, инициативности, ответственности, активности.
Оборудование.
Квадраты 25 на 25 см из обивочной плотной ткани с пристроченными с обратной стороны кусочками липучки (чтобы квадраты не скользили по поверхности ковра, карточки с буквами.
Ход игры.
Квадраты из плотной ткани выкладываются на ковре, как при игре в «Классики». На квадраты, расположенные на одной линии выкладываются буквы Р, У, на следующие – К, А, дальше – Ш, А, затем – Р, Ы. Дети прыгают на квадраты, как при игре в «Классики» и читают слова: РУ – КА, КА – ША, ША – РЫ. Конец одного слова служит началом другого.
В каждом слове необходимо назвать гласные буквы, согласные буквы, количество слогов, ударный и безударный слог. Если в цепочке слов есть имена людей, то нужно сказать, чем эти слова отличаются от других слов и с какой буквы их надо писать.
Примеры цепочек слов: ЛИ – СА – ЛО – СИ – МА – ША – РЫ
ДИ – МА – КИ – НО – ГИ – ТА – РА
Дидактическая игра "Волшебные следы"
Цель.
Обучать детей чтению односложных и двухсложных слов без стечения согласных.
Задачи.
Совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности на уровне слова.
Формирование умения выделять последнюю букву в слове и с нее начинать чтение следующего слова.
Закрепление понятий «ударный», «безударный слог» в двухсложных словах.
Развитие фонематических процессов, общей, артикуляционной моторики, памяти, внимания, мышления.
Воспитание навыков сотрудничества в игре, взаимопонимания, ответственности, активности.
Оборудование.
Следы и лапки из обивочного материала с пристроченными с обратной стороны кусочками липучки, полотно плотной ткани с пристроченными кусочками другой части липучки.
Ход игры.
Вариант № 1
Следы выкладываются на ковре друг за другом с небольшими наклонами в разные стороны, чтобы усложнить детям задачу прохождения по ним. На следы выкладываются буквы Р, О, Т, О, К, О, М, А, К, И. Дети шагают по следам и читают слова : РОТ, ТОК, КОМ, МАКИ. Конец одного слова служит началом другого.
Вариант № 2
Лапки, к обратной стороне которых пристрочены кусочки липучки, с буквами Б, А, Н, А, Н, Ы прикрепляются к полотну из плотной ткани с пристроченными кусочками другой части липучки. Лапки прикрепляются не ровно, а с небольшими наклонами в разные стороны. Само полотно вывешивается на передвижную доску. Дети прикладывают ладошки к лапкам и прочитывают слово по слогам: БА-НА-НЫ.
Дидактическая игра "Преодолей вершину"
Цель.
Обучать детей чтению трехсложных слов без стечения и со стечением согласных.
Задачи.
Совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности на уровне слова.
Формирование навыка слогового чтения слов.
Закрепление понятий «ударный», «безударный слог».
Закрепление правила написания имен собственных с большой буквы.
Развитие фонематических процессов, общей, артикуляционной моторики, памяти, внимания, мышления.
Воспитание навыков взаимопонимания и сотрудничества в игре, инициативности, ответственности, активности.
Оборудование.
Прыгалки, карточки слогов.
Ход игры.
Логопед или воспитатель выкладывает на ковре горы в виде треугольника или четырехугольника из прыгалок. У вершин кладет карточки со слогами.
- Мы с тобой – альпинисты, которые лазают по горам. Чтобы покорить очередную вершину, нам надо прочитать слово, которое разбросано по горам: его первый слог у подножия горы, второй слог – на вершине, а третий слог – у другого подножия. Полезли!
Дети без обуви аккуратно идут по прыгалке и прочитывают по слогам слово. Например, АН – ТО - ША, ЗА – НО – ЗА, БУ – РА – ТИ – НО, ПИ – ЖА – МА, ПИ – РА – МИ – ДА.
Дидактическая игра «Ступени»
Цель.
Обучать детей чтению двухсложных, трехсложных слов без стечения и со стечением согласных.
Задачи.
Совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности на уровне слова.
Формирование навыка слогового чтения слов.
Закрепление понятий «ударный», «безударный слог».
Закрепление правила написания имен собственных с большой буквы.
Развитие фонематических процессов, общей, артикуляционной моторики, памяти, внимания, мышления.
Воспитание навыков взаимопонимания и сотрудничества в игре, инициативности, ответственности, активности.
Оборудование.
Прыгалки, карточки слогов, стрелочка из картона.
Ход игры.
