Елена Коцура
Конспект комплексного занятия по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание. Закреплять навыки чтения, формировать сообразительность, смекалку. Учить детей составлять описательный рассказ, развивать связную речь; закреплять знания интонационных знаков; воспитывать уважение к сверстникам, готовность помочь.
Методические приемы. Работа с планом, дидактическая игра «Скажи наоборот», отгадывание загадок, составление описательных рассказов, писк недостающих букв.
Словарная работа. Следопыты, повествовательное.
Публикация «Конспект комплексного занятия по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Предварительная работа. Обучение детей работе с планом, чтение стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа».
Материалы к занятию. План группы, рисунок колодца, «волшебное колесо», интонационные знаки.
Ход занятия.
Воспитатель: В детский сад пришло письмо от следопытов из волшебной страны слов. Вот оно.
«Дорогие друзья! Мы следопыты из сказочной страны слов. Следопыты первыми ступают на новые земли, разгадывают тайны. Мы хотим, чтобы вы тоже стали следопытами. Для этого посылаем план вашей группы. Если вы ответите на все вопросы и выполните все задания по плану, в конце занятия вас ждет сюрприз.»
(Воспитатель показывает план группы).
– С чего мы начнем выполнять задания?
– Правильно первая стрелка ведет к цифре 1. Итак, первое задание. Его вы найдете на книжном стеллаже.
– Перед вами два колодца, рядом два ведра, которыми из колодцев можно достать чудесный напиток. Но утолить жажду сможет лишь тот, кто разгадает тайну этих слов. Видите на колодцах нарисованы буквы? Внимательно рассмотрите рисунок. Буквы указывают на начало и конец слова. Пропущенные буквы спрятались в ведрах. Чтобы набрать из колодца волшебной влаги, нужно опустить в него ведро с тайной буквой, которой не достает на двух колодцах.
– За работу, друзья!
– Какие буквы вы видите в левом столбике первого колодца? В правом столбике?
– Какой буквы не хватает, чтобы получить разные слова?
Дети называют буквы (ставят) и называют слова.
Аналогично проводится работа со вторым колодцем.
2) А теперь приступим к выполнению второго задания.
Для нашего путешествия нужны сказочные колеса. С одним из них я хочу вас познакомить. Как вы думаете: почему в центре волшебного колеса стоит вопросительный знак? Чудесное колесо состоит из букв, которые надо уметь складывать в слоги, а потом в слова. Некоторые слова односложные, тогда они совпадают со слогами. Другие состоят из 2-х и более слогов. Смотрите на чудесное колесо и мысленно поворачивайте его как угодно и читайте слова слева направо и наоборот, т. е. по часовой стрелке и против часовой стрелки.
(колесо, сок, село, сокол, сел, лес и др.)
3) А теперь идем по стрелке дальше и рядом с уголком «Изодеятельность» находим задание №3. Оно называется «Игра с мячом». Выслушайте, пожалуйста правила игры. Всем детям надо встать в одну шеренгу. Ведущий встает напротив детей, бросает мяч, называет слово, а вы называете слово с противоположным значением: длинный - короткий, высокий – низкий, широкий – узкий, мягкий – твердый, большой – маленький, много-мало, красивый – некрасивый, темный – светлый, новый – старый, холодный – теплый, грязный – чистый, громкий – тихий, быстро – медленно…
(Ребята нам прислали)
4.) Продолжим путешествие по плану, присланному следопытами.
Следующее задание ждет нас возле уголка «Почта».
- Ребята нам прислали отрывок стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа». Я вам сейчас прочитаю, но здесь почему-то в конце предложений нет никаких знаков. Значит нам с вами надо их поставить.
Кто не знает дядю Степу?
Дядя Степа всем знаком!
Знают все, что дядя Степа
Был когда-то моряком.
Какой знак надо поставить после первого предложения?
Почему ставим вопросительный знак? (Вопрос спрашиваем)
Почему ставим восклицательный знак? (восхищение, удивление, радость).
5.) А теперь идем по стрелке дальше. Приступим к выполнению следующего задания.
Ребята нам прислали загадки о животных. Надо отгадать загадку и составить отгадку из букв на фланелеграфе. Дети должны прочитать и рассказать все, что они знают об этих животных.
1. У порога плачет
Коготки прячет
Тихо в комнату войдет,
Замурлычет, запоет.
(кошки)
2. Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
3. Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет, в деревне кур крадет.
6.) Ребята, у нас осталось последнее задание. Давайте прочитаем письмо.
«Дорогие ребята, вот вы и ответили на все вопросы, выполнили все задания. Мы посылаем вам в подарок талисманы, т. е. предметы, которые приносят счастье и удачу. Но получит талисман лишь тот, кто выполнит задание, указанное на обратной стороне талисмана. Кто выполнит задание, тот будет носить почетное звание – следопыт.
Надо прочитать слово на обратной стороне талисмана и разделить его на слоги (части).
Список литературы.
1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Логинова В. И., Бабаева Т. И., Ноткина Н. А. и др. ; под редакцией Бабаевой Т. И., Михайловой З. А., Турович Л. М., \ Детство-Пресс, 2004.
2. Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать!» Обучение дошкольников чтению. Программа-конспект СПБ: «Детство-Пресс», 1999г.
3. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. (Под редакцией Ушаковой О. С. – М. : ТЦ Сфера, 2004г.).
4. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1983г.