Лилия Валиева
Дидактические игры по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Данное пособие –это совокупность дидактической и словесной игры. Охватывает многообразие различных игр, имеет наглядность. «Скажи мне – и я забуду, покажи мне- и я запомню, дай сделать – и я пойму», гласит китайская притча. Поэтому данное пособие является реализацией речевых возможностей, визуализацией конкретных образов, манипуляции с ними.
Основные достоинства дидактического пособия.
•Доступность;
•Мобильность;
Публикация «Дидактические игры по развитию речи» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
•Многофункциональность (как со всей возрастной группой, так и индивидуально, применение, как в организованной образовательной деятельности, так и включение в режимные процессы, и в самостоятельную деятельность детей).
Дидактическая игра «Что изменилось?»
Цель: Формирование умения определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между).
Задачи: Развивать внимание, память, мелкую моторику рук.
Материал: Мишка, кот, лягушка, заяц, лиса.
Ход игры : Воспитатель расставляет животных, обращается к детям.
Запомните кто где стоит. Закройте глаза. Что изменилось? (Мишка стоял наверху лисички, а сейчас между лягушкой и котом.)
Таким образом обыгрываются все возможные положения игрушек. Игра повторяется 5-6 раз.
Дидактическая игра «Чего не стало?»
Цель: Формирование умения употреблять существительные в именительном и винительном падежах.
Задачи: Формировать лексико-грамматический строй речи.
Развивать мелкую моторику рук, зрительное восприятие, внимание, память, сенсорику.
Обогащать и активизировать словарный запас. Воспитывать наблюдательность.
Материал: Лиса, лисята, ежата, еж, щенята, собака, цыплята, курица.
Ход игры : Воспитатель выставляет на панно четыре предмета. Ребенок называет их. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, а сам в это время прячет одну из предметов. Ребенок должен отгадать, какая из них исчезла. Игру рекомендуется повторять 3-4 раза.
2-ой вариант. Один из детей прячет, другой отгадывает.
3-й вариант. Воспитатель прячет (лисят, цыплят, щенят и т. д.) дети отгадывают. Дети: нет щенят, цыплят. И т. д.
Дидактическая игра «Чей детеныш?»
Цель: Точное использование наименования детенышей животных в единственном и множественном числе.
Задачи: Закреплять в речи детей названии детёнышей животных, навыков словообразования.
Выработать ориентировку на звучание грамматических форм, при помощи которых образуются названия животных. Обратить внимание на то, что не все названия животных образуются одинаково.
Развивать ловкость, внимание, память.
Материал: Животные и детеныши.
Ход игры : 1-й вариант: Воспитатель называет животное, а ребёнок, называет детёныша этого животного. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку.
2-ой вариант: Воспитатель: Жил-был котенок Пух. Почему его так звали?. Потому, что он был пушистый. У него было день рождение. К нему пришли малыши со своими мамами. Пришла ежиха с малышами.
Дети: Ежатами. Воспитатель: Пришла свинья с малышами. Дети: Поросятами. И т. д.
Дидактическая игра «Домашние и дикие животные»
Цель: Формирование умения употреблять существительные с обобщающим значением.
Задачи: Закреплять знания детей о диких и домашних животных.
Формировать умение различать животных и их детенышей, правильно соотносить их названия, умения группировать предметы по общему признаку.
Расширять кругозор детей через ознакомление детей с животными.
Развивать внимание, память, мышление.
Способствовать развитию артикуляционного аппарата при произношении гласных звуков по звукоподражаниям. Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.
Материал: дуб, дом, домашние и дикие животные.
Ход игры : имеются два игровых поля. 1- дерево-дуб - для диких животных и 2 - скотный двор - для домашних животных. Все животные перемешиваются и дикие и домашние, дети должны проговаривая распределить животных по их месту обитания. Например, лиса живет в лесу. Кто первый разложит животных по своим местам обитания - тот и выиграл.
Дидактическая игра «Домашние и дикие животные»
Цель: Формирование умения употреблять существительные с обобщающим значением.
Задачи: Закреплять знания детей о диких и домашних животных.
Формировать умение различать животных и их детенышей, правильно соотносить их названия, умения группировать предметы по общему признаку.
Расширять кругозор детей через ознакомление детей с животными.
Развивать внимание, память, мышление.
Способствовать развитию артикуляционного аппарата при произношении гласных звуков по звукоподражаниям. Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.
Материал: дуб, дом, домашние и дикие животные.
Ход игры : имеются два игровых поля. 1- дерево-дуб - для диких животных и 2 - скотный двор - для домашних животных. Все животные перемешиваются и дикие и домашние, дети должны проговаривая распределить животных по их месту обитания. Например, лиса живет в лесу. Кто первый разложит животных по своим местам обитания - тот и выиграл.