Взрослый выкладывает при помощи прыгалки ступени, ведущие вниз или вверх. На ступени кладет карточки слогов.
- Мы с вами уже очень много умеем. С каждым днем мы поднимаемся по лестнице знаний все выше и выше. Поэтому давайте играть в игру «Ступени лестницы». Поднимаясь по ступенькам вверх или спускаясь по ним, вы можете прочитать слово.
Дети без обуви аккуратно идут по прыгалке и прочитывают по слогам слово.
Например, БА- НА – НЫ, ПИ – ЖА – МА, КО – СЫ, СТО – ЛЫ, МА – КИ, СУ =- ПЫ, НО – ТЫ.
- Поставьте стрелочку рядом со ступеньками вверх, если слово получилось, когда вы поднимались вверх. И поставьте стрелочку вниз, если слово вышло при спуске по лестнице.
Дидактическая игра «Озорной котенок»
Цель.
Обучать детей чтению односложных, двухсложных, трехсложных слов без стечения и со стечением согласных.
Задачи.
Совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности на уровне слова.
Развитие фонематических процессов, общей, артикуляционной моторики, памяти, внимания, мышления.
Воспитание навыков взаимопонимания и сотрудничества в игре, инициативности, ответственности, активности.
Оборудование.
Прыгалки, карточки согласных и гласных букв, большой рисунок клубка ниток.
Ход игры.
Взрослый кладет на ковер нарисованный клубок ниток, а от клубка выкладывает прыгалки одна за другой петлями, изображая нить. Вдоль «нити» выкладываются буквы в словах. Дети без обуви ножками идут по прыгалке и при этом прочитывают из букв слова.
- Озорной котенок очень любил играть с клубочком ниток. А на нитках были надеты буквы каких-то слов. И озорной котенок, перепутав все нитки, перепутал и все буквы в словах. И слова прочитать невозможно. А мы с вами попробуем распутать эти буквы и прочитать слова. Для этого идите по нитке и прочитывайте буквы.
Дидактическая игра «Слоговая таблица»
Вариант № 1
Цель.
Обучать детей чтению двухсложных, трехсложных слов без стечения согласных.
Задачи.
Совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности на уровне слова.
Формирование навыка слогового чтения слов.
Закрепление понятий «ударный», «безударный слог».
Закрепление правила написания имен собственных с большой буквы.
Развитие фонематических процессов, общей, артикуляционной моторики, памяти, внимания, мышления.
Воспитание навыков взаимопонимания и сотрудничества в игре, инициативности, ответственности, активности.
Оборудование.
Карточки прямых слогов на листах форма А4 в файле.
Ход игры.
Взрослый выкладывает 9 карточек с прямыми слогами на ковер в форме квадрата и предлагает детям из данных слогов составить слова, перешагивая с карточки на карточку. Одни и те же слоги можно использовать несколько раз.
Например, ША, ЛО, ДО, ГА, МА, ДЫ, РО, СА, ДИ.
Вариант № 2
Цель.
Обучать детей чтению двухсложных слов со стечением согласных.
Задачи.
Совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности на уровне слова.
Формирование навыка слогового чтения слов.
Закрепление понятий «ударный», «безударный слог».
Развитие фонематических процессов, общей, артикуляционной моторики, памяти, внимания, мышления.
Воспитание навыков взаимопонимания и сотрудничества в игре, инициативности, ответственности, активности.
Оборудование.
Карточки закрытых слогов и прямого слога КА на листах форма А4 в файле.
Ход игры.
Взрослый выкладывает 5 карточек с закрытыми слогами (например, БАЛ, ПАЛ, ПОЛ, БУЛ, ПИЛ) друг под другом, напротив этих слогов кладет слог КА. От закрытых слогов к слогу КА протягивает прыгалки. Дети идут по прыгалке и прочитывают слова. (САЙ, СОЙ, ЛЕЙ, МАЙ, МОЙ, ЛАЙ, КОЙ, КА.)
Список литературы
Вавилова Е. Н., Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя дет. Сада. – М. : Просвещение, 1983.
Игры в логопедической работе с детьми: Кн. Для логопеда. Ред. -сост. В. И. Селиверстов. – М. : Просвещение, 1987.
Метельская Н. Г., 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – (Логопед в ДОУ).
Миронова Р. М., Игра в развитии активности детей: Кн. для учителя. – М. : 1989.
Солнцева Е. А., Белова Т. В., 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников: пособие для родителей и педагогов. – М. : АСТ: Астрель. 2007.