Пальмова Вера
Дидактические игры по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «МАМИНА СУМКА»
Игровой материал: бумага и карандаши.
Правила игры : Догадайтесь, какие про-дукты принесла мама из магазина, если она покупала только такие, в названиях которых есть звук М: масло, манка, маргарин, мороженое, молоко и т. д.
Затем мама покупала продукты со звуком М’ : сметана, мясо, вермишель.
Варианты этой игры :
1. «Мама варила обед»
Какие блюда приготовила мама, если в их названии есть звук:
Р – борщ, рыба, рагу, картошка.
Р’ – рис, курица, креветка, варенье.
2. «Машины»
Публикация «Дидактические игры по развитию речи» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Ребенок рисует две машины. На од-ной ставит марку Л, а на другой Л’ и «загружает» каждый грузовик, т. е. рисует предметы со звуком Л или Л’. Подобным образом загружаем любые виды транспорта разными парными согласными.
Игра «ПОСТРОИМ ДОМ»
Игровой материал: лист бумаги, карандаши (фломастеры).
Правила игры : На листе бумаги нарисо-вана стена. Просим ребенка дорисовать дом. но изображать можно только те детали, в ко-торых есть звук Р – крыша, труба, крыль-цо, рама, забор (вокруг дома) и т. д. Потом рисуем предметы только со звуком Р’ – две-ри, козырек (над дверью, деревья (рядом с домом) и т. д. Детям помогаем вопросами:
* Из какого материала сделан дом: кирпич-ный, деревянный?
* Какой краской покрасим: серой, розовой, коричневой?
* Какие кустарники нарисуем возле дома: смородину, сирень?
* Какие цветы посадим рядом с домом: астры, розы, ирисы?
* Что будет расти в огороде: репа, укроп, горох?
* Кто живет в пруду или озере: караси, карпы и т. д.
Игра «УПРЯМЫЕ ЗВУКОВИЧКИ»
(С мячом)
Игровой материал: мяч.
Правила игры : Называем твердый согласный звук и бросаем мяч ребенку. Поймав мяч, ребенок называет пару за-данного звука (маленького «братца») и бросает мяч ведущему. Например:
Б – Б’
Н – Н’
К – К’
Или, наоборот, называем мягкий со-гласный, а ребенок в ответ – большого «братца», т. е. твердую пару названного звука:
Ф’ – Ф
З’ – З
Варианты этой игры :
1. «Твердые - мягкие»
Называем слово с твердым звуком и бросаем мяч ребенку, а ребенок возвра-щает мяч, изменив звук на мягкий:
рука – река;
лось – лента;
молоток – мель.
2. «Измени слово»
Бросаем мяч и говорим слово с твер-дым окончанием, а ребенок возвращает мяч, заменив твердое окончание на мяг-кое:
дал – даль ел – ель
был – быль мел – мель
кон – конь жал – жаль
стал – сталь угол – уголь
шест – шесть пар – парь
Игра «НАЙДИ НУЖНЫЙ ЦВЕТ»
Игровой материал: квадраты разных цветов.
Правила игры : Показываем детям квадраты разных цветов: красные, фиолетовые, оранжевые и т. д. Предлагаем назвать квадраты лишь того цвета, в названии которых есть звук:
Р – красный, оранжевый, розовый, се-рый и т. д. ;
Р’ – коричневый, сиреневый;
Л – голубой, белый, желтый;
Л’ – зеленый, фиолетовый и т. п.
При повторении игры геометриче-ские фигуры менять.
Игра «ВОЛК, СОБАКА И ОХОТНИК»
Правила игры : Рассказываем. В лесу идет большая охота, волки охотятся за зайцами, охотники с собаками за волками. Пусть волк будет звук Р, собака звук Р’, остальные звуки – зайцы, а дети – охотниками. Говорим:
«Теперь будьте внимательны, как услышите звук Р в словах, которые я произношу, стреляйте – хлопайте в ла-доши, только не заденьте зайца или свою охотничью собаку. Внимание, начинаем охоту!»
Примерный словарный материал: рука, лось, рыбка, рябчик, река, леска, угорь, рысь, рябина, лес, груша, сыроежка, лисички, опята, рыжики.